Алексею Сергееву 41 год. Последние пять лет он работал водителем в ООО "Компания Меркурий". Учредителем фирмы была его сестра, именно она помогла ему устроиться на работу. В 2015 году в компании началась процедура банкротства. Спустя год Алексей Сергеев стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве. "Idel.Реалии" разбирались в ситуации.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
В 2009 году в Казани открыли ООО "Компания Меркурий". Алексей Сергеев значился ее руководителем. По словам мужчины, его приятели хотели запустить бизнес, "но что-то пошло не так, и через полгода они просто перепродали фирму". Новым руководителем уже в 2010 году стала сестра Сергеева — Светлана Яппарова. Она наняла нового гендиректора — Марселя Сафина.
— После сделки я уволился. Параллельно с этим у меня была своя фирма — ООО "Меркурий". Она в этот период переживала процедуру банкротства. Ранее я просто наткнулся на недобросовестных поставщиков, попал на деньги, продал свою машину, чтобы рассчитаться с долгами. Целый год после увольнения я занимался только своей фирмой, возвращал долги через суды. Это все закончилось в 2011 году. У меня уже не было желания занимать руководящие посты, — рассказывает Алексей Сергеев.
В тот период, уточняет мужчина, ему и помогла сестра. Она и гендиректор Марсель Сафин предложили Сергееву стать водителем в их фирме.
— Им нужен был человек, который смог бы отвозить-привозить деньги в банк, документы. С улицы никого не возьмешь — нужен тот, кому можно доверять. Вот они и позвали меня. Сафин предложил хорошую зарплату, и я согласился. Ничего противозаконного я не делал: забирал выручку и сдавал в банк, возил документы. Пока директором был Сафин, фирма процветала. Они брали кредиты, закрывали, нарабатывали миллионные обороты, — вспоминает Алексей Сергеев.
По его словам, проблемы в фирме начались после прихода нового руководителя. В апреле 2012 года Марсель Сафин уволился по личным причинам, на его место Светлана Яппарова назначила Кирилла Шипшова. Проблемами Алексей Сергеев называет несколько кредитов, которые Шипшов оформил на компанию — из-за них впоследствии началось судебное разбирательство.
Сергеев признается, что они были знакомы с Шипшовым ранее — работали в одной сфере и в одних компаниях. Какое-то время, по словам мужчины, Шипшов был у него в подчинении, "но за все время знакомства не вызывал подозрений".
КРЕДИТЫ И ДОЛГИ
В 2013 году ООО "Компания Меркурий" получила два кредита в "МТС-Банке" и "Банке Казани" на общую сумму 16 миллионов рублей. В качестве залогового имущества в банк необходимо было предоставить технику компании. Залогом стали деревообрабатывающий станок и автомобиль.
Но это имущество было приобретено в лизинг, тогда как банки запрещают предоставлять подобное оборудование под залог. Настоящий статус техники выяснился после старта процедуры банкротства компании в 2015 году. За год до этого фирма перестала платить по кредитам.
По версии следствия, Сергеев считался фактическим директором "Компании Меркурий", а Шипшов был номинальным руководителем
Банки написали заявления на "Компанию Меркурий" и ее руководителя Кирилла Шипшова. Уголовное дело возбудили по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) летом 2015 года. Алексей Сергеев проходит вторым фигурантом по делу — он был поручителем по этим кредитам.
По версии следствия, Сергеев считался фактическим директором "Компании Меркурий", а Шипшов был номинальным руководителем. Правоохранители уверены, что Сергеев и Шипшов, будучи в сговоре, оформили кредиты, перестали их выплачивать в 2014 году и присвоили деньги себе. Сейчас им вменяют хищение 12 млн рублей. Именно эту сумму они остались должны банкам. Прокуратура запросила для Сергеева семь лет колонии, а для Шипшова — шесть.
В качестве доказательств причастности Кирилла Шипшова следствие использовало его переписку с банком, где сотрудники кредитного учреждения указывали на неточности в документах. В этой переписке (имеется в распоряжении редакции) сотрудники банка обращаются к Шипшову по имени отчеству, просят выслать недостающие документы или исправить те, которые он уже отправил. В переписках упоминается статус оборудования — приобретено в лизинг.
Алексея Сергеева обвиняют на основании показаний сотрудников банка, "Компании Меркурий" и самого Кирилла Шипшова. Все они заявили, что Сергеев был фактическим руководителем фирмы, контролировал получение кредитов и все расходы.
ОДНО ПРЕСТУПЛЕНИЕ — ДВЕ ВЕРСИИ
— Пришел ко мне Шипшов и стал давить на мозг, что вот взяли оборудование, нужны деньги для работы, банк требует в поручители родственника учредителя и так далее. Я не хотел соглашаться, но он сказал мне такую фразу: "Иначе все, что мы вложили, просто рухнет". Я видел, что предприятие большое, товара много — этого точно хватит, чтобы закрыть кредит. Сомнения меня одолевали недолго — я согласился выступить поручителем, — рассказывает Алексей Сергеев.
Через полгода он вновь согласился помочь и стать поручителем по второму кредиту. Все это время свое поручительство давала и его сестра Светлана Яппарова. Сергеев уточняет, что вместе с сестрой и Шипшовым ездили в банк и вместе подписывали документы. По словам Сергеева, тогда ни у кого не возникало и мысли, что эти кредиты приведут его на скамью подсудимых. Светлана Яппарова не стала соучастницей лишь потому, что фактически не участвовала в делах фирмы.
— В первое время все было хорошо. Через полгода после подписания я уехал в отпуск. Шипшов взял деньги, ввел в оборот, подписал договор на отгрузку с крупной фирмой "Уютный офис". Именно под этот договор он и брал кредит. А потом началось вообще что-то непонятное. Директор этой фирмы пропал, деньги фирме не отдал. Причем банк предложил Шипшову отдать этого человека, а взамен они пообещали, насколько я знаю, простить кредит. Видимо, что-то пошло не так, и у Шипшова начались конфликтные ситуации с банком. У меня же доступа к документам не было, и ситуация оставалась непонятной. Тогда моя сестра наняла юриста с финансовым образованием, — говорит Алексей Сергеев.
Фирму с многомиллионными оборотами погрузили в процедуру банкротства из-за двухсот тысяч рублей? По нашей версии, в этот период просто начался вывод имущества компании
Юрист обнаружил факты фальсификации документов и вывода денег из "Компании Меркурий". Осенью 2014 года Светлана Яппарова обратилась в полицию — она просила привлечь Кирилла Шипшова к уголовной ответственности за мошенничество. В тот же момент из фирмы уволился и сам Алексей Сергеев. По его словам, уже тогда Шипшов перестал платить зарплату сотрудникам.
— Зимой 2015 началась процедура банкротства "Компании Меркурий". Причина этого тоже очень странная — долг перед поставщиком в 200 тысяч рублей. Фирму с многомиллионными оборотами погрузили в процедуру банкротства из-за двухсот тысяч рублей? По нашей версии, в этот период просто начался вывод имущества компании. Распродавалось оборудование, опустошались склады. Цена всего этого намного выше двухсот тысяч. Моя сестра хотела уволить Шипшова, но не успела, в фирму вошел временный управляющий, — вспоминает Алексей Сергеев.
По его версии, правоохранители игнорировали заявление Яппаровой — дело возбудили после обращения представителей банков. "Idel.Реалии" несколько раз связывались со Светланой Яппаровой, но она так и не смогла прокомментировать случившееся.
У Кирилла Шипшова абсолютно другая версия событий. Она близка к позиции следствия. Гендиректор фирмы заявил, что никогда ею фактически не руководил, а просто ставил свое имя и подпись в документах.
— Сотрудники банка в своих показаниях говорят, что фактическим собственником был Сергеев. Он сам об этом неоднократно заявлял, владел полной информацией о финансовой и хозяйственной деятельности "Компании Меркурий", принимал решения по получению кредита. Я являлся только номинальным директором и фактически продолжал выполнять свою работу снабженца, — заявлял в суде Кирилл Шипшов.
По его словам, таким же номинальным директором был и Марсель Сафин. Шипшов считает, что Алексей Сергеев намеренно не занимал пост руководителя, чтобы избежать возможной уголовной ответственности. Кирилл Шипшов рассказал, что с 2012 года Сергеев и его сестра регулярно выступали поручителями по кредитам компании и не раз закладывали лизинговое оборудование.
— После того как "Компания Меркурий" перестала платить по кредиту в мае 2014 года, сотрудница "МТС-Банка" Салихова звонила по просрочке именно Сергееву. В своих показаниях она объяснила это тем, что Шипшов не решает таких вопросов. То же самое происходило, когда в декабре 2013 года Сергеев решил получить кредит в "Банке Казани". Опять банки требовали документы, опять находились неточности, опять я визировал документы, только на этот раз Сергеев приносил их стопками — у меня уже не было шанса в них что-то просмотреть. Для меня это была рутина, — сказал Кирилл Шипшов на суде.
Благодаря Сергееву я нахожусь сейчас на скамье подсудимых, и меня обвиняют в мошенничестве, хотя я ни копейки не получил от тех кредитных средств
Он назвал Сергеева хорошим психологом и манипулятором, а также несколько раз повторил, что считал его другом. По словам Кирилла Шипшова, из-за этой "дружбы" и уголовного дела он развелся с женой, продал дачу родителей, испортил отношения с отцом.
— Мне также предстоит оплачивать два других кредита в банках "Русский Стандарт" и "Промсвязьбанк", взятых для Сергеева. Благодаря Сергееву я нахожусь сейчас на скамье подсудимых, и меня обвиняют в мошенничестве, хотя я ни копейки не получил от тех кредитных средств. Меня обвиняют в мошенничестве, подразумевая получение выгоды. В чем моя выгода? Я ничего не приобрел. Наоборот — все потерял и до сих пор несу бремя выплаты личных кредитов, взятых для Сергеева, — подчеркнул Кирилл Шипшов.
Он сообщил, что после увольнения из "Компании Меркурий" Алексей Сергеев открывал другие фирмы по этому же адресу. По словам Шипшова, бывшие сотрудники Сергеева также часто жалуются на невыплаты зарплат и при встрече спрашивают его, не посадили ли их бывшего начальника.
Представители "Банка Казани" и "МТС-Банка" на заседаниях заявляли, что убеждены в виновности и Сергеева, и Шипшова. Они просили суд, помимо общего срока, обязать их выплатить остаток долгов. Почему сотрудники банков выдали кредиты, владея информацией о статусе оборудования, и кто контролировал выдачу этих средств, "Idel.Реалии" уточнили в пресс-службе банков. В "Банке Казани" сообщили, что не намерены комментировать ситуацию до решения суда. Ответ "МТС-Банка" был аналогичным.
ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ — ВИНОВАТ КТО-ТО ОДИН
Защитник Алексея Сергеева Вячеслав Астраханцев объяснил свою версию произошедшего. По его словам, сотрудники банков в переписке с Шипшовым указывали в адресатах еще одного человека — Марата Мурсюкаева. Адвокат предполагает, что через его фирмы "ТиМерЮл" и "Агроремсервис" Кирилл Шипшов выводил деньги "Компании Меркурий". Причем происходило это, судя по выпискам из банков, с 2013 года.
— Не имея юридически никакого отношения к "Компании Меркурий" и получаемым кредитам, он (Марат Мурсюкаев — прим.ред.) был во всех деталях осведомлен об обстоятельствах получения кредита, владел всей информацией о финансовом состоянии фирмы. Самое интересное — Мурсюкаев является конечным получателем кредитных денег, так как именно на счета его фирм они были переведены, — уточняет Вячеслав Астраханцев.
Из материалов дела следует, что Марат Мурсюкаев изначально был обвиняемым по этому делу
Из материалов дела (имеются в распоряжении редакции) следует, что Марат Мурсюкаев изначально был обвиняемым по этому делу. После допроса, где он обвинил Сергеева в фактическом управлении фирмой, следствие изменило его статус на свидетеля. На вопрос, почему обвиняемый стал свидетелем, Астраханцев отвечает: "Остается только догадываться".
— Директора фирм Мурсюкаева отрицают, что у них были товарно-денежные отношения с "Компанией Меркурий", а Шипшова и Сергеева они якобы не знают. То есть кредитные деньги ему, вероятно, поступили просто так, и следствие закрыло на это глаза, — заверяет Вячеслав Астраханцев.
Связаться с Маратом Мурсюкаевым "Idel.Реалии" не удалось. В показаниях он отрицал свою причастность к произошедшему.
Адвокат Кирилла Шипшова отказалась общаться со СМИ и комментировать ситуацию. Она также отказалась вести одну линию защиты с адвокатом Сергеева. По мнению защитника Шипшова, вся вина целиком и полностью лежит на Алексее Сергееве.
Сейчас судебный процесс находится на стадии прений сторон. Следующее судебное заседание назначено на 17 октября.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.