"Такое количество брани, угроз, проклятий, призывов физической расправы со скульптурами и автором в комментариях я не припомню", — так оценил реакцию на свою казанскую выставку "Атлеты неофутуризма" Дмитрий Каварга. Участники крестового похода, объявленного казанским горкомом КПРФ художнику, действительно не стесняются ни в выражениях, ни в советах, что именно надлежит сделать с автором спорных работ. Дмитрий поделился с "Idel.Реалии" мнением, что они "сражаются с мнимыми угрозами в своих головах", а кроме того заявил, что видит в столь бурной реакции на свои работы "почти донкихотство".
С Дмитрием мы общаемся через меседжер Фейсбука. Несмотря на то, что на многочисленные выставки за его плечами, публичным человеком его по-прежнему едва ли назовешь. Когда я интересуюсь насчет портретного фото, Каварга разрешает использовать фотографию с аватарки в соцсети. Портретом это можно назвать весьма условно. Дмитрий глядит на зрителя сквозь отверстие в одной своих скульптур. Если не приглядываться, складывается полное ощущение, что автор и работа сливаются в единое целое. Не исключаю, что именно поэтому она и была отобрана в качестве аватара:
— Вы ожидали подобную реакцию? Где-либо и когда-либо еще такую "встречу" ваших работ организовали?
— Подобная реакция для меня абсолютно неожиданна. Эти скульптуры уже выставлялись в Москве и Петербурге — и да, какие-то девочки-блогерши пытались описывать своё мнение словами "фу", "что это за хрень", "что курил автор" и т.д., не забывая при этом сделать на их фоне селфи. Подобных комментов много к любой скульптуре — не только к моей, это было и будет всегда. Разумеется, более вдумчивой и позитивной реакции гораздо больше.
Но то, что творится в Казани, я бы, пожалуй, сравнил с разлившейся цистерной токсичных веществ... Такое количество брани, угроз, проклятий, призывов физической расправы со скульптурами и автором в комментариях я не припомню, это потрясает.
— Потрясает — но не пугает? Или пугает тоже? У вас не возникло мысли, что этот выброс негативной энергии тоже можно оформить в скульптуру?
— Я уже воплотил множество работ и даже целые проекты, в которые вплетены размышления о человечестве, его развитии, абсурдности устремлений и агрессивности идей... К примеру, "Токсикоз антропоцентризма" или "Архивация постчеловеческого компоста". Я не питаю иллюзий насчёт будущего человечества, вне зависимости от его политических и социальных устремлений, когда-то мы сменим свою биологическую оболочку на новый носитель информации о нас, но до той поры окончательно уничтожим всё живое здесь...
— При ознакомлении с воззванием КПРФ я не мог отделаться от мысли, что это текст совсем другой эпохи — советской, когда газеты публиковали гневные письма трудящихся по поводу рок-концертов или фильмов Тарковского. У вас не возникло такого же ощущения? Жутковато — хотя бы на миг — не стало?
— Пожалуй, да, это реакция "охранительства". Чувствуется, что люди одержимы идеей, охвачены ей целиком до сужения сознания и готовы её всячески защищать. Они сражаются даже с мнимыми угрозами собранной в их головах системы, видят врага там, где его нет и в помине. Абсолютно понятная реакция, она свойственна всем, а не только партийным коммунистам.
Но именно сейчас она выглядит вовсе не пугающе, марксистско-ленинские идеи и кровь жертв давно впитались в прах времён, так что сейчас это почти донкихотство. Кстати, с таким же успехом они могли бы порадоваться вновь появившимся в городе бюстам своих символов, которые ожили в этих странных скульптурах — но, как видно, выбрано агрессивное отрицание.
— Рискну предположить, вопрос "что хотел сказать этим автор?" вам приходится слышать довольно часто. В то же время в "Атлетах Неофутуризма" я вижу, что помимо названия под каждой работой содержится еще и обстоятельное описание. На ваш взгляд, так ли необходимо давать людям подобные текстовые подсказки? Почему вы решили, что без них не обойтись?
— Действительно, видя даже совершенно абстрактный скульптурный образ, люди пытаются интерпретировать его во что-то понятное, встроенное в литературно-описательную непрерывность мышления. Таково свойство нашего сознания, если "узнавание" не происходит, мы чувствуем беспокойство, не находим себе места. Художник, наоборот, эти цепи непрерывности пытается рвать, чтобы в промежутках разрывов и логических тупиков обнаружить новые смыслы и ощущения, открытия.
Профессионалам, как правило, таблички с описанием не нужны, они понимают язык искусства и считывают заложенную в работах информацию без дополняющего текста. К "Атлетам Неофутуризма" куратор выставки Гузель Файзрахманова сделала дополнительные описания, это была её инициатива и теперь я понимаю, что в данной ситуации решение очень верное.
— Все пять фигур, насколько я понимаю, объединены одним общим видом спорта. Почему именно футбол?
— Все пять скульптур, создавались к выставке, приуроченной к чемпионату мира по футболу и проходившей в парке Музеон в Москве. Как известно, это место скопления статуй, бюстов и скульптур всевозможных персонажей советской эпохи, оттого и мои атлеты вобрали в себя их часть.
— Какое будущее ждёт масштабную скульптуру "Казанское вещество", которую вы изначально планировали установить у ТРЦ на Павлюхина вместо "Атлетов Неофутуризма"? Идея похоронена? Или вы всё же намерены воплотить её в жизнь?
— К сожалению, работа над "Казанским веществом" остановлена и едва ли возобновится. Очередной виток экономического кризиса вкупе с эпидемией не дали скульптуре прорасти в Казани. Что, возможно, даже к лучшему, судя по резонансу от "Атлетов".
— В комментариях на своей странице в Фейсбуке вы пишете, что появление образов вождей в ваших работах являются следствием того, что (цитирую) "я сам родился в той стране, был октябренком и пионером, среди огромного количества советских символов, которые остались во мне навсегда". В какие образы в итоге преобразовались те же Ленин и Сталин в сознании современных россиян?
— Я не могу отвечать за сознание россиян, а только за своё собственное. И да, включать в свои работы символы времени мне кажется интересным. Один крошечный бюстик или узнаваемая фигурка может развернуть вспять тематический нарратив гигантской скульптуры, вес малого во много раз превышает размер большого, это довольно интересно. Что касается именно Ленина или Сталина, то мне они в равной степени интересны или неинтересны, как и другие узнаваемые персонажи, будь то политики, полководцы, философы, религиозные идолы, герои кинофильмов, и т.д. Весь этот массив образов и составляет мир, созданный нами. Мир, наполненный демоническим шумом символов.
— На мой взгляд, в плане эстетики у ваших работ немало общего с биомеханическими существами Гигера и вообще с рядом наиболее успешных образцов поджанра body horror восьмидесятых ("Нечто" Карпентера, "Видеодром", "Муха" и "Завтрак нагишом" Кроненберга и т.д.). Это случайное или намеренное сходство?
— Мне часто говорят об этом сходстве. Ну что ж, в юности эти фильмы действительно повлияли на меня, как и на всех. Но в большей степени повлияло и другое — творчество художников разных эпох, наука, философия, литература, музыка, природа.
Выставка подмосковного художника и скульптора Дмитрия Каварга открылась 20 июля. Пять скульптур, установленных на площадке у нового торгово-развлекательного центра на Павлюхина, образуют серию "Атлеты Неофутуризма". Скульптуры созданы из металла и полимеров.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.