Ссылки для упрощенного доступа

"Все риски были просчитаны, но фактор возгорания не был учтен"


Неизвестная Россия: отравленный Сибай
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:25:31 0:00

В конце минувшей недели в Госсобрании Башкортостана, наконец, была вынесена на обсуждение ситуация в Сибае. Вместо проведения парламентского расследования, на котором настаивал депутат от КПРФ Дмитрий Чувилин, Курултай решил ограничиться заслушиванием докладов руководителей региональных министерств и ведомств, имеющих отношение к ситуации. Сообщения чиновников привели в некоторое замешательство даже самых лояльных к власти депутатов.

Выступавший первым начальник главного управления МЧС России по Башкортостану Марат Латыпов предупредил, что в связи с работами, проводимыми в рамках "мокрой консервации" сибайского карьера, возможны выбросы диоксида серы повышенной концентрации. (К слову сказать, после 8 февраля, когда началось подтопление карьера, жалобы жителей Сибая на превышения ПДК заметно участились.)

Марат Латыпов
Марат Латыпов

Депутат Дмитрий Чувилин поинтересовался, что же предпринимало МЧС для того чтобы предотвратить возникновение опасной ситуации на карьере, но ответ получил в том духе, что согласно существующим нормам и регламентам, ответственность за мониторинг ситуации лежит, прежде всего, на самом предприятии — Учалинском ГОКе.

— Почему же изначально не велся мониторинг ситуации на ГОКе? — задал следующий вопрос депутат от партии "Справедливая Россия" Алексей Нилов.

— На таких опасных объектах, конечно, определяются риски, которые могут вызвать чрезвычайную ситуацию, — ответил Марат Латыпов. — В данном случае все риски были просчитаны, но фактор окисления серы и возгорания не был учтен.

Среди публики при этих словах возник недоуменный гул.

— Скажите, а подтопление карьера — это единственный способ ликвидации этой ситуации? Других возможностей для этого нет? — спросил депутат от КПРФ Анатолий Веськин.

— Предприятие вместе с наукой так вот определили — подача заиловочной смеси и подтопление, — заверил депутата начальник управления МЧС. — Сейчас используются оба этих способа.

— Послушайте, я требую, чтобы Учалинскому ГОКу не предъявляли претензии по этой ситуации, — вдруг вмешался в ход обсуждения гендиректор УГОК, депутат Закария Гибадуллин. — Карьер принадлежит не Учалинскому ГОКу, а Сибайскому ГОКу. Мы там работаем по договору, с нашим Сибайским филиалом. Замечу, что сначала руководство Сибайского ГОКа вместе со специалистами Сибайского филиала УГОК не смогли детально исследовать ситуацию, после чего вмешались уже наши специалисты и вместе с учеными из других городов решили, что для быстроты ликвидации ситуации необходимо провести подтопление карьера. После подтопления превышения ПДК не должно быть — это мнение и наше, и ученых.

Закария Гибадуллин (в центре)
Закария Гибадуллин (в центре)

В Сибае не ведется госмониторинг атмосферного воздуха

Следующим на трибуну взошел исполняющий обязанности министра природопользования и экологии Башкортостана Мирхайдар Фатхуллин.

— Насколько глубоко и широко идет процесс окисления и возгорания серных руд, оценить сложно, — заявил, докладывая депутатам, министр. Он также сообщил, что в Сибае не ведется госмониторинг атмосферного воздуха (по словам министра, такой мониторинг ведется лишь в пяти наиболее крупных городах республики) и это "не позволило нам оценить состояние воздуха еще в ноябре, когда начались первые выбросы".

Слова министра вызвали целый ряд недоуменных вопросов парламентариев.

— Так возможно ли образование новых очагов возгорания в Сибайском карьере и, вообще, повторение таких ситуаций на аналогичных производствах в республике? — спросил депутат Чувилин.

— Это явление труднорегулируемое и сложно прогнозируемое, — в который раз посетовал министр. — Как будет дальше развиваться ситуация, прогнозировать очень сложно. Но если комбинат разработает меры автоматического контроля параметров всех протекающих в карьере процессов, то можно будет прогнозировать подобные ситуации на более ранних стадиях.

— Неужели отсутствовали исследования ученых, которые могли бы спрогнозировать возможность таких ситуаций? Или вам они не известны? — недоумевал депутат Раиль Асадуллин.

— Мне они не известны, — признался Фатхуллин. — Но мои коллеги, а также ученые говорят, что с такими вещами раньше дела не имели.

— Да, такого раньше не было, это уникальный случай! — вновь с места вмешался в дискуссию гендиректор УГОКа Закария Гибадуллин. — Я подчеркну — возгорание возникло в переходной зоне между карьером и подземным рудником, который был построен после того, как были закончены работы на карьере. Доступа к этой переходной зоне нет с 2003 года.

Ответ министра был для депутатов и присутствующих в значительной степени огорошивающим

— Что же мы будем делать, если и после проведения работ будет продолжаться загрязнение воздуха и люди будут возмущаться? — спросила зампред комитета по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов Римма Утяшева.

Ответ министра был для депутатов и присутствующих в значительной степени огорошивающим.

— Ученые и специалисты комбината нас заверяют, что в конце марта выделение диоксида серы должно прекратиться, — заявил Мирхайдар Фатхуллин. — Другое дело, что сейчас, в активной фазе подтопления ПДК из-за естественных процессов испарения повышаются. Для того, чтобы снизить эти концентрации, конечно, процедуру надо бы продлить на длительный срок.

Мирхайдар Фатхуллин
Мирхайдар Фатхуллин

Выступивший затем исполняющий обязанности министра здравоохранения республики Максим Забелин в очередной раз заявил, что в Сибае не зарегистрировано ни одного случая острого или хронического отравления диоксидом серы. По словам министра, в городе в течение зимы фиксировался лишь сезонный подъем заболеваемости гриппом и ОРВИ, и это никак не связано с выбросами.

Под конец обсуждения сибайской ситуации был заслушан доклад природоохранного прокурора Башкортостана Рунара Шайхутдинова, который сообщил, что по требованию надзорного ведомства региональные управления Росприроднадзора и Роспотребдзора провели в декабре-январе внеплановые проверки Сибайского филиала УГОК и возбудили в отношении мэрии Сибая и филиала УГОК административные дела по статьям 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов), 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации) и по статье 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) соответственно. По иску прокуратуры к мэрии Сибая, как сообщил Шайхутдинов, суд признал ее виновной в бездействии и ненадлежащем информировании граждан об уровнях выбросов диоксида серы из карьера; по прокурорскому иску к УГОК судебное решение будет вынесено 12 марта. В завершение, отвечая на вопрос депутата от ЛДПР Павла Завадича, спросившего, будет ли "дана оценка действиям контролирующих органов, которые не смогли спрогнозировать и предотвратить возникновение аварийной ситуации", природоохранный прокурор пообещал "дать оценку всем".

Несмотря на то, что на заседании присутствовали руководители региональных управлений Росприроднадзора и Ростехнадзора, ведущих свое расследование о причинах возникновения чрезвычайной ситуации в Сибае, у депутатов почему-то не возникло к ним никаких вопросов. По предложению спикера Константина Толкачева Курултай единогласно решил "принять к сведению" заслушанные доклады и этим ограничился.

Если выбросы не прекратятся, как было обещано, в конце марта, то мы внесем вопрос уже не только о парламентском расследовании, но и о привлечении к ответственности этих министров, которые заверяли нас, что ситуация находится под контролем

— Я совершенно не удовлетворен ответами министров — они меня, буквально, ужаснули, — сказал "Idel.Реалиям" Дмитрий Чувилин. — Когда они заявляют, что это "не их зона ответственности" и абсолютно всю вину перекладывает на УГОК, получается, они не выполняют свои прямые обязанности по прогнозированию и предупреждению таких чрезвычайных ситуаций. Предпринимаемые ими сейчас меры, о которых они нам докладывали, также видятся совершенно недостаточными, а сами доклады — неполными.

Депутат также сообщил, что ранее, получив отрицательный ответ на свою инициативу о проведении парламентского расследования, он собирался всё равно поднять этот вопрос на пленарном заседании Курултая. Однако, по словам Чувилина, фракция КПРФ, в которой он состоит, "решила сперва заслушать доклады министров, а затем дождаться объявленных сроков окончания работ по подтоплению карьера и вновь оценить обстановку с выбросами". Депутат должен был подчиниться фракционной дисциплине, хоть и остался при своем мнении.

— Если выбросы не прекратятся, как было обещано, в конце марта, то мы внесем вопрос уже не только о парламентском расследовании, но и о привлечении к ответственности этих министров, которые заверяли нас, что ситуация находится под контролем, — заявил Чувилин.

Заметим также, что, как вытекает из зачитанного на том же заседании Курултая доклада "О состоянии законодательства Республики Башкортостан в 2018 году", ни один из принятых в прошедшем году 133 законов не касался даже отдаленно проблематики безопасности производства в горнодобывающих отраслях и усиления ответственности промышленников за состояние окружающей среды. Не значатся такие законопроекты и в плане работы Госсобрания на весеннюю сессию 2019 года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG