Ссылки для упрощенного доступа

"Еще жарче будет разгораться тема сохранения национальной культуры"


Альберт Разин, директор Института человека Удмуртского государственного университета, который совершил самосожжение, защищая удмуртский язык от русификации
Альберт Разин, директор Института человека Удмуртского государственного университета, который совершил самосожжение, защищая удмуртский язык от русификации

Поездки Альберта Разина в Чебоксары в основном были связаны с праздниками народной веры "Тура". Разин участвовал в совместных чувашских обрядах, был одним из участков консилиума жрецов и основателей союза в области народных вер четырех народов: чувашей, мари, удмуртов и эрзя. Удмуртский ученый был постоянным гостем различных культурных делегаций.

Друг Альберта Разина, кандидат искусствоведения Дмитрий Мадуров в интервью "Idel.Реалии" рассказал, чему чувашские ученые учились у коллеги из Удмуртии.

— Чебоксары в целом ему нравились, удачное месторасположение города, относительная чистота, слаженность движения общественного транспорта, — вспоминает Дмитрий Мадуров. — Конечно, вызвали недоумение памятники города. Он говорил, что они слабые и, зачастую, антинациональной направленности. Не понравилась Разину экспозиция Национального музея своей слабой научной наполненностью, а, зачастую, и дезинформацией. Нравилось, что в городе двуязычные надписи улиц и остановок. И приезжал в Чувашию Альберт Алексеевич с удовольствием.

Разин участвует в обряде народной чувашской веры во время приезда в Чувашию (третий справа) Фото из личного архива Дмитрия Мадурова
Разин участвует в обряде народной чувашской веры во время приезда в Чувашию (третий справа) Фото из личного архива Дмитрия Мадурова

— Вы лично были знакомы с Альбертом Разиным. Расскажите о нем.

— Альберт Алексеевич был живым и очень порядочным человеком, вдумчивым, несколько строгим, но с мягким характером и очень большой силой воли. Но у него мы многому научились, так, например, раньше никак не приходило понимание о разнице понятий веры и религии, "развития культуры" и "консервативного отношения к культуре" и Альберт Алексеевич сумел объяснить природу этих явлений. Мы подружились. Альберта Алексеевича нам представили удмуртские жрецы, как своего духовного лидера – верховного жреца. Так уж сошлось, что и мой отец, Федор Мадуров, также официально является верховным жрецом чувашей. Официально закрепили союз народных вер удмуртов, мари, эрзя и чувашей. Позже познакомился с его семьей: добрейшая его жена Юлия, кстати, удмуртская поэтесса, и прелестная своей девичьей непосредственностью дочь Софи. Софи человек творческий, с большими задатками в сфере изобразительного искусства.

— Как вы познакомились с Разиным?

— Мы познакомились лет десять назад на культурологическом конгрессе в Москве. Понравился его доклад в поддержку национальных культур мы пообщались на общие темы. Тревога за развитие ситуации в области культуры России у нас была общая, как, в общем, и у большинства культурологов и философов. Проявлялась тенденция подмены понятий "культура" на понятия "светское искусство" или "религия", субкультура, используемая государством. В то время была еще какая-то вера, что наука может повлиять на решения власти, и ученые пытались выявить тенденции, механизмы и причины. Но, после 2008 года произошел какой-то надлом.

— Как вы говорите, "произошел какой-то надлом", в чем это проявлялось?

— Стали закрываться один за другим научные учреждения, началась оптимизация научной отрасли, то же происходило в ВУЗах и здравоохранении. Исчезли социальные лифты для гражданского населения, молодежи, власть замкнулась в себе, стала глуха к каким-либо письмам, требованиям, предложениям, начался очередной период застоя. Сегодня все мы видим, как это десятилетие пагубно отразилось на развитии России, но каково это было переживать и чувствовать эту тенденцию ежедневно. 2019-й год объявлен Генеральной ассамблеей ООН Международным годом языков коренных народов. Если честно, наверно становлюсь суеверным. Все они лишь декларативны, а в год литературы у нас сгорела крупнейшая библиотека в стране.

— Возвращаясь к Альберту Разину, скажите, как давно он стал заниматься общественной деятельностью, отстаивая свой родной язык, свою культуру?

— Вы знаете, это было делом всей его жизни. Конечно, к такому пониманию приходишь не сразу. Необходимо много знать о своем народе, уметь прогнозировать и анализировать. Без научных знаний тут не обойтись, хотя многие приходят к этому пониманию интуитивно или по традиции. Необходимо жертвовать собой и своим благополучием, так как ты идешь против течения, борешься с проявлениями шовинизма и даже фашистских тенденций. Альберт Алексеевич явно не жалел себя, а потому был впереди национального движения удмуртов. Он консолидировал людей, создавал организации, разочаровывался, покидал опрофанившиеся сообщества из-за подставных фигур (яркий пример — общество "Удмурт Кенеш" в Удмуртии) и вновь инициировал новые проекты. Был на пути к официальной регистрации национальной веры удмуртов, но на все сил не хватило…

— Почему Разин занимался возрождением языческой веры?

— Термин "языческий" не научный, он восходит к старославянскому слову языцы "народ", а борьба церкви с язычеством — это борьба с любым проявлением национальной культуры: песни, танцы, костюмы, обряды и т.п. Не случайно в первой половине XIX века миссионеры в штыки встретили идею русского филолога Николая Ильминского и чувашского языковеда Николая Золотницкого о преподавания христианских основ на национальных языках, потому как возникала опасность сохранения через национальный язык и культуры народа. Но, по-видимому, в то время другого выхода не было, да и история Киевской Руси показала, что славянский язык не смог сохранить древлян, радимичей, полян, северов от исчезновения после христианизации, процесса подмены традиционной культуры религиозной субкультурой. Но именно в этой подмене и кроется корень разрушения, субкультура никогда не будет равна по качеству культуре. Деятель культуры, ученый не может быть в стороне, наблюдая искусственно вызываемые процессы разрушения национальных культур, иначе он не имеет права называться деятелем культуры.

— Сравнивая положение родного языка в Удмуртии, как вы оцениваете ситуацию с чувашским языком в своей республике?

— Раньше, в Чувашии благодаря сельскому населению национальный язык еще как-то поддерживался и восполнялся. В городах еще в 1968 было отменено преподавание на национальных языках в городах. Да, выдающуюся роль в деле сохранения культуры России, основой которой является разнообразие национальных культур, внес Владимир Ленин, создавший СССР по принципу национальных республик. Но, очень быстро этот фактор стал играть свою противоположную роль. При советской власти национальная культурная политика носила лишь декоративный характер. Дошло до того, что к 90-м годам прошлого столетия люди стеснялись и опасались говорить на родном языке в городе. Один лишь факт для примера, национальная культура чувашей сохранилась лучше только за пределами Чувашской республики. Туда сегодня едут этнографы изучать национальную культуру народа.

— Вы говорите про советский период, а как сейчас ситуация с родным языком?

— Сейчас мало что изменилось в сфере отношений власть — народ. У центра с его ставленниками "эффективным менеджерам" в глубинке, чисто потребительское интересы, культура и наука, как таковая, их не интересует. Но и в этих условиях для народов России появилась новая отдушина, появилась возможность официально исповедовать родную веру. Сегодня наблюдается процесс обрушения, в деревнях идет интенсивный процесс потери национальных язык, этнической маргинализации. У маргиналов нет никаких прав и это выгодно управленцам. "Вам никто не запрещает сохранять свой язык и культуру. Вам запрещают навязывать это остальным гражданам России" — этот лейтмотив стал поводом к демонтажу системы преподавания национальных языков в России. В Удмуртии второй государственный язык никогда не преподавался в обязательном порядке. Он есть только в нескольких школах и то в качестве факультатива — последним уроком, нужны современные толковые программы и учебники. На их разработку нужны деньги, а их нет. В столице национальной республики вы не найдете ни одной вывески на втором государственном языке. Ситуация удручающая и будущее удмуртского народа туманно.

— Знать свой родной язык — это дело государства или выбор человека?

— Если честно, мало кого интересует, знает тот или иной этнический маргинал язык народа, среди которого он живет. Это вопрос культуры и воспитания человека, а в нынешних условиях чего-либо требовать просто не возможно. Проблема совсем в другой плоскости, нет выхода тем, кто хотел бы, чтоб его дети знали национальный язык и были уверены, что его ребенок не будет ущемлен в правах на высшее образование.

— Известно, что Альберт Алексеевич вел переписку с властями о сохранении удмуртского языка и культуры. О чем писал и чего добивался Альберт Разин?

— Под видом угрозы перспективы "волны сепаратизма" проводится политика удушения национальных культур, навязывания откровенно шовинистических взглядов. Абсолютное доминирование силовиков во властных структурах порождает казарменное положение и подавленное состояние общества. Какое уж тут развитие, экономики, науки или культуры. Больше всего жаль молодежь, для них не стало перспектив, репрессивные методы ломают жизнь людям. Стремятся вырваться, уехать, а некуда. К сожалению, в буднях дел, служащие перестают замечать свою спесь при общении с трудовыми мигрантами и инородцами. А ведь такие моменты нужно пресекать, они позорят не только свой мундир, но и нашу страну.

— Есть мнение, что проблемы с изучением национальных языков в России надуманны.

— Проблемы с изучением родного языка не надуманна, она вполне реальна в России и касается всех ее народов. Сейчас идет волна публикация по России в связи со сложившейся ситуацией. Со стороны власти мы, к сожалению, видим лишь попытку замолчать эту проблему. Но чем дольше будет отмалчиваться власть, тем жарче будет разгораться тема сохранения национальной культуры. Власть выбрала явно не правильную позицию. Сегодня нет той стены, которая позволяла десятилетиями создавать искусственный вакуум в прессе. Мир изменился, и если человек видит, что по телевизору ему говорят об ущемлении прав русскоязычного населения за рубежом, он, тут же, задастся вопросом, а какова ситуация в этой сфере в самой России и не лицемерие ли это все.

— Как сейчас семья Альберта Разина, вы поддерживаете связь из Чувашии?

— Не могу ничего сказать по поводу жены Альберта Разина Юлии, просто страшно ее даже беспокоить. Вижу только фото и статьи. Но дочь, Софи, пытаюсь поддержать, для нее это шок, потерять любимого отца. Конечно, они переживают и негодуют по поводу той черной клеветы, что обрушивается время от времени. Идет следствие, ищут "подстрекателей", их держат в качестве свидетелей.

— Наблюдали за тем, как к ситуации отнеслись в Удмуртии — считают ли там Альберта Разина героем?

— Что мы видим после случившегося, попытки замалчивания, безжалостный троллинг в интернете. Та же ситуация в Удмуртии. Тут уж совет, если пытаетесь троллить, то хоть это делайте с умом. Но, невольно возникает мысль, и мы что тот ждем от этой власти в плане развития национальных республиках?

— Как оцениваете то, что следствие сейчас рассматривает версию трагедии "доведения до самоубийства" и ищет виновных, в том числе среди близких друзей Разина?

10 сентября отныне будет днем памяти Альбера Разина


— Следственный комитет, занимающаяся делом Альберта Разина в Удмуртии, рассматривает варианты "доведения до самоубийства" среди ближайшего круга его друзей, но сейчас выясняются совсем новые обстоятельства. Затребовав медицинскую карту ученого, неожиданно обнаруживают, что Альберта Алексеевича дважды в начале 90-х годов и даже в 2018 году избивали за деятельность по защите удмуртской культуры, о чем красноречиво свидетельствуют показания в медицинской карте и МРТ. Знакомые пояснили, что это были нанятые люди, но сами они об этих инцидентах молчали.

— Как вы считаете, что-то изменится после трагедии с Альбертом Разиным ?

— В нынешней политике ждать каких-то перемен не следует. Альберт Разин стал тем разломом, который разделил власть в нынешнем ее состоянии и национальное движение России. Увы, иллюзий больше нет. Нездоровая ситуация в сфере поддержки межнационального согласия рано или поздно начнет актуализировать совсем другие процессы. Вот увидите, 10 сентября отныне будет днем памяти Альбера Разина у многих народов России и удмурты его не забудут.

— Известно, что в Удмуртии активисты просят поставить памятник Альберту Разину.

— Сомневаюсь, что власти позволят поставить ему памятник, хотя с таким предложением к правительству Удмуртии уже вышли активисты. Скорей всего это состоится позже. Да, Альберт Разин стал героем, положившим свою жизнь во имя сохранения всех национальных культур России. И все это понимают уже без слов. Данко нашего времени. Таким его запомнят и в Чувашии.

Удмуртский ученый Альберт Разин 10 сентября сжег себя у здания Госсовета республики. Рядом с ним обнаружены транспаранты, надписи на которых призывали спасти родные языки. Ученый долгое время выступал за сохранение и развитие родного удмуртского языка. В частности, известно, что Разин долгое время вел переписку об этом с властями. Супруга погибшего ученого Юлия Разина призналась, что письма ученого оставались без ответа.

Напомним, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин не увидел повода для суицида ученого из Удмуртии. Дочь погибшего ученого Софи Разина в комментарии нашему изданию сказала, что не будет продолжать дело отца, так как это небезопасно.

19 октября, на сороковой день с момента гибели удмуртского ученого Альберта Разина память о нем почтили в Йошкар-Оле, Будапеште и Анкаре. Активисты из Казани посетили памятное мероприятие в Ижевске.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG