Смена власти в Венесуэле вызвала шквал негодования на федеральном уровне. Официальный Татарстан, напротив, предпочитает хранить молчание и не обсуждать острую внешнеполитическую повестку — хотя по меньшей мере два крупных предприятия республики заинтересованы в как можно более тесных отношениях России с Венесуэлой. Впрочем, продолжительный экономический кризис в этой латиноамериканской стране заметно сузил возможности для сотрудничества. Так, например, татарстанские нефтяники и ученые, исследующие проблематику сверхвязкой нефти, предпочитают облетать страну победившего Глазьева стороной.
В числе татарстанских предприятий, заинтересованных в развитии отношений с Венесуэлой, фигурируют ПАО "КАМАЗ" и Казанский вертолётный завод. Впрочем, на сегодня оба предприятия татарстанскими можно назвать разве что по месту нахождения. КВЗ входит в дочерний холдинг госкорпорации "Ростех" "Вертолёты России". "Ростех" же является самым крупным акционером КАМАЗа. По данным на 31 декабря 2018 года, корпорация владеет 47,1% акций челнинского автогиганта. Незадолго до конца года республика выкупила у "Ростеха" 2,8% "камазовских" акций, пожертвовав ради их приобретения значительными долями в капиталах предприятий АО "Радиоприбор", АО "Альметьевский завод "Радиоприбор" и Казанский электротехнический завод.
ПРОЕКТ "ПЕТРО"
Стратегический партнёр с долей в 1%
Товарооборот России и Венесуэлы сильно пострадал из-за экономического кризиса в этой латиноамериканской стране. По данным ТАСС, в 2013 году объем взаимной торговли составлял $2,45 млрд, а в 2017 году он снизился до $68,4 млн. Причем 99% приходилось на российский экспорт ($78,7 млн), а импорт составлял $720 тыс. с долей Венесуэлы во внешнеторговом обороте России меньше 1%.
Правда, уже по итогам 2018 года товарооборот стран вырос и составил $ 84,7 млн, сообщает Eadaily. Российский экспорт увеличился до $ 83,9 млн, импорт из Венесуэлы до $ 800 тыс. Накопленные российские капиталовложения в Венесуэле превышают $4,1 млрд.
В числе крупнейших инвестпроектов России в Венесуэле издание EАDaily называет проекты "Роснефти" ($ 3,5 млрд), ПАО "Газпром банк" ($ 300 млн) и КАМАЗа (сборка автобусов, $ 22 млн).
Всего, по данным ТАСС, КАМАЗ поставил в Венесуэлу свыше 340 грузовых автомобилей, организовал на четырех заводах сборку автобусов, а также осуществляет строительство пяти сервисных центров (о каком именно временном периоде идёт речь, из публикации неясно).
В апреле 2018 года издание "Бизнес-Онлайн" со ссылкой на руководителя пресс-службы КАМАЗа Олега Афанасьева сообщило, что за последние 10 лет завод поставил на сборку в Венесуэлу почти 3 тыс. грузовиков. Сообщению предшествовала курьезная новость, которую опубликовали многие федеральные СМИ. Министр внешней торговли и иностранных инвестиций Венесуэлы Хосе Вьельма Мора заявил о намерениях страны закупать у КАМАЗа запчасти, покрышки и аккумуляторы за петро — национальную венесуэльскую криптовалюту.
Представитель КАМАЗа прокомментировал эту идею сдержанно: мол, если поступит предложение, КАМАЗ его рассмотрит. А вот ведущий аналитик НИЦ "Неокономика" Александр Виноградов высказался на сей счет менее обтекаемо: "Венесуэла пытается всучить КАМАЗу нечто, что считает деньгами".
Вновь к теме расчетов за петро — но в нефтяной сфере — вернулся уже президент Венесуэлы Николас Мадуро. Это произошло на переговорах с Владимиром Путиным в декабре минувшего года. Отношение московского кремля к этой идее, правда, до сих пор остаётся туманным. Как и представителей "КАМАЗа".
ВЕНЕСУЭЛЕ ПРЕДПОЧЛИ КОЛУМБИЮ
Еще одна сфера сотрудничества, в которой, как казалось еще лет пять, у Татарстана с Венесуэлой большие совместные перспективы — "тяжелая" нефть. Представители "Татнефти" не раз наведывались в Венесуэлу, обладающую огромными запасами битумной нефти. Но это было ещё до кризиса, в который погрузилась страна.
Татарстанских специалистов и по сей день интересует латиноамериканская вязкая нефть. Но для обмена опытом те же ученые из КФУ едут не в Венесуэлу, а в граничащую с ней Колумбию, где обстановка поспокойнее, сообщил нам источник из КФУ. Команда казанского университета, например, подписала "судьбоносные соглашения с госкомпаниями Колумбии и Китая, которые первыми заинтересовались технологиями КФУ".
При этом представители Венесуэлы к наработкам Татарстана в этой сфере проявляют, кажется, не меньший интерес. Они уже не раз становились гостями международной конференции "ThEOR", дважды прошедшей на базе КФУ и один раз в Китае. На "ThEOR" обсуждаются как раз проблемы повышения нефтеотдачи месторождений со сверхвязкой нефтью.
Ряд своих крупных проектов в Венесуэле реализует "Роснефть". Ещё и поэтому татарстанским нефтяникам на этом рынке нечего делать."Роснефть", пользуясь поддержкой президента РФ, может позволить себе вести бизнес широкую ногу. Только за последнее время она ссудила местной нефтегазовой компании PDVSA $6 млрд. И это далеко не все транши "Роснефти", сообщает "Новая газета". Во время последнего визита Николаса Мадуро в Москву им были согласованы новые российские инвестиции на сумму 5 миллиардов долларов в венесуэльскую нефтяную отрасль. Как пишет издание The Bell, также более 1 миллиарда долларов Кремль вложит в разные добывающие производства в Венесуэле и поставит туда 600 тысяч тонн зерна.
ВСЯ ВЕРТОЛЁТНАЯ РАТЬ
Дружба ценой в $17 млрд
Россия является одним из крупнейших кредиторов Венесуэлы. Правда, разные источники называют разные его размеры, и цифры отличаются в разы. Так, по данным ТАСС, в 2011 году Москва выделила Каракасу кредит в размере $4 млрд для финансирования поставок российской промышленной продукции. В 2016 и 2017 годах Каракас не выполнил своих обязательств по погашению кредита. Долг неоднократно реструктурировался.
Ряд других источников — среди них, к примеру, "Новая газета" — сообщает о сумме долга в $17 млрд. Впрочем, есть информация, что Россия — не самый крупный кредитор Венесуэлы: официальный Пекин с 2008 года предоставил Каракасу кредитов на $70 млрд. И продолжает это делать. При этом эксперты пессимистично прогнозируют: в отличие от Китая, шансы взыскать долги с Венесуэлы у России невысоки.
В середине нулевых, на фоне ухудшения отношений Венесуэлы и США российская оборонка сумела заполучить неплохой рынок сбыта. В 2005 году были подписаны контракты на поставку 15 вертолетов (Ми-26, Ми-35, Ми-17), впоследствии были поставлены еще 38 вертолетов. В 2006-2009 годах "Рособоронэкспорт" поставил в Венесуэлу 24 многоцелевых боевых самолета Су-30МК2. В 2013 году открылся Центр по обслуживанию и ремонту вертолётов CEMAREH. Основным предназначением центра на первом этапе являлись "обслуживание и ремонт 53 вертолетов российского производства (31 ед. — в составе СВ Венесуэлы, 6 ед. — в составе ВМС, 8 ед. — в составе ВВС, 5 ед. — в составе Национальной Гвардии и 3 ед. принадлежат Национальному институту гражданской авиации)".
Всего с 2005 года, информирует издание, "Венесуэла закупила в России 53 вертолета: 30 Ми-17В-5, два Ми-172VIP для перевозок президента, три Ми-26T2 и десять Ми-35M2. Кроме того, для поисково-спасательной службы были приобретены три вертолета Ми-172. В гражданском секторе Венесуэлы также эксплуатируются вертолеты Ми-8 российского производства".
Можно предположить, что большая часть этих винтокрылых машин сошла с конвейера именно Казанского вертолётного завода. Так, в 2010 году, информируя о встрече президента РТ Рустама Минниханова с послом Венесуэлы, газета "Республика Татарстан" сообщала: "За последние годы Венесуэла закупила у ОАО "КВЗ" более 40 вертолетов, в Татарстане прошли обучение свыше 200 ее специалистов-пилотов".
Вообще, по данным Рособоронэкспорта, "в настоящее время вооруженные силы Венесуэлы почти полностью оснащены российской техникой (кроме транспортной авиации и флота)". Страны долгое время наращивали сотрудничество в этой сфере. После визита Мадуро к Путину Россия отправила в Венесуэлу два стратегических ракетоносца Ту-160, военно-транспортный самолет Ан-124 и трансконтинентальный Ил-62
Стоит упомянуть ещё строительство завода по производству автоматов Калашникова и боеприпасов к ним (штаб-квартира концерна "Калашников" находится в Ижевске), который должен заработать в наступившем 2019 году. "Завод имеет стратегическое значение для независимости Венесуэлы и ее вооруженных сил", — заявлял в 2018-м министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес. Не поменяются ли кардинально приоритеты в связи с изменением курса, вопрос сейчас, разумеется, открытый.
P.S. При подготовке материала корреспондент "Idel.Реалии" обратился в в пресс-службы Минпромторга РТ, ПАО "КАМАЗ" и Казанского вертолётного завода. Сотрудников пресс-службы ПАО "КАМАЗ" не оказалось на рабочем месте, в пресс-службе КВЗ пообещали подготовить ответ в течение трёх рабочих дней с момента поступления письменного запроса, а в пресс-службе Минпромторга РТ, взяв тайм-аут до вечера, сообщили, что министерство отказывается комментировать экономические отношения Татарстана с Венесуэлой. Видимо, этот ответ и следует считать официальной позицией казанского кремля.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.