В свете вносимых поправок в российскую Конституцию "Idel.Реалии" поговорили с муфтием Духовного собрания мусульман России и членом Общественной палаты Российской Федерации Альбиром Кргановым. Религиозный деятель рассказал не только о своем отношении к происходящему вокруг Основного закона, но и о процессах, имеющих место внутри мусульманской общины в современной России.
Хотите сообщить новость или связаться нами?
Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.
— Верховный муфтий России Талгат Таджуддин поддержал, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин осудил поправку в Конституцию России о русском как языке государствообразующего народа. Вы как относитесь к инициативе президента России?
— Вопрос для всех безусловно чувствительный и не требующий излишней политизации. Он требует спокойной оценки и вдумчивого анализа. Надо помнить о том, что исторически сложилось так — на территории России разные народы объединились в единое государство вокруг русского народа. Это длительный исторический процесс. Наше единство во многообразии, в этом наша сила.
Территориальное развитие России происходило при сохранении всех без исключения народов, их культуры и уклада жизни. Без сомнения, народам надо сохранять свою национальную и религиозную идентичность. Изначально Сам Всевышний создал нас разными народами и племенами. Вопрос сегодня стоит однозначно: как нам сохранить Отчизну, наше единство во всем его этнокультурном и религиозном многообразии? Отвечают ли современным реалиям деятельность национально-культурных организаций, в том числе и Всемирный конгресс татар, которые по существу должны заниматься сохранением языка, культуры, укрепления национальной идентичности. Формы и методы работы этих организаций необходимо совершенствовать. На наш взгляд, кроме внутренних мероприятий, направленных на развитие культуры, они должны выходить и в публичное пространство, на уровень сотрудничества с другими организациями и экспертными площадками. Должны стремиться в необходимых случаях вырабатывать вместе с партнерами взаимоприемлемые решения в сложных и конфликтных ситуациях. Опыт такой деятельности надо копить и сохранять.
Пока мы спорим про языки, культуру и религию, молодёжи эти споры не интересны, поэтому они обращают своё внимание в другую сторону, ищут себе другие ориентиры в развитии, а там их уже ждут представители пропаганды западного образа жизни и мы их теряем
Очевидно, что сегодня в мире, да и у нас молодежь все больше отрывается от своих исторических корней. Пока мы спорим про языки, культуру и религию, молодёжи эти споры не интересны, поэтому они обращают своё внимание в другую сторону, ищут себе другие ориентиры в развитии, а там их уже ждут представители пропаганды западного образа жизни и мы их теряем. Вот о чем нам надо беспокоится всем! Представляется, что религиозным деятелям не совсем корректно вмешиваться напрямую в политические процессы. Люди веры должны призывать соблюдать законы государства, а не перекраивать их под себя.
Согласно учениям религии, проповедуют законопослушание, хотя иногда мы можем быть и не в полной мере согласны с позицией чиновников
Согласно учениям, религии проповедуют законопослушание, хотя иногда мы можем быть и не в полной мере согласны с позицией чиновников. В нашем представлении, государствообразующий народ — это тот народ, который создавал, укреплял, защищал свою Родину и дело здесь не в национальности. Принадлежат ли Пушкин, Багратион, Литвинов (Генох Мойшевич Валах — министр иностранных дел СССР в 30-е годы прошлого века), Гареев, Примаков, Шаймиев, Гамзатов, Чапаев, Адриян Николаев, Муса Манаров, Кабаева к государствообразующему народу?
Признание творческой роли русского народа в государственном строительстве не умаляет их заслуг. Нам думать нужно о том, как создать условия, когда любой гражданин в России, которую создавали русские, татары и другие народы, будет чувствовать себя дома и в безопасности. Так исторически сложилось, что русский язык стал государственным языком России и языком межнационального общения на территории России. На русском языке говорят все народы населяющие нашу страну, поэтому закрепление его соответствующего статуса в Основном законе страны является вполне ожидаемым и оправданным. Кроме того, как нам объясняли специалисты, вносимые поправки в Конституцию РФ также дают гарантии сохранения национальных языков народов России. А нам всем вместе еще в юном возрасте необходимо воспитывать своих детей в правильных мировозренческих идеалах уважения к собственной культуре и уважения к другим.
— Вы говорите о том, что надо сохранять Отчизну. Как вы думаете, введение моральной иерархии народов в Конституцию — это шаг к сохранению или все же созданию напряженности в государстве?
— Татары говорят: "Гаеп итсәң, Гает намазы да гаеп", (Если обвинять, то и праздничный намаз можно винить). Все зависит оттого, какие акценты будут ставиться. Если ее (реакцию) не переводить на волну эмоций, а заниматься рутиной, реальной работой с широким привлечением историков, экспертов, общественных деятелей, то можно использовать во благо развития национальной идентичности народов России. Как и говорил ранее, необходимо взаимодействие с Советом по делам национальностей при президенте РФ, РАН, другими институтами государства и институтами гражданского общества. В данной ситуации большая доля ответсвенности лежит на Департаменте президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики, они как большие специалисты в данных темах могли бы свои выверенные предложения дать, проводить более четкую разъяснительную работу. Создавать напряжённость нельзя, в спокойном состоянии нужно находить компромисс. Надеюсь, у нашего народа этой мудрости хватит.
— Чем "западный образ жизни" угрожает россиянам? На западе низкий уровень коррупции, высокий уровень технологического развития или значительный уровень защиты прав человека. Чем конкретно?
Представители всех традиционных религий России разделяют ценности сохранения семьи, это и понятие брака как союза между мужчиной и женщиной, и воспитание детей в семье, сохранение национальной и религиозной самобытности
— Нас, религиозных деятелей, в первую очередь беспокоит духовно-нравственные ориентиры Запада. Представители всех традиционных религий России разделяют ценности сохранения семьи, это и понятие брака как союза между мужчиной и женщиной, и воспитание детей в семье, сохранение национальной и религиозной самобытности. Культура должна определять политику и экономику, а не политика — культуру. Духовный исторический суверенитет важен для наших народов. Мы им дорожим и не хотим его размывания под разными предлогами.
— Высокий уровень коррупции, который фиксируется в России международными структурами, это не вопрос духовно-нравственного состояния? Разве не высокий уровень воровства разрушает Россию?
— К сожалению, везде в мире ещё с древних времён данная проблема существует. Религия, как известно, против любых форм коррупции. Об этом и Священном Коране и Сунне Пророка (мир ему и благословение) говорится. Мы в своих проповедях это говорим, разъясняем.
— Россия заняла 137 место из 180 в Индексе восприятия коррупции, который составляет международная неправительственная организация Transparency International. В лидерах западные страны: Дания, Новая Зеландия и Финляндия. То есть в России воруют как в Уганде или Кении, при "западном образе жизни" воровство остается зазорным делом и несравнимо ограниченным по масштабам. Почему тогда россияне не должны ориентироваться на морально-нравственные ценности Запада?
— Последние годы, как мы наблюдаем, идёт системная работа по борьбе с коррупцией. Это опухоль в теле страны, надо ее лечить. Опыт стран где есть положительные примеры, конечно, надо изучать и использовать. Для развития страны и улучшения благосостояния населения нужна стабильность. Россия прошла трудный путь к демократии. За столетия были разные потрясения, которых, кстати, не было в большинстве стран Запада. Потому теперь нужно развиваться в спокойном состоянии. Доказано, что во время стабильности страны развиваются более уверенно.
— Вы считаете, что Россия стала демократической страной при Владимире Путине?
— На путь демократической идеологии Россия встала во время президентства Б. Н. Ельцина, В. В. Путин и Д. А. Медведев продолжают этот курс.
— Сейчас в Татарстане и Башкортостане предполагаемым членам запрещенной в России организации "Хизб ут-Тахрир" дают длительные сроки. Как вы относитесь к этим приговорам с учетом того, что правозащитники подвергают жесткой критике доказательную базу, считая их фальсифицированными?
Я уверен, что суд всесторонне изучит эти уголовные дела и даст свою беспристрастную оценку собранным материалам
— "Хизбу ут-Тахрир" в России признана террористической организацией и запрещена. Всякое участие в ее деятельности является противозаконным и преследуется в уголовно-процессуальном порядке. Чтобы дать какую то оценку по конкретному случаю, необходимо знать материалы уголовного дела и быть специалистом в области уголовного права. Я уверен, что суд всесторонне изучит эти уголовные дела и даст свою беспристрастную оценку собранным материалам. Я же религиозный деятель и моя задача не заниматься расследованиями, а просвещать мусульман и призывать верующих совершать только добрые поступки и не нарушать законы. И мы этим занимаемся, впервые мы опубликовали "Экспертный доклад по вопросам соблюдения прав мусульман в России". Мы готовы стараться защищать законопослушных граждан, но когда кто-то переступает закон, тогда уже им занимаются правоохранительные органы. Важно просвещение мусульман, особенно в зоне риска молодежь, нужны знания и не попадаться в сети вербовщиков.
— Как вы относитесь к религиозной группе "сулейманджи"?
— Ровно. Они не запрещены в Российской Федерации. Хотя и тесных отношений не поддерживаем.
— Вы лично поддерживали с ними связи?
— Ранее мы с Диянетом (Управление Турции по делам религии — "Idel.Реалии") по линии ЦДУМ принимали участие в проекте "Муфтияты побратимы", для Чувашии определили область Эль-Азыг. Муфтият данного региона подарил мечети имени Трёх Сподвижников 3 двери, минбар, михраб, курси для проповеди и люстры. Благодарим мусульман Эль-Азыг за эти подарки, поскольку у нас не налажено производства предметов внутреннего убранства мечетей. Они любезно помогли нам. В первое время, когда я переехал в Москву, в здании резиденции ЦДУМ располагалась медресе, и, конечно, мы общались с хазратами из Турции и арабами.
— Имамы двух мечетей Звениговского района Марий Эл Рафаэль Сафин и Фарит Шагеев лишились своих должностей по "закону Яровой", а региональное духовное управление мусульман обвинило их в приверженности к турецкому джамаату "сулейманджи", который, по мнению муфтията, "используется в террористических целях". Как вы этому относитесь?
Выступая по федеральному каналу, муфтий Фанус Салимгареев, не имея доказательств, причислил имена этих имамов в одном ряду с террористическими запрещёнными в РФ организациями
— Во-первых, эти хазраты не имеют отношения к названной группе. Во-вторых, "сулейманджи" не запрещена в России, в-третьих, прокуратура в ходе проверки не обнаружила ничего экстремистского в их мечетях. В-четвёртых, выступая по федеральному каналу, муфтий Фанус Салимгареев, не имея доказательств, причислил имена этих имамов в одном ряду с террористическими запрещёнными в РФ организациями, такими как "Хизб ут-Тахрир" и др. Тем самым, огульно обвиняя граждан, он нарушил один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства презумпции невиновности, и он сам может привлечён к ответсвенности. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
— Вы можете назвать случай, когда сторонники запрещённой в РФ "Хизб ут-Тахрир" совершили теракт?
— Я специально этой темой не занимался, вы спросите у имамов или муфтиев Башкирии и Крыма. Они сталкивались с деятельностью данной группы и более компетентны.
— Вы призывали начать процесс духовного объединения мусульман России. Однако представители некоторых мусульманских организаций вас резко критикуют за вашу "соглашательскую" позицию в отношении инициатив власти. Как вы считаете, мусульманские организации России должны говорить решительное "нет" власти, когда Москва начинает предпринимать дискриминационные шаги в отношении мусульманских народов?
Обвинения по поводу соглашательства беспочвенны, мы твёрдо, но без истерик в нужное время доводим свою позицию ответственным лицам
— Обращение о необходимости начать диалог по объединению подписали более 17 уважаемых муфтиев по всей России и документ был отправлен семи главам крупнейших мусульманских организаций. Вы знаете, все поддержали нашу инициативу, кроме двух известных центров. Обвинения по поводу соглашательства беспочвенны, мы твёрдо, но без истерик в нужное время доводим свою позицию ответственным лицам. Мы просто это не пиарим, как делают другие, поскольку работаем на реальный результат, а не на популизм. Роль религиозных деятелей состоит в сплачивании общества, а не в его расколе. Вместе со здоровой критикой мы должны предлагать и решения. На примере Экспертного доклада мы будем стараться повышать правовую культуру верующих, а то получается разговоров о нарушениях прав мусульман много, а зафиксированных обращений и фактов нет. Для реализации этой возможности мы предусмотрели у себя на сайте dsmr.ru специальную форму для обращения. И призываем всех, чьи права были нарушены на территории Российской Федерации, сообщать об этом, оставляя обращения, а не замалчивать эти факты.
— Главный редактор государственного телеканала RT Маргарита Симоньян в прошлом году заявляла, что Россия уже в 2040 году станет мусульманской страной, если не предпринять каких-то специальных мер. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ (ДУМРФ) Дамир Мухетдинов подверг критике слова руководителя госканала. На ее слова резко отреагировал и депутат от Чечни Шамсаил Саралиев. Почему вашего голоса не было слышно в этой связи?
— У меня, к сожалению, нет столько свободного времени, чтобы следить за каждым высказыванием журналистов. Если бы обратились ко мне с этим вопросом в тот момент, я бы дал свои комментарии. На протяжении тысячелетия ислам присутствует на территории России и таких резких процентных скачков не было. Мы живем в мире и согласии с другими религиями и культурами с древних времён, наша дружба это наше достояние. Ислам призывает нас к миролюбию и добрососедству.
После этого вопроса Альбир Крганов сослался на отсутствие времени и попросил задать последний вопрос. Корреспондент "Idel.Реалии" попросил у религиозного деятеля подтвердить или опровергнуть сообщения в СМИ о том, что Крганов пишет диссертацию под научным руководством Романа Силантьева. Кроме того, у муфтия поинтересовались, не смущает ли его неоднозначная репутация научного руководителя среди мусульманской общественности России. По существу вопроса Крганов ничего не ответил и перестал реагировать на неоднократные просьбы подтвердить или опровергнуть информацию.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.