В селе Старые Турдаки Кочкуровского района Мордовии отметили древний эрзянский праздник "Тундонь ильтямо" (Проводы весны). Как и чувашский Акатуй или татарский Сабантуй, праздник проводится традиционно после окончания посевных и до начала летних полевых работ.
По традиции праздничное действие начинается на въезде в деревню, возле дома Ереминой Ольги. Там собираются все жители и гости села, желающие принять участие в обрядовом празднике.
Мужчины идут в лес, готовят кленовые ветки и сооружают наряд для "Весны" и надевают его на парня. В это время женщины неподалеку вьют венки из кленовых листьев. Остальные участники наряжаются в "цыган", "врачей", "иностранцев".
В начале праздничного шествия всех участников угощают национальными напитками, пирогами и направляются по селу с задорными песнями и частушками.
Навстречу ряженным сельчане выносят куриные яйца, пироги, конфеты, деньги и присоединяются к шествию.
По словам этномузыколога и руководителя этногруппы OYME Ежевики Спиркиной, которая родом из села Старые Турдаки, этот праздник в какой-то степени контаминировал с Троицей. Проходит "Тундонь ильтямо" через неделю после празднования Троицы. Праздник посвящён "архаичным культам растительности, воды и плодородия". Как и во многих календарных праздниках появляются специфические персонажи, которые по окончанию празднования исчезают.
— Характерными героями "Тундонь ильтямо" обычно выступают Тундонь кукла (Весенняя кукла) и Тундонь лишме (Весенний жеребец). Проходило и проходит (особо подчеркну — проходит!) празднование в несколько этапов: моление, поход за весенним деревцем, карнавал и появление ряженых, бросание в воду берёзки, цветов, венков из цветов и убранства из наряда Тундонь куклы, — рассказала "Idel.Реалии" активистка.
— Излюбленными персонажами ряженых в этом селе выступают цыгане, доктора, младенцы. "Цыганки" с детьми обходят дома и собирают яйца, конфеты, деньги. Жители с удовольствием потчуют гостей. Кстати, сейчас многие в деревне покупают дома и живут летом. Они из городских. И местные кличут их туристами. И не дай Бог, попасться машине навстречу карнавальному шествию. Готовь серебро и бумажные! При нас ни одну машину не пропустили! Не обошла участь и нас. Выгребла всё, что было в карманах.
По словам местных жителей, карнавал получается настолько длинным, что, забежав вперёд можно услышать одну песню, а, оказавшись в конце— другую. После прохода через всё село жители идут к водоёму или колодцу. Там они молятся, едят. После этого срывают ветки и листья с Тундонь Куклы — раздевают. А точнее символически уничтожают ритуального героя. Герой, олицетворявший плодородие, молодую силу, и по народному мировоззрению пришедший в земной мир кратковременно и для особых плодородных полномочий, выполнил свои функции и ушёл в свой мир до следующего года.
А вот как празднуют проводы весны в соседнем селе Новая Пырма. Там традиционно собирают "Весеннего жеребца". По словам этномузыколого Ежевики Спиркиной, семантика персонажа такова: конь олицетворяет солнце, силу, энергию.
— Начинают его делать утром. Помогают собирать старшим дети. Коня держат только мужчины. А ведёт коня Солдат (обязательно переодетая женщина). После этого начинается то, что этнографы именуют карнавалом: жители проходят через всё село, поют песни, пританцовывают, и собирают "дань" с хозяев домов и попавшихся путников, сейчас включая и водителей машин.
Всё это действие сопровождается весельем, шутками и диалогами. Участники праздника идут к полю. На краю поля раскладывают ритуальную еду: обязательно яйца, хлеб, пироги (панжакай), блины, национальный напиток — брагу. Молятся и едят. После этого разбирают коня и оставляют остов до следующего года и "Тундонь ильтямо".
Село Старые Турдаки находится в 37 км от Саранска, проживает там около 600 человек, в основном эрзяне.
В этом году общественное движение "Свободный Идель-Урал" обратилось к Верховному комиссару ОБСЕ по делам национальных меньшинств с просьбой помочь эрзянам установить в Саранске памятник национальному герою Инязору Пургазу. По словам активиста Сыреся Боляеня, нужды коренного народа Республики Мордовия продолжают игнорироваться. По переписи населения 2010 года, число владевщих эрзянским языком составляло 36 726 человек. Ранее "Idel.Реалии" публиковали рассказы жителей больших городов, которые спустя годы начали изучение своих родных языков, в том числе эрзянского.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.