Башкирские общественники обратились в правоохранительные органы с требованием прекратить неправомерные преследования участников стихийного народного схода в Белорецке, который прошел 3 декабря. Известная активистка, правозащитница Рамиля Саитова направила в республиканскую прокуратуру, региональное управление СКР и МВД по Башкортостану заявление "по факту массовых незаконных задержаний башкир в Белорецком районе", в котором, в частности, обратила внимание на преследование жителя Межгорья Рафиса Гизатуллина, объявившего в знак протеста против задержания "сухую" голодовку.
Напомним, что, начиная с 6 декабря, представители организации "Башкорт" заявляли о массовых задержаниях граждан полицией, которые произошли после стихийного схода на площади Металлургов в Белорецке 3 декабря. На этом сходе, как сообщали республиканские СМИ, произошла стычка между группой местных жителей и уроженцем Таджикистана, также выросшем в Белорецке. От таджика требовали извинений за оскорбления, прозвучавшие в адрес башкир. Толпа стащила его с постамента и заставила его публично извиниться, после чего он под защитой сотрудников ППС удалился с площади.
На следующий день от него в полицию поступило заявление о том, что ему были нанесены побои. Полицейскими было возбуждено уголовное дело по статье 116 УК РФ, сотрудники отдела МВД по Белорецкому району стали массово доставлять в отдел полиции подозреваемых. Одним из первых, по данным Рамили Саитовой, был задержан 19-летний Батыр Сулейманов, на которого составили протокол об административном правонарушении, вменив ему организацию "массового одновременного пребывания граждан" на площади Металлургов. Белорецким межрайонным судом ему было назначено наказание в виде 40 часов обязательных работ.
Во время этого допроса Гизатуллин, уже значительно ослабевший в результате голодовки, упал в обморок
Еще одним задержанным стал 32–летний житель Межгорья Рафис Гизатуллин. Как рассказали "Idel.Реалии" его защитники, на следующий день после схода, 4 декабря он был вызван из Межгорья в Белорецк на беседу в отдел полиции. Там он был задержан и отвезен обратно, в мировой суд Межгорья, который административно арестовал его на 10 суток. По словам защитников, причиной ареста стал его конфликт двухлетней давности с другим жителем города; по этому конфликту в свое время был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела с определением привлечь Гизатуллина к административной ответственности. Срок привлечения к ответственности должен был истечь в нынешнем декабре.
В белорецком спецприемнике для административно арестованных Гизатуллин в знак протеста против задержания и нарушения его прав объявил голодовку.
— Дознаватель по уголовному делу, который пришел к нему через неделю для "опознания", привлек в качестве понятых таких административно арестованных, то есть, заведомо зависимых от полиции людей, — рассказала Рамиля Саитова. — Наш подзащитный потребовал представить ему адвоката, в этом ему было отказано. Тогда он отказался давать любе показания, взяв 51-ю статью Конституции. Дознаватель давил на него и во время этого допроса Гизатуллин, уже значительно ослабевший в результате голодовки, упал в обморок; из этого состояния его вывела лишь бригада "Скорой помощи". И на него в спецприемнике тут же составили протокол по статье 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному требованию сотрудника полиции)! И Белорецкий межрайонный суд по этому протоколу "добавил" ему еще пять суток ареста.
— Башкирская общественность сразу заступилась за парня, — сообщил заместитель председателя организации "Башкорт" Руслан Габбасов. — Во многих городах и районах прошли одиночные пикеты в его поддержку. Про него с анонимных сайтов распространяются всякие сплетни, что он, мол, сам пьяница и хулиган. На самом деле, Рафис не только не пьет, но и активно борется с нелегальной продажей алкоголя. Чтобы бороться с этими слухами, мы даже на своей странице вывесили положительные характеристики, которые давались ему в разное время.
Арест Рафиса Гизатуллина был обжалован его защитой в Верховном суде республики. В понедельник ВС признал арест Гизатуллина незаконным и распорядился немедленно освободить его из-под стражи.
— Рафис за время голодовки, которая была частично "сухой", похудел на 11 килограммов, — рассказал его брат, Айгиз Гизатуллин. — У него открылся гастрит. Тем не менее, он, во время нашего свидания, заявил мне, что намерен продолжить голодовку и после освобождения.
Несмотря на то, что Рафис Гизатуллин вышел на свободу, у его защитников и активистов "Башкорт" остаются вопросы — из-за чего все же произошел конфликт и какова в нем роль местных правоохранительных органов.
"В сети опубликовано видео, на котором молодой таджик по фамилии Балаев стоит на этой площади на возвышении, напоминающем постамент, откуда его стягивает кто-то из собравшихся на площади людей. Затем полицейские сопровождают его в спецавтомобиль. 04.12.2018 Балаев заявил оперуполномоченному полиции о преступлении — причинении ему неизвестным лицом травмы в виде синяка над глазом. За этот синяк возбудили целое уголовное дело — по статье 116 УК РФ в отношении неустановленного лица. С этой целью в обстоятельства дела были внесены искажения — о якобы имевших место множественных ударах руками по голове… Эти искажения позволили переквалифицировать правонарушение в преступление, возбудить уголовное дело и запустить громоздкую процедуру установления лица, которое якобы избивало Балаева на протяжении полутора часов с 18:30 до 20, нанося "множественные удары по голове", хотя всё это время Балаев находился под наблюдением нескольких видеокамер, записи которых опровергают нанесение ударов. Согласно видеозаписям, в том числе записи с камеры наблюдения "Безопасный город", установленной на площади Металлургов, когда полицейские сопровождали Балаева к спецавтомобилю, он упал. Именно в этот момент Балаев получил синяк, ударившись головой об лёд. Кто-то показал на Гизатуллина как на лицо, стянувшее Балаева с "постамента", после чего дознание вменило ему удар по голове Балаева с причинением того самого синяка, хотя присутствовавшие рядом полицейские ни в одном из своих объяснений не показывают, что Балаеву был нанесен удар", — говорится в заявлении Рамили Саитовой в правоохранительные органы.
— Искажение дознавателем обстоятельств, указанных Балаевым в заявлении о преступлении, позволило сотрудникам отдела МВД России по Белорецкому району запустить широкомасштабную процедуру установления "неизвестного лица". В настоящее время имеется информация о более чем 150 башкирах, подвергнутых мерам процессуального принуждения. Без согласия собственников полицейские проникали в их дома, откуда принудительно доставляли их в отдел полиции Белорецка, где в грубой форме требовали объяснений по обстоятельствам, имевшим место на площади Металлургов, при этом угрожали возбуждением уголовного дела и применением насилия. Действия полиции невозможно идентифицировать ни с уголовно-процессуальным законодательством, ни с кодексом об административных правонарушениях, поскольку повестки о вызове в качестве свидетелей или подозреваемых не выдавались, протоколы об административном правонарушении не составлялись, задержание не оформлялось. Количество же задержанных многократно превышает число лиц, присутствовавших на площади Металлургов, — поясняет Рамиля Саитова.
Столь масштабное преследование наших активистов развернулось именно в Белорецком районе потому, что после йыйына ребята начали очень интенсивно работатьРуслан Габбасов
Активистка потребовала от прокуратуры организовать проверку, "по результатам которой внести в адрес следственного органа мотивированное постановление об уголовном преследования сотрудников отдела МВД России по Белорецкому району по указанным фактам превышения должностных полномочий". Управление СКР и МВД по республике активистка попросила провести, соответственно, доследственную и служебную проверки в отношении полицейских, "допустивших превышение своих должностных полномочий и нарушения закона".
Правозащитница полагает, что единственной целью массовых задержаний является "устрашение башкир, которое, в свою очередь, производится с целью остановить позитивные социальные процессы, вызванные к жизни чередой йыйынов, организованных "Башкортом" в Белорецком и прилегающих к нему районах Башкортостана". "На этом фоне действия Балаева выглядят как заранее запланированная и организованная провокация", — считает Саитова, подчеркивающая также, что "мотивы потерпевшего остались без внимания со стороны дознания".
— Столь масштабное преследование наших активистов развернулось именно в Белорецком районе потому, что после йыйына ребята начали очень интенсивно работать, — соглашается с Саитовой и заместитель председателя "Башкорта" Руслан Габбасов. — Это и борьба с нелегальной продажей алкоголя и борьба с расхищением леса. Различные этнические группировки, наживающиеся на добыче наших ресурсов при помощи местной власти, там широко развернулись. Вспомните совсем свежий случай с задержанием за взяточничество начальника Белорецкого лесничества. Или более давние конфликты с чеченцами из-за деятельности незаконных лесопилок. Неудивительно, что терпение местного населения оказалось на исходе.
В МВД по Башкортостану подтвердили, что по факту причинения побоев уроженцу Таджикистана возбуждено по статье 116 УК РФ и расследуется уголовное дело. Насчет общего количества задержанных после схода 3 декабря и привлеченных к ответственности граждан в пресс-службе МВД попросили прислать официальный запрос. От других комментариев в ведомстве отказались.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.