23 мая Советский районный суд Казани удовлетворил ходатайство следствия о помещении члена Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Раиса Хабирова в психиатрический стационар "для производства комиссионной стационарной психолого-психиатрической судебной экспертизы". В этой связи "Idel.Реалии" решили вспомнить о казанских традициях карательной медицины России.
У России имеется традиция принудительного психиатрического лечения диссидентов. Эта практика систематически применялась в СССР. С начала 1970-х гг. до Запада начали доходить сообщения о принудительном психиатрическом лечении советских несогласных. В 1977 году Всемирная психиатрическая ассоциация (ВПА) раскритиковала Советский Союз за подобную практику, а шесть лет спустя, Всесоюзное общество невропатологов и психиатров вышло из состава ВПА, опередив, таким образом, почти неизбежное изгнание из организации. В течение всего этого периода, когда сообщения о продолжающихся репрессиях множились, советские психиатры неустанно отрицали обвинения в жестоком обращении с "больными", а власти отказывались давать разрешение международным наблюдателям увидеть "пациентов" и условия их содержания в психбольницах. Однако в 1989 году каменная стена советской психиатрии была разрушена гласностью и перестройкой. Несмотря на возражения психиатрического сообщества советское правительство разрешило делегации психиатров из Соединенных Штатов проводить обширные интервью с жертвами злоупотреблений.
Все заключенные в Казанской тюремной психиатрической больнице имели в деле 58 статью УК РСФСР (антисоветская, контрреволюционная деятельность)
Расследование, проведенное делегацией США, выявило неопровержимые доказательства того, что инструменты принудительной психиатрии использовались даже в конце 1980-х годов для госпитализации лиц, которые не были психически больны и чьи "преступления" заключались в том, что они посмели выразить несогласие с режимом. Большинству пациентов, опрошенных делегацией, были предъявлены обвинения в политических преступлениях, таких, как "антисоветская агитация и пропаганда" или "клевета на Советское государство".
В этом процессе казанские учреждения играли не последнюю роль. Так, еще в 1869 году в Казани создан Окружной дом умалишенных, ныне — это Казанская психиатрическая больница. С 1881 года департамент полиции стал направлять в Казанскую психиатрическую больницу политических арестантов — членов революционных и народнических организаций, проходивших по судебным процессам ("процесс ста девяноста трёх", "процесс двадцати" итд).
До 1890-х годов Казанская психиатрическая больница оставалась единственным психиатрическим учреждением во всей России, в которой содержались политические "умалишенные". С начала 1890-х годов эту роль с казанской психбольницей начала делить Санкт-Петербургская психиатрическая больница.
В Казани традиционно лечили не только душевно больных, но и людей, помещенных по политическим мотивам. В 1909 году при КПБ создана специализированная судебно-психиатрическая больница. 1 апреля 1939 года распоряжением Лаврентия Берии спецкорпус переведён в прямое подчинение НКВД и создана Казанская тюремная психиатрическая больница (КТПБ).
Все заключенные в Казанской тюремной психиатрической больнице имели в деле 58 статью УК РСФСР (антисоветская, контрреволюционная деятельность).
Случаи признания душевнобольными здоровых людей по политическим соображениям были, как отмечалось, и в дореволюционной России, и в первые послереволюционные годы. Однако подобная практика приняла особый размах в 50-е годы и особую жестокость — в 60-е — 70-е годы. Именно тогда карательная медицина приобрела системный характер.
По словам отца оппозиционерки, в ходе принудительного "лечения" Новодворская навсегда была лишена возможности стать матерью
С июня 1970 по февраль 1972 года в Казанской психбольнице "лечили" известного политического деятеля Валерию Новодворскую. Она находилась там с диагнозом "вялотекущая шизофрения, параноидальное развитие личности". По словам отца оппозиционерки, в ходе принудительного "лечения" Новодворская навсегда была лишена возможности стать матерью.
Некоторое время в Казанской ТПБ находился известный советский инженер и авиаконструктор Андрей Туполев. 21 октября 1937 года он был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован только 9 апреля 1955 года.
К карательной медицине в Казанской психбольнице подвергли и первого президента Эстонии Константина Пятса. В 1942 году помещён в Казанскую тюремную психиатрическую больницу без предъявления обвинения. Только в 1952 году Пятсу объявили приговор — 25 лет лишения свободы с конфискацией всего имущества.
Список искалеченных подобным "лечением" можно продолжить, среди них были и писатели, и государственные деятели, и композиторы и многие другие.
Власти современной России уже предприняли шаги, которые значительно упрощают применение подобных санкций и в нынешних условиях.
"Idel.Реалии" писали, что прошлым летом Госдума приняла в третьем чтении закон о принудительной госпитализации в психбольницу. По нему прокурор получает право подавать иск в суд о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке.
Гособвинитель также вправе обратиться с исковым заявлением о продлении срока принудительной госпитализации страдающего психическим расстройством, а также о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.