Ссылки для упрощенного доступа

"Мы убрали с храма прайс-листы"


Отец Роман с прихожанами на месте, где будет заложен каменный фундамент храма Ксении Петербургской
Отец Роман с прихожанами на месте, где будет заложен каменный фундамент храма Ксении Петербургской

По евангельскому сюжету на празднике Пасхи в Иерусалиме Иисус Христос выгоняет с храма "покупающих" и "продающих", которые сотворили их храма "вертеп разбойников". В наше время у людей сложилось представление, что прийти в храм помолиться стоит денег. Приезжая в любую церковь в России, прихожане покупают свечи, иконы, масло и прочую необходимую атрибутику для проведения таинств. Причем цены везде разные, например, если сравнить прайс-лист у церковной лавки в храме "на районе" с известными православными монастырями, в особенности, если они находятся в туристических местах.

Церковь отделена от государства, поэтому она живет за счет пожертвований верующих, но главное, чтобы эти пожертвования не становились обязательными платежами, как налог. Об этом говорит настоятель церкви Ксении Петербургской в Новочебоксарске Роман Степанов. Пока строящийся храм — одно из немногих мест для православных верующих Чувашии, где решено не устанавливать фиксированные цены на свечи.

В беседе с корреспондентом "Idel.Реалии" он говорит по этому поводу следующее:

— Я впервые увидел, что в храме нет фиксированных цен на свечки и требы в Троице-Сергиевой Лавре в Москве. И с этим я согласен. Три года назад идею о строительстве церкви Ксении Петербургской на Волге благословил святейший митрополит Чувашии Варнава. Мы хотели сделать наш храм удобным, комфортным, чтобы ничто не смущало человека — создать все условия для молитвы и встречи с богом. Мы убрали с храма прайс-листы".

Чувашская епархия три года назад утвердила план о строительстве нового храма блаженной Ксении Петербургской на берегу Волги в Новочебоксарске. Строительство основательных застроек и фундамента еще не начато. Только в сентябре прошлого года здесь было завершено строительство деревянного однопрестольного храма, тогда же здесь прошла и первая божественная литургия. Настоятелю церкви Отцу Роману 29 лет, в недавнем прошлом он профессионально занимался вольной борьбой, участвовал в соревнованиях по пауэрлифтингу, успел поработать на заводе и получить специальность электромонтера 3 разряда. Но в 18 лет решил получить образование в Московской духовной академии. Сейчас иерей Роман продолжает учебу в Казанском федеральном университете на кафедре религиоведения и осваивает профессию юриста по гражданскому праву.

Про ценники в храмах

— Хотелось бы сказать еще несколько слов в защиту церкви, что в храмах и приходах, особенно в больших храмах, нужно платить огромные суммы за то же электричество, за коммунальные услуги и вот такие пожертвования в храм неизбежны. Сейчас приходы начали правильно формулировать обозначения треб, подписывая их никак прайс-листы, а рекомендуемая сумма пожертвований, добавляя при этом, что если у вас нет возможностей — нестрашно. При этом я не знаю ни одного священника, который отказывал в крещении, если у человека нет денег. Атеистическое мировоззрение склонно утрировать, что в церкви на все есть цена, и даже на молитву. Говорить о стоимости и цене в этом случае нечестно.

"Плохих священников столько же, как и плохих полицейских"

— Человек, который хочет осудить, он найдет причину. Во французском психоанализе есть такое понятие как истинное желание субъекта. Как правило, судить священника или священнослужителя очень удобно, как институт говорящий о нравственных и моральных ценностях. "Перегибы" были и со стороны церкви, этого не отрицаю. На мой взгляд, плохих священников столько же, как и плохих полицейских, учителей или журналистов и прочее. Проблема в этой ситуации в самом человеке: где люди — там грех. Французский писатель Клод Мориак об этом писал. Он говорил, что "всё, чем церковь вызывает ненависть своих врагов, действительно достойно ненависти". Вне всяких сомнений, когда церковь превращается в некий политический проект, служит глашатаем отчуждающей идеологии — это некрасиво и нечестно, происходит подмена ценностей. Это смещает идею церкви в демоническую сторону.

"Меня, например, осуждают за то, что у меня нет бороды"

— Мне хотелось ориентироваться на героев, даже выдающийся антихрист и безумец Фридрих Ницше говорил, что среди священников есть свои герои. Я ориентировался на святых отцов и просто хороших христиан. Очень много простых людей, которые в разное время истории нашей церкви были мучениками, которые подверглись гонениям. Они совершали праведные дела, но они не освидетельствовали свое мученичество, может из-за своей же скромности. Для того, чтобы осудить человека нужно совсем немного. Меня, например, осуждают за то, что у меня нет бороды. Я часто слышу: "Какой ты священник, если у тебя нет бороды". Ну, вот мне не нравится борода, почему я должен ее носить. То, что священник по улице ходит в гражданской одежде это тоже вызывает осуждение. Мне нравится носить джинсы или спортивную одежду вне службы, наверное, потому что с 16 лет занимался спортом.

С 16 лет отец Роман занимается вольной борьбой
С 16 лет отец Роман занимается вольной борьбой

"Бог в душе" — это очень удобная теория"

— Самое ценное сокровище религии не во внешней стороне, не в священниках, а в том, что сокрыто — в самом сокровенном, в самом Христе. Обряд важен, важна церковная традиция. Ритуал нас ограждает. Он создает условия для нашей молитвы для встречи ищущего Христа с самим Христом. Обряд не сразу был унифицирован, то есть сведен к единому образцу. Было время, когда обрядовая практика не была частью доктрины, не была прописана, но совершалась по вдохновению. Но в какой-то момент сумма опыта общения человека с богом привела к созданию такому явлению, как церковный устав. "Бог в душе" — это очень удобная теория. Но с другой стороны, мы не можем заставить прийти в церковь. Не следует заставлять человека ходить в церковь принудительно. Самой лучшей нашей проповедью, пусть будет наш христианский образ жизни. Я считаю, что никакого религиозного насилия не должно быть. Я вижу таким христианство, поэтому я христианин. В моем понимании свобода — во Христе. Он снимает с нас оковы, давление политических идеологий, давление господ современного мира. Но для некоторых проще жить каким-то штампами и стереотипами, выбирая что-то уготовленное и перекладывая ответственность за свою свободу на другого человека. Образ священника, попа, который ездит на крутой тачке, шикует — это тоже часть фольклорного мифологического штампа. Но далеко это не так. Есть священники, которые ездят на велосипедах — это здорово. Некоторые священники, которые действительно своим трудом заслужили ездить на хорошем автомобиле. Почему нет?

"Быть абсолютным атеистом невозможно"

Церковь должна держаться особняком от политики

— Нельзя брать ответственность за судьбу человека, а важно — прививать ответственность, чувство виновности за свою историю как ее автора. Мы можем дать совет и помолиться. Когда человек приходит в церковь — это как голод, когда мы лишены чего-то в миру, мы приходим к Богу. Я не осуждаю атеистов. Но на мой взгляд, современный фольклорный атеизм, который господствует в обществе, он чрезвычайно не последователен. Прежде всего мы, христиане, выступаем за предельную тотальную честность с самим собой. Быть абсолютным атеистом невозможно. Вера во что-либо она всегда есть и остается с нами. Быть осмысленным и последовательным атеистом, это очень непросто.

"Церковь должна держаться особняком от политики"

— С разочарованием государственной власти, когда человек не находит правды человеческой, он ищет правду божию, чтобы утвердить свое бытие. Так или иначе, не все остаются довольны властью. Я хочу сказать, что всегда есть те, кто доволен и не доволен. Власть, она на то и власть, что у нее всегда есть оппозиция, как неотъемлемый элемент. Можете меня после этого назвать марксистом или диалектиком, но это действительно так. Церковь не должна провозглашать какие-то политические идеологии, является глашатаем и ретранслятором воли властного господина, кем бы он ни был. Церковь должна держаться особняком от политики. Хотя быть абсолютно аполитичным невозможно. Есть немало и положительных примеров в истории, когда церковь отрезвляла политиков, чтобы они думали о народе, о благе народа. Церковь должна защищать права народа — это да.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG