Ссылки для упрощенного доступа

В Самаре на акции зачитывают имена жертв политических репрессий


Расстрельные приговоры в годы сталинского террора вынесли сорока тысячам самарцев.

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, в Самаре, как и в других российских городах, проходит акция "Молитва памяти". В сквере "Родина" и у храма в честь Собора самарских святых, на Московском шоссе, все желающие зачитывают вслух имена погибших во времена большого террора. Акция продлится до семи вечера. Организовавшие акцию представители общества "Преображенское братство" и гражданские активисты заявили, что списки жертв заведомо неполны и что это лишь достоверная минимальная оценка масштабов политических репрессий времен сталинского террора.

В октябре 1940 года НКВД создало в Куйбышеве (Самаре) Безымянское управление лагерей (Безымянлаг). В него входило 35 исправительно-трудовых лагерей. По данным историков, только с июля 1941 по июль 1943 года через Безымянлаг прошло 251650 человек, от тяжелых условий умерло 11165 осужденных.

К микрофону во время акции выходят люди разных возрастов, конфессий и национальностей. Татары, русские, украинцы, мордва.

— Это очень печальный для меня, историка по образованию, день, - отметил зам. руководителя реготделения партии "Яблоко" Андрей Асташкин.

— За время сталинского террора по расстрельным делам в Самарской области обвинялось около 40 тысяч человек. Казнены были не все. Некоторым высшую меру наказания заменяли на заключение в исправительно-трудовых лагерях. В Самаре известен адрес: Степана Разина, 37. Там находилось управление НКВД, в кабинетах которого допрашивали подозреваемых, выбивали из них признательные показания, а в подвалах проводились расстрелы. Расстреливали и в тюрьме на улице Арцебушевской. Сейчас это общежитие медуниверситета. Хоронили политзэков в братских могилах на территории детского парка имени Юрия Гагарина. В те времена там были охраняемые дачи нквдшников, — рассказал Асташкин.

Среди зачитывавших списки жертв репрессий были самарцы, члены семей которых пострадали в годы Большого террора. Одна из них — Римма Шестакова. Ее отца в 1941 году арестовали по 58 статье как врага народа. В годы Второй мировой войны он умер в лагерях. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

Участники акции сетовали, что несмотря на выпуск в регионе Книг памяти жертв сталинских репрессий, доступ к архивам НКВД для родственников репрессированных по-прежнему требует многочисленных разрешений.

В акции "Молитва памяти" кроме простых самарцев, участвуют активисты местных штаба Навального и отделения Либертарианской партии, движений "Бессрочный протест" и "Гражданская инициатива", правозащитники.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG