В Красноуфимском округе Свердловской области вдоль реки Бугалыш растянулись три деревни. Верхний, Средний и Новый Бугалыш. Плюс неформальная Центральная усадьба. Между поселениями нет пустынных границ, их разделяют дороги. Шел по Верхнему Бугалышу, перешел на другую сторону улицы — ты уже в Среднем. Но при этом деревни отличаются всем: религией, культурой, традициями и праздниками. Дело в том, что в каждом селе живет отдельный народ. В Верхнем Бугалыше — марийцы, в Среднем и Новом — татары, а в Центральной усадьбе — русские.
ТАТАРСКИЙ БУГАЛЫШ
Учитель физкультуры Рифат Габдрахманов каждую весну поднимается на гору с учениками, откуда видно весь Средний Бугалыш. В руках у учителя и ребят — камни. Они тренируются — имитируют лыжный ход с нагрузкой. Еще камни нужны, чтобы поменять ноль на единицу в надписи "420 лет Бугалышу". Двадцать лет назад Рифат понял, что сбрасывать камни вниз небезопасно и придумал сделать поздравление родной деревне.
— Когда я меняю цифру, кричу "Ура, еще один год прожили!" Каждая буква в высоту — 12 метров. На гору приходится подниматься дважды. Когда сойдет снег, чтобы добавить один год, и летом — чтобы прополоть траву, которая мешает разглядеть слова снизу. Рифат всю жизнь прожил тут, в Среднем Бугалыше. Работал в школе, был депутатом.
В деревне есть две мечети: старая и новая. В старую жители села уже не ходят. В советское время из нее сделали больницу и там проводили аборты. Местные сказали, что молиться на месте убийства — нельзя. Поэтому новую мечеть сделали на месте бывшей детской больницы. Старое аварийное здание отремонтировали, но до сих пор в мечети мало людей. По словам Рифата, нынешнего муллу не уважают. Мол, он бывший коммунист и предлагает за отопление мечети платить всем по очереди. Самого Рифата это не устраивает, он в мечети появляется не часто:
— Я работал депутатом 14 лет. Верую, но старики говорят, что пора молиться постоянно. А я еще руками могу многим помочь. Почему я должен сидеть и у Бога просить, не понимаю.
С депутатством Рифат покончил после того, как на древнем кладбище газовики поставили колонку. Самое первое бугалышское кладбище находилось на окраине деревни. В советское время там построили гараж для тракторов.
Местные жители были против, но снести гараж удалось только через двадцать лет. Несколько лет назад Рифат с жителями посадил там кедры и дубы. Но чтобы продолжить газификацию деревни, нужно было именно в этом месте поставить колонку. Рабочие пообещали активисту, что пилой осторожно вырежут землю, а сами приехали на экскаваторах и разворотили старые могилы.
— Народ мне поверил, когда я обещал, что все будет аккуратно. А там повсюду черепа и кости валялись. Меня называли врагом народа, пришлось уйти.
Разговаривают в Среднем Бугалыше на татарском вперемешку с русским. В садике татарские воспитатели говорят на родном языке, но перед школой родители стараются дома переходить на русский, чтобы детям "было проще жить в дальнейшем". Это привело к тому, что у нового поколения словарный запас сократился. Девочки школе платки не носят, за редким исключением. Молодых людей в деревне мало — в основном живут пенсионеры. Чужаки появляются, разве что когда идут на соседнюю гору искать металлоискателями золото.
Ниже по течению реки находится деревня Новый Бугалыш. Ее основали выходцы из Среднего Бугалыша. Сейчас там живет чуть больше трехста человек. Работает мечеть с восстановленным минаретом.
БУФЕРНЫЙ РУССКИЙ БУГАЛЫШ
Формально Центральная усадьба — это часть Среднего Бугалыша. Она находится ровно между Средним и Верхним Бугалышом. Этот район появился в шестидесятые, когда деревни начали укрупнять и переносить в центр главные учреждения. Там находится местная администрация, детский сад, больница, почта, школа и главные магазины. Живут в этом районе русские. Именно там проходит общий праздник — день поселка. На сабантуй нужно идти на восток — в Средний Бугалыш, а на Ага-Пайрем — на запад, в Верхний.
МАРИЙСКИЙ БУГАЛЫШ
У библиотекаря Тамары Семеновны в углу висит национальный марийский костюм из домотканой ткани. Чешуйки яги — женского нагрудного украшения — сделаны из дореволюционных монет. Женщина говорит, что ценности они не имеют, потому что во всех монетках дырочки.
— Ягу раньше носили только взрослые замужние женщины. Сейчас — все. Недавно я дала школьницам костюм для концерта, а они все серебряные моменты пообрывали. Думали, они дорогие. А я заметила поздно — уже было претензии не предъявить, — перебирает Тамара украшение. Сейчас ягу надевают только по праздникам, а поколение назад национальную одежду носили каждый день.
Деревня Верхний Бугалыш появилась в 1680 году. Сейчас здесь живет полтысячи марийцев. При этом марийскую речь на улице тут не услышать. На национальном языке разговаривают только дома. В школе марийский преподают факультативно — два часа в неделю.
— Мои дети не разговаривают на марийском. Они понимают, могут ответить, если я спрошу что-то. Но на улице говорят только по-русски. Стесняются, — объясняет библиотекарь.
Некоторые марийцы в Верхнем Бугалыше сменили религию. Тамара Семеновна крестилась, чтобы помочь сыну.
— Мой сын пошел не по той дорожке. Я прочитала в журнале, что для новой жизни надо самой креститься, его крестить и дать ему новое имя. — Но она не уверена, что именно новая религия помогла сыну. Когда он стал старше, все наладилось.
— Я не знаю, может, надо было молиться своим богам, — добавляет она и говорит, что всегда хотела сходить на моления.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Уральские марийцы: далекие и близкие
Соседняя дверь рядом с библиотекой — клуб. Раз в неделю там устраивают дискотеки. Там же организовывают концерты и праздники. В клубе проходил и кастинг для фильма Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари". Многие жители Верхнего Бугалыша снимались там в массовке. Тамара Семеновна – тоже. Фильмом она недовольна.
— Это безобразный фильм. В каждой легенде марийки выглядят развратными колдуньями. Если бы я знала содержание, ни за что бы не согласилась. Мне до сих пор стыдно".
Как уверяют во всех Бугалышах, русские, марийцы и татары живут мирно. Говорят на смеси трех языков, ходят друг к другу на праздники и даже блюда дома готовят такие, как у соседей.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.