Чтобы отпраздновать 75-летие Дня Победы в Великой Отечественной войне, елабужские чиновники решили залезть в карманы работников образовательных учреждений. На принудиловку за последние несколько дней пожаловался ряд педагогов и воспитателей, сообщила корреспонденту "Idel.Реалии" администратор паблика "Елабужский контроль образовательных учреждений" Оксана Ермакова. По её словам, в этой практике для елабужан нет ничего нового — разве что аппетиты чиновников растут из года в год.
Фотография типового заявления, согласно которому работник образовательного учреждения "добровольно просит" перечислить свой однодневный заработок, предоставлена в распоряжение редакции. Нетрудно заметить, что конкретно о помощи ветеранам Великой Отечественной войны речи при этом не идет. Деньги перечисляются в некий "Фонд содействия развитию ЕМР на организацию и проведение 75-й годовщины Победы" — а уж как ими распорядится фонд и что понимается под организацией и проведением, вопрос открытый. Название учреждения неспроста — Оксана Ермакова поясняет, что подобных жалобщиков пытаются вычислить и наказать.
— Это болезнь ежегодная. Каждый год в преддверии Дня Победы образовательные учреждения — садики, школы — получают вот такие вот заявления на вычет однодневного заработка в фонд с целью направить эти деньги на празднование Дня Победы… Года два назад я звонила Зарипову (Ривал Зарипов, начальник управления образования Елабужского муниципального района, уже становился героем скандальной публикации в нашем издании — "Idel.Реалии"). Спрашивала, ну почему же так — у нас бюджетники и так самый ущемленный народ, а их еще больше зажимают в заработке! Он говорит: "Вам что, жалко, что ли? Это же всё для ветеранов". — "А куда эти деньги уходят?"— "Ну вот бордюры покрасят, что-то в парке подремонтируют…" То есть, это всё за счет бюджетников получается.
— Но это же благоустройство, на которое и так муниципалитет должен деньги отдельной строкой закладывать. Разве это имеет отношение к ветеранам?
— Насколько я слышала, у нас по району осталось 26 ветеранов всего. А образовательных учреждений — садиков сорок с небольшим, ну и плюс школы, 11-12 по городу. Почему бы каждого ветерана не закрепить за определенным образовательным учреждением, за школой и садиком — и оказывать помощь этому ветерану будут не раз в году, к празднику, а в течение всего года? Здесь было бы и патриотическое воспитание, детей бы привлекали к этому, ну и не было бы принудиловки в плане вычета однодневных заработков. Но вот как-то не хотят услышать, что ли…
— Ну и помощь бы оказывалась в этом случае, я так понимаю, адресно, не было бы непонятных прокладок?
— Да. Адресная помощь была бы более эффективна, чем так, когда деньги сдают, а они непонятно куда уходят…
— А вы такую схему предлагали муниципалитету?
— Я Зарипову в телефонном разговоре озвучивала. Воспитатели, учителя, которые мне прислали, говорили, что раньше сто-двести рублей у них просили… Прошлый год — пятьсот рублей. А в этом году — уже однодневный заработок. А там порядка тысячи, больше тысячи у некоторых выходит. Я так думаю, что учителям есть куда направить эти деньги без принуждения.
— А реальные зарплаты по Елабуге у работников образовательных учреждений какие?
— Не могу сказать, у всех по-разному. Насколько знаю, у нянечек минимальные зарплаты, в пределах 12 тысяч — и с них также удерживают однодневный заработок. У воспитателей — ну раза в два наверное больше. Но в любом случае даже при таком заработке есть и многодетные, и те, кто ипотеку погашают. Молодых много. У нас в Елабуге экология плохая. У многих учителей здоровье подорвано — на лекарства тратятся зарплаты.
А вот эти вот однодневные заработки уже три-четыре года подряд появляются в феврале-марте, в преддверии Дня Победы.
— Но сначала были не однодневные, вы говорили?
— Да, там было поменьше.. Думаю, если бы просто кинули клич... У нас же собирают на лечение детей: "Помогите, кто сколько может" — и люди в силу своих возможностей оказывают помощь. Кто пятьдесят рублей, кто — сто, кто — тысячу… Здесь, я думаю, люди бы тоже не отказали в помощи, если бы это не было принудительно и какой-то определенной фиксированной суммой.
— Люди возмущаются?
— Кроме вот этого заявления мне потом еще в ватсапе в личку писали воспитатели, из управления образования жаловались, что там тоже заставили написать заявление. Спрашивали, куда писать анонимно? Таких обращений много. И в письменном виде, и звонков.
— Но открыто никто не жалуется?
— Все боятся идти в прокуратуру. Когда в учреждение проходит прокурорская "проверка", там уже всё чики-чики — готово и подправлено: "Нет никаких сборов, всё добровольно".
— Это если жаловаться в Елабужскую прокуратуру. А если сразу в республиканскую?
— То же самое. Республиканская спускает в городскую, городская проводит и потом отписывается — и республиканской, и нам, заявителям. Это уже пройденный этап. Одна из педагогов рассказала: у нас был работник в управлении образования у Зарипова, он перешел работать в Менделеевск — это 20 км от Елабуги — и там решил внедрить программу однодневного изъятия заработков у бюджеников. Менделеевцы встали на дыбы. И в итоге там это не прокатило. А елабужане терпят и терпят… Насколько я знаю, при Гафурове (Ильшат Гафуров, нынешний ректор КФУ, руководил городом и районом до 2010 года — "Idel.Реалии") по предприятиям деньги собирали. На сабантуи, на День победы, на праздники все… А при Емельянове (Геннадий Емельянов, ставший мэром Елабуги после Гафурова, отметился на этом посту серией скандалов, о которых довольно много рассказывало наше издание — "Idel.Реалии"), видимо, перевели эту практику на бюджетников. Потому что бюджетники бесхребетные, с них легче всего стрясти, пригрозив увольнением или еще какими-то лишениями.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.