Ссылки для упрощенного доступа

Виталий Танаков: "Через десять лет в Москве будет опасно разговаривать по-русски"


Виталий Танаков
Виталий Танаков

Марийский активист, председатель Совета старейшин (Он Канаш) и одной из йошкар-олинских общин традиционной марийской религии Виталий Танаков 30 октября на митинге памяти жертв политических репрессий обратился к представителям власти с требованием отменить статью 282 УК РФ. В интервью корреспонденту "Idel.Реалии" он рассказал, как повлияло на его жизнь обвинение в разжигании социальной розни: 13 лет назад Танаков стал одним из первых россиян, осужденных по 282 статье. В 2007 году суд признал его брошюру "Онаен ойла" ("Жрец говорит") экстремистской.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

— Почему вы решили обратиться к властям на митинге 30 октября с предложением отменить эту статью (282-я статья УК РФ, которая известна как "антиэкстремистская"​)?

— 282-й статьей они закрывают путь мыслящим людям. Многие, не только я, сейчас не говорят. Они понимают, что это опасно, потому что их сразу с работы уволят, дело заведут. Я думаю, все это в конце концов может привести к полному развалу. И мне кажется, есть такая опасность — мы через десять лет будем бояться по-русски говорить в Москве.

— Почему?

— Идут очень глобальные изменения. Ну, допустим, Дональд Трамп сейчас просит деньги на строительство стены на границе с Мексикой. Я работал в Москве недавно. И когда увидел, сколько сейчас там мигрантов из южных стран трудится, предположил, что, наверное, через десять лет в Москве будет опасно разговаривать по-русски. Я пишу статью на эту тему: к нам в страну приходит язык фарси: его носители — жители среднеазиатских стран. Идет замена современных преобладающих языков на древние. И это может повлиять на систему управления в России. Если сейчас у нас эта система — государственная (как в Америке), то из-за языковых изменений (миграционных) может появиться родо-племенная система.

— Вы говорите об угрозе, а какая альтернатива есть ?

— Древним пришлым языкам могут противостоять языки коренных народов России: эрзя, мокша, татарский, коми, марийский.

На территории Москвы и нынешней Московской области обитали в древности финно-угры — мещера, меря. Они и стали русскими. Я вот сейчас приведу примеры. Глагол "раскидать". Основа его, корень: "кид". По-марийски это слово означает — рука. Чем раскидываешь? Рукой. То же самое — раскопать. В нем корень "коп" имеет подходящее к действию значение в марийском языке. "Коп" по-марийски значит, "ладонь". Получается, что русский язык собран из финно-угорских слов с добавлением приставок, суффиксов и окончаний.

Слова в древних языках образуются иначе. Например, шумерский язык основывается на информационных слогах. Или марийский. Онар — он, это воин, ар — честь совесть. Кто такой онар? Это воин чести — рыцарь. Об этом я недавно сделал доклад на научной конференции в Марийском госуниверситете.

— Расскажите о вашем преследовании по 282 "экстремистской" статье. Вы были одним из первых, ка кого было заведено уголовное дело. А ваша книга, которую собирались издавать— запрещена.

— Это было в 2007 году. 282 статья была только что принята. Я и тогда написал о языках. Встал на защиту не столько марийского языка. Прокуратура меня обвинила в том, что я использовал цитату о том, что русский народ состоит на 80 процентов из финно-угров, на 12 процентов — из татар и на восемь процентов — из славян (похожее утверждение, в котором говорится о том, что "русские, являются финнами не менее чем на 80 процентов", принадлежит советскому историку Михаилу Покровскому — "Idel.Реалии"). Кроме этого, еще была цитата из Николая Бердяева. О том, что любое прегрешение русский человек надеется замолить в церкви. Меня обвинили в разжигании социальной розни. Я назвал министра культуры Марий Эл флюгером: куда ветер подует, туда он и вращается.

— Каким было наказание?

— Четыре месяца исправительных работ. Книгу, в которой было это написано — "Говорит жрец", запретили. Она до сих пор в списке экстремистской литературы. Мне до сих пор нельзя брать кредиты, я 399-й в списке Росфинмониторинга, рядом с Дудаевым, Басаевым.

— То есть ваша судимость не погашена, вы не реабилитированы?

— Я не могу этого сказать. Росфинмониторинг скорее всего ориентируется по списку запрещенной литературы, я в нем обозначен как автор книги. А судимость, может быть, и сняли.

— Вы сейчас ощущаете какие-то другие последствия этого преследования?

— На работе это никак не сказалось. То, что статья политическая, это многие понимают. Контроль, наблюдение со стороны ФСБ я ощущал. Я просил их только о том, чтобы детей моих это не коснулось. И мне кажется, что в этом смысле все было довольно корректно.

— Вы на митинге 30 октября привели пример с нацистской символикой: авторов репостов и публикаций судят за факт, не рассматривая контекста. И вы привели пример улицы Машиностроителей в Йошкар-Оле, где эта символика изображена. Что вы имели ввиду — где именно эта символика размещена?

— В Йошкар-Оле реконструируют парк Победы. И сейчас на входе в него появилась вывеска, где есть такие изображения, фотографии солдат с парада Победы в Москве с знаменами с фашистской свастикой. Если так позволительно делать чиновникам мэрии, почему молодых ребят сажают за эти изображения?

— Сейчас внесены поправки, которые смягчают требования к демонстрации таких символов. Их можно распространять в образовательных целях.

— Я только могу сказать, что наверное, до конца значение 282-й статьи сейчас не воспринимается большинством. Но она сыграет настолько злую шутку в истории, мне кажется. Их всех нужно будет самих судить. Была закрыта экспертная площадка. Кто теперь будет говорить о болезнях общества?

— У нас сейчас едва ли не каждый день появляются законы о запрещенных организациях и организациях, деятельность которых со стороны государства как-то особо артикулируется, как враждебная или потенциально опасная. Сейчас даже любого человека могут признать иностранным агентом, если появятся для этого поводы…

— Любые запреты они вредны. Если хочешь что-то остановить — возглавь процесс. Разреши, что тебе кажется неправильным, неприятным. Но создай противовес, чтобы доказать свою правоту.

— У нас всюду эта двойственность в сознании: наказывают за мыслепреступление по 282-й статье, борются с угрозой революции. А на всех главных площадях (они и названы, как правило его именем) продолжают стоять памятники Владимиру Ильичу Ленину — человеку, подготовившему и возглавившему революцию, завершившуюся глобальной сменой государственного строя…

— Они бы все запретили, наверное. Но чем заменить?

— Мы в национальной республике живем, можно заменить национальными героями?

— Я всю Россию имею ввиду. Кого там поставить взамен? Куда идти, они тоже не знают. Это вопрос очень серьезный. Программы действия у них нет. Нашли какой-то маленький шесток себе, на нем и сидят. В основном сидят на патриотизме. Об этом давно сказано, о патриотизме и национализме, чье это прибежище. Я уж не буду повторять. А самой по себе идеи нет. Почему? Потому, что есть 282-я статья. Те, кто могут дать идею, они молчат.

Я сейчас готовлю переиздание своей книги "Юлла" ("Cакральные знания"). В ней есть одна важная идея, хочу ею поделиться. У нас власть выбирают назначением или на выборах. По выборной технологии избираются депутаты. А назначают — министров, исполнительную власть. Я пишу о том, что есть такой способ привлечения во власть как рекрутирование. Умный человек не пойдет на грязную технологию выборов. Не согласится и с назначением — еще посадят в конце концов. Я описал механизм рекрутирования.

— В чем оно заключается?

— Есть аналогия небольшая с общественной палатой. В нее избирают по рекомендации. Такая рекомендация должна быть и для государственных должностей. Ее может давать "жреческая палата". Это условное название. У него нет религиозного контекста. Я имею ввиду писателей, режиссеров, общественников — людей разума. Их рекомендация должна иметь значение при привлечении человека во власть.

— Я даже и не знаю, как это ваше предложение может получить развитие в масштабах страны. На уровне республики, может быть?

— Пилотный проект, почему бы и нет. Нашему поколению уже просто необходимо выработать основные направления стратегии развития Российской Федерации.

О Виталии Танакове:
Виталию Танакову 63 года. Он уроженец деревни Мироново Яранского района Кировской области. Работает электриком. Председатель "Он Канаш" — Совета старейшин, руководитель йошкар-олинской общины традиционной религии. Занимается историей лексики марийского языка.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG