Специалисты утверждают, что главное в борьбе с коронавирусом и в решении множества других социальных проблем — доверие и солидарность. Одной из форм самоорганизации и взаимопомощи граждан в России являются добровольческие отряды, занимающиеся поиском пропавших людей. Колумнист "Idel.Реалии" Искандер Ясавеев продолжает рассуждать о том, какие принципы могут помочь становлению гражданского общества в России — теперь на примере действующих поисково-спасательных отрядов "Лиза Алерт", в работе которых участвует он сам.
Наверное, многие задумываются, какой хотели бы видеть нашу страну в будущем. Для меня это страна, в которой не будет такого гигантского госаппарата, как сейчас, пытающегося регулировать все и вся, контролирующего и распределяющего почти все ресурсы и присваивающего значительную их часть.
В настоящее время существуют фрагменты гражданского общества, самоорганизующегося и не зависящего от государства. Это сообщества граждан, которые самостоятельно и солидарно действуют, изменяют к лучшему среду, помогают тем, кому необходима помощь: экологические сообщества, независимые профсоюзы, правозащитные организации, зоозащитники, ВИЧ-активисты, сообщества родителей детей с функциональными отличиями и многие другие.
Такими сообществами являются также добровольческие отряды, занимающиеся поиском и спасением пропавших людей. В Поволжье несколько таких отрядов, сотрудничающих друг с другом во время поисков: ОРСО, "Поисковый центр", региональные отряды "Лиза Алерт". Последние несколько месяцев я участвовал в работе поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт" (Татарстан) поэтому мои впечатления основываются на опыте этого отряда.
Среди тех, кого ищут, — люди всех возрастов. Часто ищут людей старшего возраста с потерей ориентации в пространстве. В теплое время года преобладают поиски потерявшихся в лесу. За последний год я наблюдал крайнюю усталость и растерянность найденной бабушки, заплаканные лица близких потерявшегося подростка, сообщения, состоявшие из двух букв "НЖ": "человек найден, он жив", радость поисковиков при виде двух найденных маленьких детей. Этих малышей отряд "Лиза Алерт" (Татарстан) искал в течение ночи и утра, нашли их около полудня благодаря ориентировке, разосланной во все возможные чаты. Кульминацией оказался момент, когда мама вела детей по двору к своему подъезду. Собравшиеся там участники отряда сдерживались и старались не выдавать своих чувств, но позже начались объятия.
В поисковых отрядах встречаются люди разных профессий, возрастов, жизненных стилей и взглядов. Эти различия не имеют значения во время поиска, статусы и роли в отряде определяются опытом и подготовкой.
Среди ролей — операторы "горячей линии", координаторы, инфорги, картографы, "репостеры", группа, обзванивающая больницы, регистраторы, старшие поисковых групп и их участники. "Инфорги", например, — это информационные координаторы, которые поддерживают связь с родственниками и оперативными службами, создают ориентировки, вместе с координаторами поиска объявляют выезд и выполняют множество других задач.
Обычная схема активного поиска — штаб в определенной точке и поисковые группы ("лисы" или "ветра"), обследующие назначенные им квадраты местности. На время эпидемии коронавируса отряд "Лиза Алерт" внес изменения в организацию поисковых работ, осуществляя их преимущественно автономными группами ("двойками") с использованием средств защиты: очков, масок, перчаток и антисептиков.
Какие черты работы поисковиков обращают на себя внимание? Одно из основных моих впечатлений: умелое координирование поиска на основе проверенных образцов действий. Картографирование, навигация, включая запись треков поисковых групп, радиосвязь, быстрое оповещение граждан посредством ориентировок в публичных местах и социальных сетях — это отработано множество раз и часто способствует обнаружению потерявшихся людей.
"Лиза Алерт" открыт для всех, кто готов оказывать помощь людям. Какой-либо специальной подготовки для участия в поисках не требуется. Но при этой открытости важнейшими принципами отряда являются, во-первых, строгая дисциплина во время поисково-спасательных работ — подчинение указаниям координатора поиска и старшего поисковой группы, во-вторых, обеспечение безопасности поисковиков ("не увеличивать число пострадавших"). Еще один принцип — неразглашение обстоятельств личной и семейной жизни людей, которым оказывается помощь, и подробностей поиска. В ответ на частые вопросы в социальных сетях: "что произошло", "как и где нашли" "Лиза Алерт" объясняет, что эта информация касается частной жизни и не может быть разглашена.
Важная черта — отсутствие в работе поисково-спасательного отряда денежного измерения. "Лиза Алерт" не принимает пожертвований и не берет деньги за обучение своих участников, включая обучение на курсах первой помощи. Отряду можно помочь оборудованием и расходными материалами, печатью ориентировок и личным участием. При этом у участников отряда есть свои трудности, это, прежде всего, необходимость отказа от своего честолюбия в интересах общего дела, сложность баланса между участием в поисках, семьей и работой, эмоциональное выгорание.
Если попытаться определить главный смысл действий добровольческих поисково-спасательных отрядов, то, на мой взгляд, это солидарность. В ситуации пропажи человека, крайне трудной как для него самого, так и для его близких, множество незнакомых людей делают все, что возможно, для помощи. Для этих солидарности и помощи нет необходимости в государственном управлении.
Поисковики "Лиза Алерт" своими действиями поддерживают важные для современного мира нематериальные ценности: отзывчивость, солидарность, бескорыстие и независимость от государства. Я очень надеюсь, что в России эти ценности будут становиться все более распространенными.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.