Ссылки для упрощенного доступа

Активисты протестуют против разработки месторождения меди в Абзелиловском районе Башкортостана


Сибайские активисты разместили на платформе Change.org петицию, в которой призвали федеральные власти не допустить разработку “Русской медной компанией” (РМК) месторождения меди в Абзелиловском районе Башкортостана.

По мнению автора петиции – члена Совета по правам человека при главе Башкортостана и одного из лидеров общественной группы “Сибай, дыши!” Эдуарда Кадырова, реализация планов РМК может привести к тому, что регион с более чем 500-тысячным населением лишится источников питьевого снабжения.

Петиция адресована президенту РФ Владимиру Путину, председателю Госдумы РФ Вячеславу Володину и министру природных ресурсов и экологии РФ Дмитрию Кобылкину.

Как сообщали в начале 2019 года СМИ, базирующаяся в Челябинской области “Александринская горно-рудная компания” (входит в группу “Русская медная компания” (РМК)), приобрела на аукционе “Приволжскнедр” право пользования Салаватским участком медных руд в Абзелиловском районе. Лицензия была выдана сроком на 25 лет. Прогнозные запасы участка, по данным компании, оцениваются в 208,7 миллионов тонн медной руды и 992,6 тысяч тонн меди. В течение нынешнего года компания должна была приступить к геологоразведке и в дальнейшем построить горно-обогатительный комбинат (ГОК).

— Данное решение было принято без учета существующих и потенциальных экологических проблем в регионе, — говорится в петиции активистов. — Мы требуем отмены разработки медного месторождения в Абзелиловском районе, поскольку в районе разработки находится исток реки Малый Кизил — источник питьевой воды для города Магнитогорска, исток реки Большой Кизил — источник питьевой воды для города Сибай. Два этих города и так сильно нагружены экологическими проблемами, а разработка месторождения безусловно ухудшит качество питьевой воды. Также в девяти километрах от планируемого места разработки находится озеро Банное — санаторно-курортная зона. Данный курорт очень популярен у жителей нашего региона и всей России, и сейчас его чистейшая экосистема находится под угрозой в связи с разработкой месторождения.

Автор документа также настаивает на изменении существующих процедур выдачи лицензий на разработку месторождений, указывая, что в настоящее время они выдаются без экологической экспертизы и без учета мнения местного населения. Приводя примеры несовершенства такой системы, активист напоминает, что она привела “к таким ситуациям, как загрязнение рек на севере Урала холдингом "УГМК", загрязнение компанией "Полиэф" рек в Республике Башкортостан и другим серьезным проблемам”, что, в свою очередь, повлекло за собой массовые протесты населения.

– Они там планируют добыть 200 миллионов тонн руды, в то время как в Сибае было добыто за весь период чуть более 100 миллионов тонн – и мы видим, во что превратились реки в окрестностях нашего города. Возмутила нас и существующая процедура выдачи лицензий — в “Приволжскнедрах” мне заявили, что при выдаче они вообще не рассматривают экологические аспекты вопроса и экологическая экспертиза в этой процедуре не предусмотрена. Ну, и тот факт, что даже местные власти, не говоря уж о населении, были не в курсе планов РМК, опять-таки нас сильно обеспокоил, – сказал “Idel.Реалии” автор петиции Эудард Кадыров.

Заметим, что глава администрации Абзелиловского района Ильдар Нафиков, узнав в феврале про выдачу лицензии, заметил в своем аккаунте в Фейсбук, что “согласно действующего законодательства, к сожалению, согласование [выдачи лицензии] с местными муниципалитетами не требуется” и пообещал “принять все меры по сохранению природных красот, богатств” и “не допустить варварского отношения к природе”. Однако, на протяжении года Нафиков к этой теме в своем аккаунте ни разу не вернулся.

— Мы в минувшую пятницу провели встречу с жителями сел Аскарово и Халилово – все они категорически настроены против этих разработок, против строительства нового ГОКа – рассказала “Idel.Реалии” уфимская общественница Диана Демидова. — Все понимают, что это большая экологическая нагрузка на природу. Мы с начала года знакомы с этой проблемой и, конечно, поддерживаем и разделяем беспокойство граждан. Я видела три наших зауральских ГОКа — Бурибаевский, Учалинский, Сибайский; .страшно смотреть, что вокруг них творится. И сейчас мне до боли обидно, что еще одни места сказочной красоты хотят загадить.

Error rendering VK.

— Действительно, последствия от этого строительства могут быть такие же, как и при эксплуатации карьера в Сибае, — считает председатель Союза экологов Башкортостана Александр Веселов. — Мы можем получить такое же возгорание медно-колчеданных руд, если неграмотно вскроют и не затампонируют жилу. И это не единственная проблема, которая может встать. Есть еще вопрос – куда девать шахтные подотвальные воды? Я напомню, что у нас по Зауралью огромные проблемы с повышенным содержанием тяжелых металлов. Они там, благодаря интенсивной добыче полезных ископаемых и экономии на природоохранных мероприятиях, везде – в почвах, в воде, в биоте, во всех пищевых цепях. Здесь РМК, в лучшем случае, может запроектировать какую-то станцию нейтрализации этих вод, но вот мы видим по Учалинскому ГОК, что там такая же станция не улавливает, к примеру, сульфаты. Так что эту проблему надо будет решать, делая очень большие капитальные вложения. И, наконец, куда девать отвалы, выработанные породы? Опять они будут лежать миллионы лет, пылить, и никто не будет проводить рекультивацию?

Веселов подчеркнул, что “в любом случае нужно обязательно проводить все государственные и общественные экологические экспертизы проекта”. Он также сообщил, что еще четыре месяца назад в РМК был направлен запрос с предложением провести уже на предпроектной стадии общественные слушания с участием местного населения. “Ответа нам нет до сих пор, и дозвониться до них невозможно”, сказал эколог.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG