24-летний Дмитрий Голубев живет в Ульяновске, учится на ветеринарного врача. Следственные органы обвиняют его в смерти пяти человек. Он был за рулем одной из двух машин, столкнувшихся на трассе Цивильск — Ульяновск 24 августа 2019 года. Сам Дмитрий Голубев считает дело сфальсифицированным и виновником аварии называет водителя второй машины, пассажиром в которой был прокурор.
"ОЧНУЛСЯ Я, КОГДА МЕНЯ СТАЛИ ВЫТАСКИВАТЬ ИЗ МАШИНЫ"
Обычно летом семья Дмитрия Голубева переезжает загород. В прошлом году он с родителями, сестрой, ее мужем и дочерью так же проводил летние месяцы в деревне Починок Юринского района Марий-Эл. 24 августа сестра Дмитрия Александра и ее муж Антон решили ненадолго вернуться в Ульяновск. Отвезти их планировал сам Дмитрий на отцовской Toyota Corolla 2010 года. Все трое выехали вечером и к ночи планировали быть в городе.
В это время из поселка Ишеевка Ульяновской области на автомобиле Lada Vesta выехали бизнесмены Ривкат Алимов, Рустам Салахутдинов, Рушан Аюкаев и прокурор Засвияжского района Ульяновска Марс Шарафутдинов. Четыре друга, как говорят их родственники в показаниях, направлялись в село Шыгырдан в Чувашии.
— Дорога была абсолютно пустая, машин вокруг не было. Я видел на дороге лисицу. Она перебегала проезжую часть. Когда я подъехал ближе, она была уже на полосе встречного движения. Я отчетливо помню, как двигался по своей полосе в полном здравии и с нормальным настроением. Столкновение произошло за считанные секунды на моей полосе. Меня ослепил свет фар встречного автомобиля, я пытался интуитивно нажать на тормоз, но столкновение уже произошло, педаль легко ушла в пол, машина уже была неуправляемой. Я потерял сознание, — говорит управлявший Toyota Corolla Дмитрий Голубев.
Автомобили ехали навстречу друг к другу. Corolla под управлением Голубева и Vesta с пассажиром-прокурором столкнулись около 21:30 на 108 километре автодороги А-151 Цивильск-Ульяновск на территории Шемуршинского района Чуваши. Прокурор Марс Шарафутдинов и один из пассажиров скончались на месте. Сестра Дмитрия Голубева Александра также погибла до приезда медиков. Водитель и еще один пассажир Lada Vesta умерли в больнице. Все погибшие не были пристегнуты ремнями безопасности, говорится в материалах дела. Выжили водитель и один пассажир Toyota Corolla — Дмитрий Голубев и его зять Антон.
Они очнулись, когда их доставали из машины. Дмитрий вспоминает, вокруг тогда было много людей — пассажиров и водителей проезжающих мимо машин. Он увидел погибшую сестру. Позже решил подойти поближе ко второму автомобилю. Дмитрий видел в разбитом и сдавленном салоне людей. Признаков жизни они не подавали. Он обратил внимание на видео-регистратор на лобовом стекле. В этот момент, по его словам, кто-то оттолкнул его от машины.
"К автомашине Lada Vesta подошел сотрудник ГИДББ, у которого на жилетке была надпись ДПС и в руках переносная радиостанция. Данный сотрудник, прослушав сообщение по радиостанции, сказал мне в нецензурной форме: "Тебе ******, потому что погиб прокурор", — говорит в своих показаниях Дмитрий Голубев. Его с зятем Антоном госпитализировали в ближайшую больницу. Погибших отвезли в морг. Родственникам каждого из участников ДТП сообщили о произошедшем.
"ДАВЛЕНИЕ БЫЛО ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМ"
Силовики сразу озвучили, кто виновен в столкновении. В первом опубликованном пресс-релизе МВД по Чувашии, говорилось, что Дмитрий Голубев выехал на встречную полосу и столкнулся с машиной, где находился прокурор соседней области.
В больнице к водителю Toyota Corolla приставили двух полицейских. Как говорится в материалах дела, для охраны от родственников погибших. Следователи МВД по Чувашии по факту ДТП возбудили уголовное дело по ч.5 ст.264 УК РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более человек).
— Когда это произошло, женщина-следователь (Ирина Фомина — "Idel.Реалии"), приехавшая на место ДТП, спросила у меня, что случилось. Я ей объяснил, а она начала задавать мне какие-то провокационные вопросы. Я ответил, что не буду говорить без адвоката. Еще на протяжении полутора-двух недель, пока я лежал в больнице, ко мне приходили люди в форме, не представлялись и пытались мне внушить, что это я выехал "на встречку". Они все под копирку говорили: "Зачем ты выехал на встречную полосу?" Я отвечал, что не делал этого и не мог сделать. Давление с их стороны было очень сильным. Даже начальник местного изолятора приходил, охранял меня, пытался убедить, что это я выехал "на встречку", — вспоминает Дмитрий Голубев.
В больнице он отказывался давать показания. С силовиками не разговаривал и его зять. В начале сентября Дмитрия Голубева отпустили домой. Тогда же состоялся и первый допрос. По словам молодого человека, следователь Руслан Спиридонов сразу предъявил ему обвинение.
— Я в начале не был ни свидетелем, ни подозреваемым. Я сразу стал обвиняемым. Когда мой адвокат (Элла Колесова — "Idel.Реалии") указала на это, они исправили. Перевели в подозреваемые и предложили в качестве меры пресечения обязательство о явке, — говорит Дмитрий Голубев.
Дальнейшие полгода шли следственные действия, допросы родственников погибших, определение пострадавших, назначение экспертиз. По словам самого Дмитрия и его адвоката, практически все действия силовиков сопровождались нарушениями.
"МЫ ВИДИМ, ЧТО МАТЕРИАЛЫ ДЕЛА ИМЕЮТ ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ УКЛОН"
Вся составленная схема ДТП не соответствует действительности и подтерта. То есть, видно, как по всей схеме рисовали и стирали ластиком
В материалах дела показания против Дмитрия Голубева дали присутствовавшие на месте сотрудники ГИБДД и проезжавшие мимо водители. Один из сотрудников ГИБДД утверждает, что Голубев после ДТП подошел к нему и признался в выезде на встречную полосу, а также жестами пытался показать траекторию движения. На эти слова молодого человека ссылаются и другие правоохранители, находившиеся на месте ДТП после произошедшего.
— Такого не было 100 процентов. Ничего подобного я не говорил и не мог сказать, потому что это ложь. Также до места ДТП была парковка, я ее видел и думал на ней остановиться, но проехал мимо. Я видел, что она была пустая. Это правда, мне нечего скрывать. Но в деле есть свидетель, который говорил, что он стоял на этой парковке и слышал, на какой я большой скорости проехал мимо, а потом он услышал звук удара. Это липовые свидетели, — утверждает Дмитрий Голубев.
По его словам, дело построено на показаниях сотрудников, водителей других машин, схеме ДТП и автотехнической экспертизе. Он уточняет, что видел после инцидента видеорегистратор на второй машине, который мог зафиксировать момент столкновения.
У нас первый осмотр [машины] датирует февралем 2019 года — за полгода до самого происшествия. Как это возможно — непонятно
В материалах дела говорится, что в автомобиле Lada Vesta был лишь радар, а не видеорегистратор. Дмитрий Голубев сомневается в этом. Его адвокат Элла Колесова сообщает, количество нарушений в деле заставляет усомниться в объективности следствия.
— Нарушений в деле море. Самые первые из них — протокол осмотра места происшествия и схема к нему. Во-первых, нам длительное время не давали ознакомиться с этими документами. Мы увидели их только в феврале-марте этого года. Во-вторых, вся составленная схема ДТП не соответствует действительности и подтерта. То есть, видно, как по всей схеме рисовали и стирали ластиком. Масштабы там, естественно, не соблюдены. Схема не соответствует фотографиям места происшествия, а в интернете их очень много. На фотографиях изображено одно, а на схеме совсем другое, — говорит адвокат Дмитрия Голубева Элла Колесова.
По ее словам, заявления и ходатайства защиты по этому поводу следствие отклоняло. Также не приняли и требование адвоката о проведении независимой автотехнической экспертизы ДТП — по определению вероятного виновника произошедшего. Как уточнила Элла Колесова, экспертизу провели в Экспертно-криминалистическом центре МВД по Чувашии с нарушениями.
— Когда была изготовлена экспертиза и нам ее предоставили, мы узнали, что существует четыре протокола осмотра транспортного средства. По закону, осмотр проводится после того, как следователь назначает экспертизу, все осмотры до это считаются незаконными. У нас первый осмотр [машины] датирует февралем 2019 года — за полгода до самого происшествия. Как это возможно — непонятно. Второй — от 4 сентября, до вынесения постановления о назначении экспертизы. Третий протокол — от 6 сентября. В этот день следователь назначил экспертизу. Последний протокол осмотра — от января 2020 года. Ни одной нашей подписи в этих протоколах нет. Эти осмотры вызывают большое сомнение, — комментирует Элла Колесова.
В этом случае смотать спидометр — нормальная практика. Когда нужно кого-то прикрыть
В результатах экспертизы говорится, что вероятным виновником ДТП мог быть Дмитрий Голубев. Сам Голубев утверждает, что оставался в своей полосе, а на встречную выехала машина с прокурором. По словам Эллы Колесовой, сторона защиты просила следователя провести повторную экспертизу, но безрезультатно.
— Мы видим, что материалы дела имеют обвинительный уклон, — говорит Дмитрий Голубев.
В материалах дела отмечается, что он двигался со скоростью 100 км/ч, превысив допустимый режим на 10 км/ч. Отметка на спидометре его автомобиля сохранилась и после происшествия. Такой же отметке на втором автомобиле нет. В автотехнической экспертизе при этом уточняется, скорость у Lada Vesta была выше. Дмитрий Голубев считает, что силовики могли намеренно сбить на втором автомобиле стрелку спидометра до нуля.
— Я связывался с людьми, которые специализируются на делах с ДТП. Они говорили, что в этом случае смотать спидометр — нормальная практика. Когда нужно кого-то прикрыть, тогда и сматывают, — утверждает Голубев.
Он и его адвокат писали ходатайства на имя следователя, жаловались в вышестоящие инстанции, добились внимания к делу со стороны Генпрокуратуры. Тем не менее в марте 2020 года следствие предъявило Дмитрию Голубеву обвинение в нарушении правил дорожного движения, повлекшее смерть пяти человек.
— Следователь прекрасно осознает, кто виновник аварии. Однако правоохранительные органы делают все, что им предписывает сделать прокуратура, стараясь переложить ответственность за смерть своего сотрудника на меня. Прокуратура тем временем прилагает все усилия для затруднения сбора доказательств моей невиновности и привлечения внимания общественности к моей проблеме, — говорит Дмитрий Голубев.
Жены и дети погибших водителя и пассажиров Lada Vesta в своих показаниях не говорят о виновности или невиновности Голубева. Они вспоминают, что их мужья и отцы были жизнерадостными и доброжелательными. То же самое говорят Дмитрий Голубев, его мать и зять о погибшей Александре. Ее дочери сейчас чуть больше двух лет.
Предварительное следствие по делу против Дмитрия Голубева завершено. Сейчас стороны изучают его результаты. Далее материалы передадут в прокуратуру на утверждение обвинительного заключения. После — в суд. Дмитрию Голубеву грозит наказание до семи лет колонии. Обвиняемый считает, следствие не смогло признать виновным в ДТП водителя второй машины исключительно из-за необходимости наказать кого-то в смерти прокурора Марса Шарафутдинова.
— Сейчас нельзя так с человеком поступать. Только из-за того, что там был прокурор, им [силовикам] можно так поступать? Так не должно быть, — резюмирует Элла Колосова.
Сторона защиты надеется доказать свою версию произошедшего в суде. Вероятно, дело будет рассматривать Шемуршинский райсуд. В этом районе произошло ДТП и из этого же района родом погибший Марс Шарафутдинов.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.