Ссылки для упрощенного доступа

С землёй и без земли. О чём мечтают многодетные семьи в Йошкар-Оле


В 2018 году многодетные семьи из Марий Эл дважды публично обращали внимание на сложное положение, в котором они находятся из-за нерасторопности республиканских чиновников. Семьи, успевшие получить бесплатную землю для строительства домов, годами живут без дорог, централизованного водоснабжения и газа. Желающие получить землю, не могут это сделать с прошлого года — раздача участков прекратилась, так как нет возможности оборудовать их инфраструктурой. Корреспондент "Idel.Реалии" побывал в разрекламированном посёлке многодетных под Йошкар-Олой Апшакбеляк и пообщался с семьями из столицы Марий Эл, которые хотели бы, но не могут получить землю для строительства.

ГРИБЫ, БЕРЕЗНЯК И ЛИСЫ

— Вам нужно выйти на остановке "Пуялка", там нашего дома ещё не видно будет, но пройдёте направо, немного прямо, потом повернёте налево по расчищенной дороге — увидите, где, я там пакет повесила ещё, и примерно через два километра будет наш дом, — проинструктировала жительница Апшакбеляка Светлана Сенюшкина. Для надёжности она отправила навстречу 10-летнего сына Мишу на велосипеде.

— Зимой хоть проехать по дороге можно, — радуется мальчик. — Весной будет грязно, лужи, в которых воды по колено. Одна длиной метров сорок и глубиной почти полметра. В школу добираться сложно — мы пешком до остановки и обратно также каждый день ходим.

Но всё равно, Миша рассказывает о том, что жить в новом месте ему нравится:

— Грибы собираем вот прямо здесь, — он показывает на молодой березняк, которым заросли незастроенные участки. — Волнушки. Лис часто видим, зайцев полно.

Вдоль дороги, на протяжении двух километров до дома Сенюшкиных можно насчитать полтора десятка домов в разной стадии строительства. Пустующих и заросших молодым лесом участков — больше. Мальчик рассказывает о том, что соседи, с которыми его семья общается и дружит — пять других семей, живут в радиусе от 300 до 100 метров от них. Это ближайшие населённые дома на улице Яблоневой, входящей в четвёртую очередь посёлка для многодетных.

Отец Миши, Алексей Сенюшкин, вывозит навоз на огород. Он прерывает работу, останавливается поговорить. Рассказывает, что семья переехала в Йошкар-Олу из Килемарского района в 2015 году. Год снимали квартиру, пока шла стройка. Ему повезло — друзья помогли быстро построить двухэтажный дом. Многие его соседи не могут начать строительство из-за отсутствия дороги.

В прошлом году компенсацию нам перестали перечислять. Сказали, что денег в бюджете республики на это нет. Кредит платить нам придётся ещё 13 лет

— Коммуникации? Да нет ничего почти, — отвечает он на вопрос. Ладно хоть свет провели. Скважина у меня своя, водопровод я сделал сам. Газ обещают в следующем году. Но для этого надо, чтобы было много заявок. А где тут будут заявки, если мы некоторых соседей и в лицо не знаем: участок вроде бы передали, а кому — неизвестно, не приезжают хозяева.

В доме Сенюшкиных площадью 109 м² живут пять человек: 83-летняя мать хозяйки, Светлана с Алексеем и двое детей — 10-летний Миша и 14-летний Юра. Землю под строительство семья получила как многодетная.

— Мы вообще из Козьмодемьянска (город в Марий Эл, райцентр Горномарийского района), стояли в очереди на землю с 1998 года, — рассказывает Светлана. — У нас ведь пятеро детей, старшие дочери вышли замуж и живут своими семьями. Очередь тогда никак не двигалась. Когда начали давать землю в Апшакбеляке, мы и приехали сюда.

Если бы Сенюшкины не поторопились, землю они не получили бы: в 2010 году самой младшей из дочерей исполнилось 18 лет. Пока она училась в колледже, землю удалось оформить. Но кредит на строительство по условиям для многодетных взять уже не смогли.

— — Мы получили льготу как строящие индивидуальное жильё жители сельской местности, — говорит Светлана. — Кредит — больше двух миллионов, выплачивать всего — четыре миллиона шестьсот. По программе рефинансирования процентной ставки мы получали хорошую субсидию, за счёт неё думали погасить весь долг через пять лет. Но в прошлом году компенсацию нам перестали перечислять. Сказали, что денег в бюджете республики на это нет. Кредит платить нам придётся ещё 13 лет.

Ежемесячно Сенюшкины должны платить за кредит около 30 тысяч рублей. Поскольку газ на их улицу ещё не подведён, дом отапливается от электрического котла. В месяц приходится платить около семи тысяч рублей. Поэтому все другие расходы в семье тоже считаются очень критичными:

— Дети ездят на учёбу на рейсовом автобусе, — рассказывает Светлана. — У школы своего нет. На билеты каждый день тратим 80 рублей, за месяц — около полутора тысяч. Я обращалась к перевозчику, просила как-то помочь, но мне ответили — не такая уж большая и сумма.

О том, сколько после всех выплат в семье остаётся на еду, Светлана даже и не хочет говорить. Финансы, которыми Сенюшкины могут распоряжаться следующие: фиксированные суммы получают лишь мама Светланы и она сама: это пенсии по старости (17 тысяч рублей) и инвалидности (13 тысяч). Муж Алексей — строитель. Но заработки у него нестабильны, всё зависит от наличия заказов, "калыма". Именно на заработанное им (как можно понять) семья и существует. Ещё мастерят поделки, сувениры, которые Светлана продаёт на рынке.

— Место это нам нравится, но денег не хватает, — переживает она. — Кредит замучил, государство обмануло — мы так считаем. В регионе могут поменять правила — денег нет, отменяют какие-то программы. Взамен ничего не предлагают. Нам очень тяжело.

О "ДЕРЕВНЕ МНОГОДЕТНЫХ"

Апшакбеляк сейчас представляет из себя большое частично застроенное поле, разделённое автодорогой. Самая первая и наиболее благоустроенная его часть — первая очередь, занимает площадь 14 га. Здесь есть дорога, электричество, водопровод и газ. Всего многодетным республики на территории Апшакбеляка власти собирались отдавать земельных участков на площади 606 га. В центре будущего посёлка планировали построить магазины, детские сады и даже школу. Сейчас, по словам жителей, нет даже спортивных площадок. Проблема с размещением мусорных контейнеров. Жители ездят за продуктами в город или ходят в соседние деревни — Шоя-Кузнецово, Русский Кукмор. Почта находится в селе Кузнецово, до него можно добраться на автобусе через Йошкар-Олу.

ОЧЕРЕДЬ НА ЗЕМЛЮ

В Марий Эл с 2010 года бесплатные земельные участки получили 4487 многодетных семей из 8388. Восемь лет спустя чиновники продолжают решать инфраструктурные проблемы самой первой "деревни многодетных" — в 2018 году на строительство автодорог в первой очереди Апшакбеляка было выделено 25 млн руб. С 2017 года в Марий Эл не выдают землю многодетным семьям. Чиновники обосновывают это тем, что у республики нет средств на строительство дорог, электросетей, газопроводов и водопроводов — по закону все участки должны быть подготовлены для строительства. На инфраструктуру и коммуникации необходимо 2 млрд руб.

БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЕ

Гульнара Курзенёва:

— У меня четверо детей, старшей 11 лет. Наша семья состоит в очереди на землю с 2016 года, у нас четыреста сорок четвёртый номер. Своего жилья я вообще не имею. Живём у мамы. Я кроме очереди на землю стою ещё в очереди по программе "Молодая семья". На своём примере могу сказать, что у нас в республике нет никаких мер для улучшения жилищных условий для многодетных: земли нет, по программе не пройти, ипотеку не дают.

Светлана Ефремова:

— Мы купили квартиру на материнский капитал, это единственное, что мы смогли позволить себе. Денег добавили родители. Сейчас вся моя семья из пяти человек живёт в этой квартире площадью 18 м². У нас есть очередь по улучшению жилищных условий для нуждающихся и малоимущих. В ней люди стоят, например, третьими по десять лет. Как мне сказали, в ней делать нечего: "Там ещё ваши дети будут ждать, и внуки. И не дождутся". Что ещё? Ипотечное субсидирование в республике приостановили. Это была бы хорошая поддержка для семей, которые решили увеличить свою жилую площадь. Мы могли бы взять такую ипотеку. Банки, при господдержке, идут нам навстречу.

Елена Хидиятова:

— Почему началась вся волокита с земельными участками? Когда их выдали, люди пришли, и увидели, в каком они состоянии: нет света, не подведены вода и газ. Минимальное, что просили — подвести свет и воду. Но так как денег на эту программу нет, её закрыли. И сказали, что "всё будет потом". Многие участки стоят, и люди получить их не могут. Потому, что ещё эти участки и в болоте стоят. Почему мы должны делать всё за свой счёт, если по закону чиновники обязаны передать нам инфраструктурно обеспеченные участки?

Те, кто родил ребёнка с 1 января по 31 декабря 2017 года так и не получили денег

В 2017 году в республике перестали выплачивать пособия по уходу за ребёнком до трёх лет многодетным. Мы собрали 4000 подписей. После этого их восстановили, но те, кто родил ребёнка с 1 января по 31 декабря 2017 года так и не получили денег. Это девять тысяч рублей в месяц на ребёнка.

Я с семьёй живу у подруги в частном доме. Спасибо, что она разрешила в нём жить. А до этого жила в одном из аварийных домов в Заводском переулке. Чиновник из правительства республики, к которому я обращалась однажды, сказал, что на квартиру можно накопить на десять лет. Вот я накоплю на квартиру за десять лет?

Анна Зайцева:

— За мной закреплено неприватизированное жильё, комната по соцнайму площадью 11,9 квадратов. Мои мама и братья съехали, чтобы я со своей семьёй (у нас с мужем пятеро детей) в ней жила. В квартире у нас стоит тройная выкатная кровать для детей, угловой диван и тахта у сына. Маленькая дочка спит с нами. Ещё у меня в комнате стоят холодильник и компьютерный стол. Больше места нет. Шкаф — в коридоре, стол кухонный я вынесла на общую кухню.

Многодетные семьи из Йошкар-Олы, записавшие в начале декабря видеообращение к Владимиру Путину, подготовили заявление в прокуратуру. Они требуют от республиканских чиновников возобновить выдачу земельных участков, оборудованных всей необходимой инфраструктурой. Заявление подписали несколько сотен человек. На 29 марта 2019 года представителей инициативной группы записали на приём к главе Марий Эл Александру Евстифееву.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG