Сейчас в России идет два медийных политических процесса над студентами: суд над аспирантом мехмата МГУ Азатом Мифтаховым и над студентом-политологом ВШЭ Егором Жуковым. Второй процесс вызывает во много раз больше медийного ажиотажа, чем первый. Камиль Галеев разбирался в причинах.
КЕЙС МИФТАХОВА
Азат Мифтахов — математик родом из Нижнекамска, анархист и борец с квартирными рейдерами. 1 февраля 2019 года он был задержан, позднее обвинен в изготовлении взрывного устройства. Сообщалось, что его пытали шуруповертом. Через неделю обвинение с него сняли и отпустили, но уже на выходе из изолятора временного содержания задержали, и на этот раз обвинили в хулиганстве.
Обвиняли в том, что было больше года назад, 31 января 2018-го. По версии обвинителя, он разбил окно офиса "Единой России" в Ховрино и бросил туда дымовую шашку. Сам Азат отрицает свое участие в той акции.
Обвинение против Азата строится на показаниях засекреченного свидетеля в маске под псевдонимом "Петров". "Петров" утверждал, что узнал Мифтахова по "выразительным бровям", но не смог вспомнить ни других участников акции, ни во что был одет Мифтахов.
Учитывая, что, по информации Медиазоны, дело об окне было возобновлено в день повторного ареста Мифтахова, создается впечатление, что на него попросту хотят навесить чужое дело. Вероятно, система просто не хочет выпускать раз попавшего к ней в лапы человека, и если "сшить" ему дело по терроризму не получается, то его попытаются посадить по какому-нибудь другому, к которому он, вероятно, отношения не имеет.
Ход процесса подтверждает эти подозрения. Обвинение против Азата строится на показаниях засекреченного свидетеля в маске под псевдонимом "Петров". "Петров" утверждал, что узнал Мифтахова по "выразительным бровям", но не смог вспомнить ни других участников акции, ни во что был одет Мифтахов. На вопрос, почему же он в течение года не заявлял о преступлении, свидетель ответил, что у него разрядился телефон. И только после того, как Мифтахов оказался под стражей, свидетель, наконец, решил обратиться в полицию.
Руководство университета фактически открестилось от Азата и кампания по его защите ведется сравнительно небольшой группой, в которой студенты и сотрудники МГУ составляют пусть и значимое, но меньшинство. В целом судьба Азата интересует немногих — у Telegram-группы FreeAzat всего 392 подписчика.
Мифтахову несколько раз продлевали арест и вчера это случилось в очередной раз — до 7 сентября.
КЕЙС ЖУКОВА
Егор Жуков — студент факультета политологии НИУ ВШЭ, либертарианец и известный влогер — на данный момент на его Youtube-канале "Блог Жукова" свыше 113 тысяч подписчиков. В феврале 2019 года он объявил, что планирует выдвинуться в кандидаты Московской городской думы от команды Гудкова. Однако 30 июня он снял свою кандидатуру, объяснив это тем, что не смог убедить избирателей округа поддержать его.
Егор продолжал участвовать в протестных акциях, в том числе и в большом митинге 27 июля против недопуска кандидатов от оппозиции на выборы в городскую думу. 1 августа на его Youtube-канале появился последний ролик "Силовики объединились против нас", посвященный массовым арестам против акции 27 июля и критике действующего режима.
Либертарианство в целом воспринимается как "приемлемая" идеология, пусть и не все разделяют их ценности, а потому поддержать либертарианца в принципе можно. От левых же, включая анархистов, основная масса нашей интеллигенции шарахается как от чумных.
Жуков говорил о двухконтурной структуре российской элиты, в которой системные либералы предпочитают "подавлять народ ненасильственно, а административно и политтехнологически", а силовики — "уничтожают, обыскивают и сажают". С точки зрения Егора, конфликт между этими двумя группировками закончился тотальной победой силовиков, что, по его мнению, означало неизбежное усиление репрессий. Той же ночью Жукова арестовали по обвинению в участии в массовых беспорядках.
В отличие от Азата, за Егора вписались многие, включая и руководство ВШЭ. Пресс-служба университета объявила, что Вышка готова оказать ему правовую поддержку. Проректор Вышки Валерия Касамара лично поручилась за своего студента. Кстати говоря, сама Касамара тоже выдвигалась на выборы в Мосгордуму, но как системный кандидат, что вызвало глухое (и не очень) раздражение среди студентов университета. Руководители "Эха Москвы" и "Новой Газеты" Венедиктов и Муратов тоже поручились за Егора и гарантировали суду, что примут его на работу. В целом, процесс над Егором интересен многим, если в группе по делу Азата состоит меньше 400 подписчиков, но в Telegram-группе ВШЭ за Жукова — больше 2500.
ОТЧЕГО ТАКАЯ РАЗНИЦА
Разницу в медийном освещении и уровне поддержки Азата и Егора можно объяснить несколькими факторами.
Во-первых, это "террористический" медийный шлейф вокруг дела Азата. Пусть сейчас его обвиняют в хулиганстве, но изначально-то обвиняли в изготовлении взрывного устройства — и в головах у многих отложилось именно это. А потому людям может быть просто страшнее вписываться за Азата.
Если без лицемерия, то эти два процесса осветили совершенно разный уровень корпоративной солидарности в Вышке и в МГУ, вторые гораздо легче и охотнее кидают своих
Во-вторых, если без лицемерия, то эти два процесса осветили совершенно разный уровень корпоративной солидарности в Вышке и в МГУ, вторые гораздо легче и охотнее кидают своих. И речь не столько о студентах и преподавателях, многие из которых активно поддержали Азата, а прежде всего об администрации. Сотрудники ВШЭ вписываются за Егора открыто, а сотрудники МГУ за Азата — тайно, вполне справедливо опасаясь репрессий со стороны начальства.
Ну и наконец, эти процессы послужили своего рода лакмусовой бумажкой настроений российской интеллигенции. Либертарианство в целом воспринимается как "приемлемая" идеология, пусть и не все разделяют их ценности, а потому поддержать либертарианца в принципе можно. От левых же, включая анархистов, основная масса нашей интеллигенции шарахается как от чумных.
Дикий, если подумать, контраст с Западом, где интеллигенция, что университетская, что медийная, придерживается преимущественно левых взглядов. У нас же она в основном правая и вписываться за своих политических оппонентов не станет принципиально.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.