Ссылки для упрощенного доступа

В Саратове четыре дня бастуют таксисты. Они требуют повышения тарифов у "Яндекса"


В Саратове 2 марта началась забастовка водителей такси "Яндекса" и "Ситимобила". Они требуют повышения тарифов и изменений в работе с агрегаторами. В частности, не скрывать информацию о конечной точке поездки и не снимать больше баллов за отказ от заказа. Сегодня забастовка в Саратове прекращается, таксистам не удалось получить ответов от агрегаторов, но они намерены продолжать борьбу. Одна из форм — создание профсоюза таксистов. "Idel.Реалии" поговорили с одним из активистов забастовки таксистов в Саратове Романом (он попросил не указывать его фамилию) о работе в такси, заработке и требованиях.

— Расскажите, почему началась забастовка в Саратове?

— Забастовка началась в связи с сильно ухудшившимися условиями работы в "Яндекс.Такси". Чтобы понять, нужно посмотреть на ситуацию в контексте времени. Я пришел на работу пару лет назад, с тех пор тариф на услуги повысился в 2,5 раза. Покупка смены раньше стоила 430 рублей на сутки, сейчас она стоит 540 рублей на 12 часов. Это рост в 2,5 раза, при этом тарифы сильно упали.

Когда "Яндекс" заходил на рынок Саратова, они делали доплаты к каждому короткому заказу для привлечения новых клиентов. Тогда стоимость поездки для клиентов была очень низкой, но сам таксист при этом получал не меньше 150 рублей, в потоковое время — 200. Сейчас, я понимаю, что им тяжело платить бонусы, снизили доплату до 115 рублей и считают не за каждый заказ, а за общее количество заказов в день в среднем. Если ты за день выполнил 10 заказов, то ты точно получаешь 1 200, но, если ты выполнил один какой-то длинный заказ, то твои бонусы просто теряются, и ты возил клиента по той цене, которая первоначально указана.

Такая ситуация привела в тому, что доход упал примерно на 25%. Нужно понимать, что таксист из выручки оставляет себе только 35%. Деньги уходят на аренду машины (если таксист работает не на своей или у него такой нет), у кого-то машины в кредите, на обслуживание, на мойку, заправку, покупку смены и другие сопутствующие расходы. Я довольно долго считаю свои доходы и расходы и понимаю, что остается около 35%.

— Какие еще у вас требования?

— Кроме того у "Яндекса" очень потребительское отношение к таксистам. В случае жалобы клиента у водителя не спрашивают вообще ничего, просто штрафуют или блокируют. У меня есть товарищ, на которого несколько раз клиенты жаловались на неприятный запах в машине. Он ездил в таксопарк, менеджер проверял — никакого запаха нет. Клиенты это делали для того, чтобы получить скидку на следующую поездку. Его за этого блокировали. Получается, что всю работу выполняют таксисты, а у "Яндекса" вот такое вот отношение. Я понимаю, контроль обязательно нужен, но можно хотя бы просто спросить у таксиста или менеджера таксопарка.

Еще одно требование забастовки — не закрывать информацию о конечном пункте поездки. Сейчас ситуация такая: водитель получает заказ, тогда он видит информацию о том, где забрать клиента, но не видит, куда нужно будет ехать. Когда он приезжает к человеку и нажимает кнопку, что он на месте, только тогда он может посмотреть, куда нужно будет ехать. Когда клиент садится в машину, только тогда можно узнать, сколько это будет стоить.

Выходит, что мы платим "Яндексу" за информационный сервис, как они сами это называют, но информацию о заказе мы вовремя не знаем. При этом таксист может отказаться от заказа, по действующему законодательству, если считают ее небезопасной для него или автомобиля. "Яндекс" эту возможность фактически убрал.

Они навязывают свои алгоритмы, фактически, пользуясь монопольным положением на рынке.

Тут есть еще один момент. В "Яндекса" у водителей есть четыре статуса — "бронза", "серебро", "золото" и "платина". Если у таксиста статус "золото" или "платина", то он видит конечную точку, но до тех пор, пока у него активность не упала ниже 90 баллов. Падает она из-за отказов (один отказ — минус четыре балла), а поднимается из-за успешных заказов только на один балл. Мы требуем, чтобы этой разницы не было, отказ или поездка — плюс/минус один балл.

— Сегодня забастовка прекращается?

— Да, она запланирована до 5 марта включительно. Бастующие собирались на парковке у старого аэропорта для проработки дальнейших действий. Сегодня последний день. В ней принимали участие более 300 таксистов. Они в разное время собирались на парковке. Собирались мы утром с 7 до 9 и вечером с 17 до 19. Это потоковое время, мы демонстрировали, что именно в это время работать не будем. В первый день, конечно, на волне энтузиазма было много людей, потом немного спало. Да и не всем удобно ехать в аэропорт, но даже при этом было не менее 50 человек каждый раз. Вчера с нами встречался депутат Облдумы от КПРФ Николай Бондаренко.

— Никакого закона, регулирующего деятельность такси, в Саратовской области сейчас нет?

— Есть некоторые положения в гражданском кодексе. Например, то, что заказ такси — это аренда транспортного средства с экипажем. Там буквально пара статей в ГК РФ и есть федеральный закон, который называется "Устав автомобильного транспорта". Темы такси он тоже касается, но довольно поверхностно. Там указано, что поездки определяет перевозчик, то есть такси. Агрегатора в этой системе вообще нет. Они навязывают свои алгоритмы, фактически, пользуясь монопольным положением на рынке. У "Яндекса" сейчас очень высокая доля рынка в России и в Саратове.

Есть еще приказ Минтранса, который регулирует время работы на транспорте. Там сказано, что водитель такси должен работать не более 8 часов в день и не более 40 часов в неделю. При этом в рабочее время таксиста входят предрейсовый и послерейсовые мероприятия. Если, например, я еду на мойку — это тоже рабочее время. И также этот приказ указывает, что ненормированный рабочий день для таксистов запрещен.

Между тем, если таксисты будут работать только так, как установлено законом, то не заработают вообще ничего. Когда я изучаю свою статистику, то становится понятно, что шесть-восемь часов работы в день уходит только на то, чтобы отбить обязательные платежи: аренда, заправка и оплаты смены. Поэтому таксист, чтобы заработать хоть что-то должен проработать минимум десять часов.

— На каких условиях вы работаете с "Яндексом"? Это какой-то договор или что?

— Отношения с "Яндексом" простые — мы закачиваем приложение "Яндекс.Таксометр" и соглашаемся при регистрации с условиями. И все. Правда, после скачивания программы, ты должен найти таксопарк, с которым можно работать. То есть нужен посредник, который подключит тебя к "Яндексу". Все расчеты с агрегатором идут через них.

— Можно ли работать через оформление статуса "самозанятого" или через ИП?

— Да, конечно, в тех городах, где это работает, можно. Но в Саратовской области пока нет.

— При тех условиях работы с "Яндексом" у вас есть возможность как-то иначе бороться за ваши требования? Например, создать профсоюз.

— Профсоюз — это союз профессионалов. Я сейчас полагаю, что все идет к тому. Я думаю, что вернейший шаг будет — это создание профсоюза и требование того, чтобы "Яндекс" согласовывал условия работы таксистов с ним. Это логичное продолжение. Сегодня забастовка закончилась, но таксисты продолжат бороться за свои права.

— Такая ситуация только в Саратове или в других регионах тоже?

Работая с одним выходным в месяц по 10-12 часов в день, можно заработать около 30 тысяч рублей

— Сейчас волна забастовок против "Яндекса" прокатилась по всей России. Мы все друг друга поддерживаем.

— А что с другими агрегаторами?

— Возьмем для сравнения смену в 12 часов в "Яндексе" и в "Везет". В первом она стоит 540 рублей примерно, а во втором — 150 рублей. Разница в три раза. При этом, получая заказ от такси "Везет", мы видим конечную точку, способ оплаты и сумму. И я принимаю для себя решение, выгоден он или нет для меня. Вопрос в том, получая выгоду в три раза меньше, чем "Яндекс", они могут оказывать качественные услуги. Возможно, "Яндекс" просто завышает цену за свои услуги. Да, у них очень удобное приложение для работы, но тем не менее — разница в три раза.

Сфера такси касается всех. В большом городе такси нужно обязательно, город без такси представить нельзя. То есть это касается и таксистов, и клиентов. Если это такая важная общественная сфера, то государство должно ее отрегулировать. При этом в Думе закон о такси принимают уже много лет, и пока они это делают, ситуация сильно изменилась. Появились, например, агрегаторы. Выходит, что государство просто самоустранилось от решения этого важного вопроса. У нас есть закон о пчеловодах, а закона о такси нет.

Эта ситуация неприятна для всех, например, если у таксиста недовольное лицо, когда он везет клиента, то ему это тоже неприятно. Ситуация требует решения.

— Выгодно ли в Саратове работать таксистом?

— Я вам скажу так, работая с одним выходным в месяц по 10-12 часов в день, можно заработать около 30 тысяч рублей. Зимой меньше, летом больше. Но такой таксист не будет видеть жизнь, только работать и спать. Требовать при таких условиях от человека, чтобы он был культурным, нельзя. У него времени даже книжку открыть нет. Вот этот заработок ниже среднего по региону. При этом таксист управляет средством повышенной опасности, он работает в любое время дня и ночи, в любую погоду и с разными людьми.

Если хотите цифры, то выходит, что таксист зарабатывает чистыми 100-120 рублей в час. Это после вычета налогов и при учете, что он работает по 10-12 часов. Если он отработал восемь часов, то он просто не заработал ничего. На сколько это выгодно, каждый решает для себя. Наверное, это выгоднее, чем получать пособие по безработице.

Таксисты нашли себе занятие и не просят особой поддержки у государства. Но это не особо ценится.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG