Всё встало на свои места, точнее, оставалось на них. Только Арских казарм больше нет. 20 мая истёк срок трехмесячного моратория на снос трёх последних краснокирпичных зданий, введённого комитетом Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия после обращения граждан. Компания-застройщик UD Group, партнер компании "Унистрой", немедленно возобновила снос оставшихся казарм. Комитет по охране сообщил изданию "Казанский репортёр", что по итогам комплексного изучения принял решение об отсутствии оснований для включения данных объектов в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Горький, хотя и не новый урок следует из истории уничтожения Арских казарм. Властям и крупному бизнесу, близкому к ним, верить нельзя.
В феврале 2015 года татарстанское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры инициировало сбор подписей под обращением к президенту Татарстана с призывом сохранить первую линию Октябрьского городка. Петицию подписали более тысячи человек. В обращении указывалось, что Октябрьский городок (Арские казармы), который формировался с 1903 по 1911 год представляет историческую, градостроительную и архитектурную ценность, является знаковым объектом, формирующим историческую среду Казани, в частности застройку Сибирского тракта, и демонстрирующим обширность дореволюционных границ города.
Ответ аппарата президента Татарстана заключался в следующем: "По результатам переговоров строительная компания, ведущая проектирование на территории указанного городка ["Унистрой" — примечание редакции], приняла во внимание историческую и архитектурную ценности некоторых зданий городка. На сегодняшний день достигнута договоренность о сохранении фасадной части двух корпусов по первой линии в проекте развития территории".
Каким образом была принята во внимание историческая и архитектурная ценность некоторых зданий городка и чего стоят такие договоренности, мы теперь видим.
В первом случае интересы властной элиты отсутствуют, во втором они очевидны
Очевидно также, что комитет Татарстана по охране объектов культурного наследия — это несамостоятельная бюрократическая структура, полностью подчинённая интересам татарстанской властной элиты. Комитет может признать объектом культурного наследия мостовую на дне Куйбышевского водохранилища, обнажившуюся из-за снижения уровня воды, а Арские казармы, даже после их "комплексного изучения", нет. Потому что в первом случае интересы властной элиты отсутствуют, а во втором они очевидны.
Счёт к татарстанским властям растёт. Гражданам не следует забывать, что в период президентства в Татарстане Минниханова были снесены Арские казармы и уничтожена часть пойменной рощи на улице Гаврилова под никому не нужную, пустующую ныне парковку "Казань Арены". Точно так же не стоит забывать, что при президенте Шаймиеве был снесены номера "Булгар", в которых жил Габдулла Тукай. И это только малая, хотя и очень значимая часть того, что потеряли казанцы в последние десятилетия. Надеюсь, что история защиты сквера в Екатеринбурге — коллективных и солидарных, а потому успешных действий заинтересованных горожан — станет важным и вдохновляющим примером и для нас.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.