Ссылки для упрощенного доступа

"Группы риска" во время летних каникул


Родители в шоке от пожара в палаточном лагере на территории горнолыжного комплекса "Холдоми" в Хабаровском крае, где погибло четверо детей. Летом многие семьи озадачены вопросом, как организовать время своих детей в каникулы. Из лагерей поступают новости об отравлениях и пожарах. Дома дети остаются без контроля взрослых. Координатор правозащитной организации "Зона права" Булат Мухамеджанов специально для "Idel.Реалии" подготовил статистику о "группах риска" в Поволжье.

В первом квартале 2019 года в Татарстане произошло 5 детских самоубийств (за аналогичный период прошлого года 8), причем четыре — в апреле. Из них 1 школьник и 4 учащихся средних профессиональных учебных заведений, по возрасту: 16 лет — два человека, 17 лет — три человека.

Кроме того, по данным МВД Татарстана, в нынешнем году несовершеннолетние 18 раз обращались в больницы в связи с суицидальными попытками (за аналогичный период 2018 года — 15). Среди них — 2 мальчика и 16 девочек.

Инциденты произошли в Авиастроительном, Ново-Савиновском, Вахитовском и Приволжском районах Казани, в Автозаводском районе Набережных Челнов, а также в Альметьевском и Тукаевском муниципальных районах республики.

В целом, в 2018 году в Татарстане зарегистрировано 17 детских самоубийств — наибольшее количество в Казани (8) и в Альметьевске (3). Также трагедии были зафиксированы в Набережных Челнах, Зеленодольске, Сармановском, Спасском, Высокогорском и Буинском муниципальных районах.

Суицидальная ситуация среди несовершеннолетних по субъектам Приволжского федерального округа выглядит следующим образом.

Анализ показывает, что абсолютное большинство погибших (16 из 17) являлись подростками в возрасте от 14 до 18 лет, самому младшему было 13 лет. Как правило, мальчики чаще, чем девочки, совершают завершенные суициды, а девочки — суицидальные попытки. Так, в минувшем году покончили с собой 13 мальчиков и 4 девочки.

82% (14) погибших были горожанами и лишь трое являлись сельскими жителями. 12 детей учились в школе и 5 подростков были учащимися профессиональных образовательных организаций.

Изучение конкретных обстоятельств ЧП показало, что подавляющее большинство случаев произошло в обычных семьях, не имеющих признаков благополучия. Ни один из умерших подростков не совершил самоубийство в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, не имел отклонений в психическом здоровье и не состоял на соответствующем учете.

Каждый перенес эмоциональные переживания: сложные отношения в семье, первая любовь и т.д. В пяти случаях причина ухода из жизни осталась невыясненной. К сожалению, ребята оставались один на один со своими проблемами, и рядом не оказывалось человека, который мог бы им помочь.

Как следует из доклада Уполномоченного по правам ребенка в Татарстане, ни один из суицидов не был совершен под влиянием интернет-контента. Такую позицию поддерживают и на федеральном уровне.

"Ни в одном случае нет определяющего влияния только интернета на последующие действия несовершеннолетних, — отметил старший помощник председателя Следственного комитета России Игорь Комиссаров. — Никогда те или иные группы, содержащие деструктивный контент, не становились главной причиной детских суицидов. И не только суицидов, но и основной причиной противоправного или опасного поведения несовершеннолетних. Интернет только средство коммуникации. Не надо демонизировать его влияние".

Вышеописанное позволяет констатировать, что определить детей "группы риска" с точки зрения склонности к суицидальному поведению, по сути, невозможно, и профилактическая работа должна проводиться в отношении максимально широкого круга несовершеннолетних.

По каждому факту суицида в Татарстане Следственный комитет возбуждает уголовное дело по статье "Доведение до самоубийства" (ст. 110 УК РФ), однако практически ни одно из них до судебного рассмотрения не доходит. Причина одна — нет прямых доказательств, чтобы привлечь к ответственности конкретное лицо (родитель, учитель, друзья, девушка и т. д.), только косвенные.

В 2018 году суд признал вожатого детского лагеря "Берсут", расположенного в Мамадышском районе Татарстана, виновным по статье "Доведение до покушения на самоубийство путем жестокого обращения и систематического унижения достоинства несовершеннолетнего". 20-летний парень получил 3,5 года условно, но в данном случае потерпевшие остались живы и смогли подробно рассказать о преступлениях вожатого.

Согласно статистике Минздрава республики, в 2018 году было отмечено 64 суицидальные попытки среди несовершеннолетних. Основную часть среди них составляли подростки в возрасте от 16 до 18 лет. 81% из них — это девочки.

Если в Татарстане ситуация с самоубийствами несовершеннолетних выправляется (например, в 2014 году в республике совершили самоубийство 24 человека, в 2018 году, напомним, 17), то в России количество детских суицидов за минувший год увеличилось почти на 14% и составило 788 (вместо 692 в 2017 году).

"Дети предоставлены сами себе, они не слышат, их не слышат, они не услышаны", — признала Уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова. — "Проблемы, которые их волнуют, не волнуют никого".

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG