Психологам казанских школ велено провести беседы с девочками, посещающими учебу в мусульманских платках, и собрать на них своего рода досье (справки). Одна из таких справок поступила в распоряжение Радио Азатлык. Речь идет о девочке восьми лет, которая учится в одной из школ столицы Татарстана. В документе, помимо прочего, отдельно указано, что ребенок в начале второй четверти начал носить "арабский головной убор". Девочка сама попросила родителей купить ей платок, потому что ей захотелось одеваться как мама, захотелось быть на нее похожей. Как видно из справки, в ходе беседы ребенку были заданы вопросы, касающиеся и семейной жизни: например, интересовались тем, какие книги читают дома. Девочка не смогла ответить на вопрос "Какую религию ты исповедуешь?". На вопрос "Кто ты по национальности?" она ответила "Я — татарка". В справке также написано, что эта ученица является активным, воспитанным ребенком, который участвует в олимпиадах и конкурсах, а также занимается танцами.
Корреспондент Радио Азатлык поговорил с родителями этой девочки. Они попросили не указывать их имена, а также не сообщать о том, в какой школе учится их дочь и кто является ее преподавателями.
— Как вы об это узнали?
— От школьного психолога, она позвонила нам и спросила, может ли она побеседовать с дочкой.
— Дочь сказала, какие вопросы ей были заданы?
— Нет, такого не было.
— Как это всё повлияло на вашего ребенка?
— Она еще не понимает. Маленькая же.
— А эти списки, характеристики уже ушли из вашей школы в МВД, или после того, как поднялся скандал, они остались в учебном заведении?
МВД, третируя людей, которые живут себе спокойно и никому никакого вреда не причиняют, нарушает это спокойствие, нарушает баланс
— Не знаю, не могу сказать. Мы ведем очень спокойный образ жизни, никого не трогаем. Но вот эта ситуация просто вывела из себя. МВД, третируя людей, которые живут себе спокойно и никому никакого вреда не причиняют, нарушает это спокойствие, нарушает баланс. Мы ведь работаем, платим налоги, к представителям других конфессий относимся хорошо. А они на ровном месте нарушают спокойствие. Не знаю, к чему это приведет в будущем.
— Вы обратились к адвокату. Дело очень резонансное. Какова была реакция директора школы, либо его заместителя? Они на вас не обиделись из-за того, что вы решили поднять шум?
— Мы не поднимаем шум. К школе-то никаких претензий нет. Нас возмутило, что от МВД поступило такое письмо. С какой стати министерство внутренних дел собирает информацию о детях без ведома родителей?
Подразделение по делам несовершеннолетних нас, мусульман, ставит в один ряд с проблемными семьями, с детьми, которые остались без присмотра. Дети мусульман в одном ряду с правонарушителями, с наркоманами! Мы в одном списке. Вот что нас возмущает.
— А как вы считаете, с чем это связано? Есть те, кто считает, что сначала из школ изгнали татарский язык, а теперь вот взялись за детей мусульман. Вам тоже кажется, что это всё взаимосвязано?
— Конечно, это связанные вещи. Мусульман в открытую преследуют.
— По словам адвоката, вы написали жалобу на МВД?
— Я поговорила с адвокатом и написала жалобу в прокуратуру. Также написала и обмудсмену Анне Кузнецовой (Уполномоченный при президенте России по правам ребёнка).
— Что планируете делать дальше, если ответы прокуратуры и Кузнецовой вас не устроят?
— Я надеюсь на положительный ответ. На самом деле, наша цель заключалась в том, чтобы донести это до общественности, вызвать резонанс, поэтому я считаю, что 80% дела сделано. Подобные письма от МВД нарушают закон.
Такие вещи всегда нужно предавать огласке
Представитель Казанского Кремля заявила, что это инициатива конкретного сотрудника МВД. Может, и так. Если бы всё закончилось так, как они задумывали, ей, наверное, и премию бы выписали. За ней бы и другие подразделения подтянулись. Считаю большой удачей то, что мы смогли это вовремя остановить.
— Слышали ли вы о подобных проверках от других родителей? Или только вас проверяли?
— Наша дочь единственная, кто в этой школе носит платок. Я не знакома с ситуацией в других учебных заведениях. Но ходят разговоры, что подобные случаи были и в других школах.
Возвращаются законы 1930-х годов
Кто-то сказал, что возвращаются законы 1930-х годов. Хорошо, что удалось поднять эту проблему, а если бы промолчали? Что тогда? Такие вещи всегда нужно предавать огласке.
— Ваш ребенок учится в русской школе или в татарской?
— В русской.
— Есть ли в вашей школе другие ученицы или учителя, кто носит платок?
— Нет. Даже в татарских школах таких людей сейчас почти нет.
— Нравится ли вашей дочери ее школа? Ее там не обижают?
— Нет никакого негатива. К ней хорошо относятся и одноклассники, и учителя. Да, ходит в платке, но никто на это не обращает никакого внимания.
Когда она надела платок, учителя ей комплименты говорили, что получилось так красиво. Одноклассники, конечно, спрашивали, для чего это. Но не было никакой дискриминации.
Напомним, 5 апреля стало известно, что подразделение по делам несовершеннолетних Управления МВД РФ по Казани распространило документ, в котором просит "предоставить характеризующие материалы на совершеннолетних и их семьи, придерживающихся строгих религиозных убеждений (носящих хиджабы)". Позже заместитель руководителя пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова заявила, что эту информацию сотрудница МВД собирала по личной инициативе.
Это не первый случай, когда власти требовали собирать информацию о детях, растущих в мусульманских семьях. Подобная практика была в Сабинском и Высокогорском районах Татарстана. Учителя, с которыми удалось поговорить Радио Азатлык, подтвердили, что они столкнулись с подобными требованиями в 2017 году.
Оригинал материала: Радио Азатлык
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.