Обозреватель "Idel.Реалии" Ильнар Гарифуллин рассуждает о публикациях в федеральной прессе.
Синхронность такого рода информационных вбросов говорит об их спланированности и связанности
Практически одновременно в "Московском комсомольце" и электронной газете "Версия" вышли две статьи. Автором первой является Раис Сулейманов, посвящена она современному суфизму в Татарстане и Башкортостане. Второй материал — о президенте РТ Рустаме Минниханове, в нем обыгрывается уже изрядно устаревшая тематика пантюркизма и якобы имеющая место экспансия Турции в Татарстане, включении его в некий проект "Туран". Публикации эти хоть и касаются вроде бы разных людей, тем не менее пересекаются по некоторым ключевым позициям. Ну, а синхронность такого рода информационных вбросов говорит об их спланированности и связанности.
Прежде всего, важно отметить, что "МК в Казани" фактически принадлежит холдингу "Татмедиа", а значит, по сути, контролируется татарстанскими чиновниками, отвечающими за информационную политику. Весьма любопытно, не правда ли? А еще буквально два месяца назад в том же "МК" вышла статья всё того же Сулейманова — о суфизме в современном Татарстане: написанная, напротив, в весьма комплементарных тонах. Теперь же тон сменился на прямо противоположный.
Можно ли говорить о каких-то политических играх? Учитывая, что суфии, в отличие от пресловутых "ваххабитов", которыми Раис Сулейманов пугал общественность долгие годы, выглядят весьма мирно, я бы даже сказал смиренно, то и прямых угроз здесь не услышим — сплошные полутона, полунамеки на традиционные сепаратистские угрозы. Как упрек в адрес некоторых суфийских организаций звучит, к примеру, строгость религиозного воспитания в их учебных заведениях. Как будто религиозное воспитание (неважно, о какой религии идет речь) предполагает либерализм! Это уже звучит попросту нелепо.
По мнению Сулейманова и его заказчиков получается, что "плохими" являются любые мусульмане, которые каким-либо образом поддерживают свою религиозную идентичность
Однако вот что намного более удивительно: если раньше Сулейманов и ему подобные пугали "ваххабизмом", писали о каких-то "3-х тысячах боевиках в лесах Татарстана", то теперь под огонь их критики попал суфизм, причем, во всех его проявлениях — от традиционно-консервативного до полностью переформатированного, подвергаемого критике как стороны салафитов (извечных "друзей" суфиев), так и со стороны представителей "традиционного" ислама. Выходит, критики салафизма, пугающие нас его экстремистской направленностью, вроде как должны в этой ситуации "топить" за их главных оппонентов в лице суфиев (кстати, на Северном Кавказе как раз происходит ровно то же самое). Но на деле выходит наоборот. По мнению Сулейманова и его заказчиков получается, что "плохими" являются любые мусульмане, которые каким-либо образом поддерживают свою религиозную идентичность. Звучит абсурдно, но только если не попытаться понять подоплеку и месседжи таких вбросов.
В публикации перечислены всевозможные суфийские объединения, но отдельно и особо подчеркивается их связь с Турцией. И вот этот момент вкупе с упоминанием имени муфтия Татарстан Камиля Самигуллина является ключевым. Сейчас в пропагандистских СМИ мы видим острожную раскачку антитурецких настроений в связи с изменением статуса бывшего Софийского собора в Стамбуле и столкновением интересов РФ и Турции в Ливии. И авторы несомненно ловили эту волну, попутно решая свои задачи. И в статье "МК в Казани", и в "Версии" есть прямые намеки на агрессивную экспансию Турции. В первом случае через суфийские братства, а во втором через экономическое покровительство Рустама Минниханова. Какие же это задачи?
Есть прямые намеки на агрессивную экспансию Турции. В первом случае через суфийские братства, а во втором через экономическое покровительство Рустама Минниханова
Прежде всего, прослеживается несколько вещей. Во-первых, обе публикации непосредственно связаны с выборами. Статья о Минниханове вышла за 2 месяца до выборов президента Татарстана, а публикация о суфийских организациях непосредственно связана с планируемыми в конце года выборами муфтия РТ — срок полномочий Камиля Самигуллина истекает в феврале 2021-го. В случае с муфтиятом это попытка нажима как на самого Самигуллина, так и на Казанский Кремль. Камиль Самигуллин, несмотря на ряд своих неудач и давление, всё же пытается держаться определенного амплуа не только религиозного, но и общественного деятеля. И его позиция по продвижению татарского языка в религиозной сфере и критичные высказывания по поводу изменений Конституции не остались незамеченными. Это не может не вызывать раздражение в околокремлевских кругах, заинтересованных в строительстве унитарной России, в уничтожении национальных республик и в ассимиляции народов федерации. У этих кругов, конечно же, нет на этот пост в Татарстане своего "идеального" муфтия, т.к. любой религиозный иерарх не может не реагировать на запросы своей уммы. Но задача не в этом. Здесь задача постоянно держать объект давления в напряжении и таким образом не дать ему развернуться, а перманентное состояние вечно оправдывающегося и откатывающегося назад — это идеальный способ управления, не только в религиозной сфере. Такой способ парализует волю человека, очерчивает для него негласные границы, усиливает самоцензуру.
Задача постоянно держать объект давления в напряжении и таким образом не дать ему развернуться, а перманентное состояние вечно оправдывающегося и откатывающегося назад — это идеальный способ управления, не только в религиозной сфере
Что касается татарстанской власти, то, разумеется, мало кто сомневается в переизбрании Рустама Минниханова на новый срок. Но условная "имперская партия" в Москве, которая хотела бы видеть Россию унитарной страной и желательно с полностью ассимилированным народонаселением, не имеющим национального самосознания, опасается, что властные элиты национальных республик могут пойти в будущем на сопротивление. Российская Федерация сейчас входит в зону политической турбулентности, и наибольший страх при этом — это потеря управляемости, проявление скрытой фронды. И, как правило, в таких случаях опасность традиционно ждут от национальных республик, хотя события в Хабаровске показывают, что проблемы могут прийти, откуда их, ну, вообще не ждали.
К тому же, имеет место латентный страх перед усилением условной "татарской партии", связываемой с продвижением выходцев из Татарстана на различные уровни власти — как в правительстве РФ, так и в ряде регионов. А также тем, что этнические татары сейчас очень часто находятся на вторых-третьих ролях в управлении крупными компаниями или силовыми структурами. Татары, как вторая по численности нация, так и как один из немногочисленных народов РФ, имеющих собственную историю государственности, воспринимаются "имперцами" как самая главная опасность и препятствие на их пути. Поэтому неслучайно даже сталинские политические репрессии, ознаменовавшие возврат к имперским традициям, начинались с гонений на татарскую политическую элиту, с дела против Мирсаида Султан-Галиева.
Татары, как вторая по численности нация, так и как один из немногочисленных народов РФ, имеющих собственную историю государственности, воспринимаются "имперцами" как самая главная опасность и препятствие на их пути
Этот страх сейчас имеет в себе мало рациональных моментов. Наоборот, мы видим полную политическую лояльность татарстанской властной элиты, инкорпорированной в нынешнюю Систему. У неё безусловно есть национальное самосознание, но нет политического мышления, отсутствует стратегическое планирование, а Система деморализовала их волю к борьбе. Хотя, в принципе, даже в нынешних непростых условиях можно было бы бороться за интересы татарской нации, не ограничиваясь границами Татарстана, ведь за пределами республики проживает 75% наших соотечественников, которые не меньше, а даже больше татар Татарстана нуждаются в поддержке.
Но для людей, формирующих государственную идеологию, национальную политику в России, это не столь важно. Начитавшись книг философа Ивана Ильина (идеолога русского фашизма) или руководствуясь триадой Уварова, они живут представлениями XIX века. И, соответственно, им и мерещатся везде фантомные боли тех времен: пантюркизм, панисламизм, которые вообще неактуальны для века XXI. Они как генералы, которые вечно готовятся к прошедшим войнам минулых столетий.
Сейчас, после "обнуления Конституции", высока вероятность того, что пойдет очередной раунд по ликвидации атрибутов остающегося суверенитета национальных республик. Начнётся всё с Конституционного суда. Вслед за этим неизбежно пойдут и изменения в Конституциях самих республик. И для "имперцев" очень важно, чтобы власти национальных республик вели себя покорно — так же как и в случае с языковым конфликтом 2017 года: сами же капитулировали в добровольно-принудительном порядке.
Поэтому, даже нападая на полностью подконтрольные региональные элиты, они считают, что таким образом обеспечивают дальнейшую их лояльность. Это всё та же политика перманентного давления.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.