Ссылки для упрощенного доступа

Взятка или сфабриковано? Что известно о деле Королёва


Геннадий Королев
Геннадий Королев

В Нижегородском районном суде (Нижний Новгород) 7 февраля начался судебный процесс по делу профессора, завкафедрой Волжского государственного университета водного транспорта Геннадия Королёва. Королёв известен своим участием в мероприятиях марийской национальной организации "Марий Ушем". Он обвиняется в получении взятки. Национальная общественная организация "Марий Ушем" считает дело Геннадия Королёва "заказным, оно сфабриковано и инсценировано".
Организация дважды выступала с открытыми обращениями в поддержку ученого, направляла первое из них президенту России. Второе обращение поддержали члены Всемарийского совета и молодежной организации "У Вий".

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

Дело против Королёва было открыто в апреле 2019 года. В апреле в СМИ появилась информация о задержании нижегородского преподавателя по подозрению в получении взятки в 30 тысяч рублей. Видеозапись задержания Королёва разместил в своем YouTube-канале Следственный комитет России.

По мнению национальных общественников, эта спецоперация была инспирирована сотрудниками ФСБ по заказу представителей власти Марий Эл. В конце января на сайте MariUver было опубликовано второе обращение (первое появилось в сентябре 2019) национальных общественных организаций из Марий Эл в поддержку марийского ученого. В нем содержатся подробности, связанные с его уголовным преследованием. В его основе, как считают представители "Марий Ушем", Всемарийского совета и молодежной организации "У Вий" (они поддержали обращение в защиту профессора) — публичные высказывания Королёва, связанные с политической ситуацией в Марий Эл, положением марийского языка. В обращении подробно, в хронологическом порядке восстановлена последовательность всех событий, связанных с преследованием марийского активиста.

Началом могло послужить воззвание перед выборами 2017 года (в Марий Эл после отставки и ареста Леонида Маркелова состоялись досрочные выборы главы республики). Королев обозначил свою позицию и призвал последовать ей жителей республики: бойкот голосования, поскольку результат предрешен, а представители титульной нации даже не являются кандидатами (не были зарегистрированы). Нижегородский профессор призвал протестовать против дискредитации выборов "мирным стоянием на улицах".

"Эта гражданская позиция не осталась незамеченной. Пришедшая к власти в Марий Эл группировка не могла пройти мимо такого, по их мнению, дерзкого выпада. Срочно были проинформированы соответствующие спецслужбы республики, которые по территориальности адресовали эту информацию своим коллегам из управления ФСБ по Нижегородской области", — говорится в обращении марийских национальных общественных организаций. После этого информация поступила в ректорат вуза, в котором работал Королёв. По данным авторов обращения в его поддержку, в начале февраля 2018 года (через пять месяцев после призыва бойкотировать выборы в Марий Эл), было получено судебное решение на прослушку, отслеживание компьютерной информации, контроль за электронными почтовыми отправлениями, установку аудио- и видеонаблюдения в кабинете профессора. Известно, что санкционировавший слежку и прослушку судья Канавинского районного суда Нижнего Новгорода, разрешил проводить все мероприятия "задним числом" — c 1 октября 2017 года.

После санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий, к Королёву была подослана студентка Фарида Аббасова, полагают авторы обращения. Она защитила курсовую работу и сдала экзамен по криминалистике в середине февраля 2018 года. Но проставить оценку в зачетную книжку пришла только в июне (когда в кабинете была установлена записывающая аппаратура). В благодарность "за внимание и отзывчивость" она предложила Королёву принять подарок — 2 тысячи рублей. Он принял деньги, поскольку норма Гражданского кодекса запрещает работникам образовательных организаций получать подарки, не превышающие 3 тысяч рублей. На этот факт, зафиксированный на видео, в течение почти года никто не реагировал. По мнению представителей защиты или окружения Королёва — среди его знакомых много людей с юридическим образованием (вероятно, кто-то из них и передал информацию с подробностями этого дела марийским общественникам) “используя в качестве компромата видеозапись передачи Аббасовой подарка в виде двух тысяч рублей, в нарушение части 8 статьи 5 Федерального закона от 12.08. 1995 г. № 144-ФЗ, запрещающей — подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокацию), сотрудники ФСБ склонили ее (совершили подстрекательство) к передаче профессору Королеву 30 000 рублей, то есть к совершению дачи взятки”. Факт получения этой взятки ничем не подтверждается, делятся утверждением юристов общественники. Они также располагают данными, что заявление о “вымогательстве” студентка Геннадия Королёва написала перед попыткой инсценировать ее “вручение” профессору.

Сотрудники оперативной группы сопровождали Фариду Аббасову в Волжский государственный университет водного транспорта, они предложили ей занести тридцать купюр достоинством по 1000 рублей в кабинет профессора Королёва.

На следующий день (5 апреля) суд заключил его под стражу. С 23 апреля по 31 октября профессор находился под домашним арестом. После этого мера пресечения была изменена на подписку о невыезде. 31 декабря 2019 года Геннадию Королёву было предъявлено обвинительное заключение, его дело направили в суд.

Авторы обращения называют возможной причиной уголовного преследования одного из известных представителей мари планы республиканских чиновников утвердить в должности сенатора от законодательной власти региона выходца из ФСБ, руководителя аппарата Совета Федерации Сергея Мартынова. В выборах в Государственное собрание намеревался принять участие и Геннадий Королёв. Республиканская власть не оставила без внимания его комментарий в "Idel.Реалии", касающийся поправок в закон об образование, касающихся изучения родных языков, полагают авторы обращения в защиту ученого и активиста.

"Для Сергея Александровича Мартынова первая попытка стать сенатором сложилась неудачно (В 2018 году Мартынов был представлен в качестве кандидата в сенаторы от Владимирской области, но действующий губернатор-единоросс выборы проиграла). Проиграть второй раз было бы не простительно. Никаких неожиданных "сюрпризов" не должно было быть. Требовалось наверняка зачистить политическое поле. Для республиканской власти стало очевидно — профессора Королёва к выборам допускать нельзя. На этот раз к его дискредитации было подключено управление ФСБ России по Нижегородской области", — заявляют представители общественных организаций из Марий Эл. В обращении подчеркивается, что уголовное дело Королёва сфабриковано, поэтому и обвинение основывается на недопустимых доказательствах.

"Мы призывает все народы Поволжья поддержать нас в борьбе за торжество законности и справедливости. Вместе не допустим превращение нашего общего дома — великой России в жандармское, полицейское государство", — говорится в конце обращения.

В сентябре прошлого года организация "Марий Ушем" направляла письмо в защиту Геннадия Королёва в Приволжское полпредство. Письмо адресовалось президенту России Владимиру Путину. Оно до него не дошло: было направлено в аппарат СКР, а оттуда — в Приволжское следственное управление на транспорте.

О Геннадии Королёве

Геннадию Королёву 61 год. Он — доктор юридических наук, профессор. Уроженец Марий Эл. В 1982-1994 годах служил в органах военной прокуратуры. В августе 1991 — декабре 1992 года работал в составе следственной группы Генпрокуратуры, расследовавшей дело ГКЧП. В 1997 выпустил книгу "Спектакль в театре абсурда", посвященную этим событиям. С 1994 года Королёв преподавал в Нижегородской академии МВД. В 1998-1999 был сотрудником Судебного департамента при Верховном суде России. С 1999 года — профессор Волжского государственного университета водного транспорта. В январе 2009 года ему присвоено звание заслуженного юриста России.

Геннадий Королёв регулярно приезжал в Марий Эл. Он принимал участие в различных форумах, организуемых "Марий Ушем".

В июне 2018 года он прокомментировал готовящиеся в тот момент поправки в закон об образовании, касающиеся преподавания и изучения родных языков:

— Культура любой нации, народа определяется тем, забыт или не забыт язык, которым владеет тот или иной народ. Язык забыли — нет культуры. Нужно учить с детского садика детей на марийском языке, если мы не хотим потерять марийскую культуру и идентичность.

Чтобы так было, нужна возможность выбора. Хотят мои дети изучать родной язык, или нет? А если не хотят? Что вы можете предложить — я имею в виду власть. Вы можете их научить? У вас есть учебники на марийском языке? Есть преподаватели, учителя, которые бы могли научить моего ребёнка на марийском языке? Не только родному языку, математике, химии на марийском языке. Нет. Власть не может гарантировать моё право, право моих детей свободно владеть родным языком.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG