29 сентября в Москве в кинотеатре "Каро 11 Октябрь" прошла премьера документального фильма "Нуреев: его сцена — весь мир" британских режиссеров Джеки и Дэвида Морриса.
Сцена из полицейского участка, уникальные кадры, которых до этого еще никто не видел.
— Хотите посмотреть на меня? Пожалуйста. Я — Нуреев, а вы — нет…
— Одного этого достаточно, чтобы понять, каким был Нуреев: бунтарь, гений и необыкновенной красоты человек — говорит о великом танцоре Дэвид Моррис — один из авторов фильма: "Нуреев: его сцена — весь мир".
О кино обычный зритель судит по впечатлениям, которые остались после его просмотра. На финальных титрах в голове только две мысли: первая, как жаль, что не пришлось увидеть Нуреева на сцене своими глазами (те, кто его видел живьем, говорят, что мурашки по коже до сих пор бегают) и вторая мысль, надо посмотреть фильм еще раз, чтобы снова попасть под магическое влияние Нуреева, его танец и взгляд действуют гипнотически и хочется вновь испытать это.
— Популярность Нуреева была сродни битломании, но в балете — делится своими впечатлениями продюсер фильма Тревор Бим. И сразу перед глазами возникает удивительный кадр: Нуреев выходит из театра, в руках у него роза, и он таким небрежным движением руки отмахивается этой розой от поклонниц, окруживших его плотной толпой. А на губах эта его знаменитая улыбка — слегка ироничная и с долей снисхождения — она до сих пор сводит с ума.
Ему дают 72 часа — за это время Нуреев должен из Москвы доехать до Уфы, увидеть свою маму и вернуться обратно
Фильм рассказывает о жизни Рудольфа Нуреева с момента рождения в поезде между Иркутском и Слюдянкой и триумфа его карьеры в Парижской опере. Его жизнь — великая и трагическая — сплетена из случайных совпадений и предопределения. Его первый педагог — петербургская балерина Анна Удальцова (она была в ссылке в Уфе). Именно так начинается танцор Нуреев. Удальцовой было 70 лет, когда она начала обучать Нуреева классическому балету. В фильме есть уникальные кадры, когда Нуреев через 30 лет приезжает в Россию и встречается со своим первым педагогом — это потрясающе, она до сих жива, ей 100 лет и балерина узнает своего знаменитого ученика:
— Мой мальчик, мой мальчик приехал — это способно растрогать кого-угодно. И сразу думаешь: 30 лет не видеть своего первого педагога, да что там педагога, родную мать — и приехать к ней — умирающей — только проститься, а до этого 30 лет видеть ее только во сне. Ему дают 72 часа — за это время Нуреев должен из Москвы доехать до Уфы, увидеть свою маму и вернуться обратно (2700 км).
Он — великий Нуреев, гений, мировая звезда, у него миллионы влюбленных поклонников и поклонниц: от обычных зрителей до королевы Елизаветы. И его не пускают 30 лет на родину! Как зовут тех, кто не пускал его к матери, друзьям — их никто не знает и не помнит, а Нуреева знают и помнят все!
— Он был настолько неординарным человеком – поэтому мы и решили снять о нем фильм — говорит Джекки Моррис — соавтор фильма — он прожил невероятную жизнь, боролся против системы, таких людей нет и, возможно, больше не будет. Мы привезли этот фильм в Москву, чтобы таким образом вернуть Нуреева в Россию.
Как зовут тех, кто не пускал его к матери, друзьям — их никто не знает и не помнит, а Нуреева знают и помнят все
— Это был человек, который выходил за любые рамки, за рамки политики, за рамки танцевального мира — именно поэтому он привлек нас — это слова продюсера фильма Тревора Бима.
— Танцовщик умирает и вместе с ним умирает танец, мы хотели показать тем, кто не видел Нуреева, каким великим танцором он был.
В фильме мы видим маленького мальчика, как он занимается балетом (конечно, таких кадров не существует — это все реконструкция — фантазия автора), убегает каждый вечер от строго отца, который был против этого баловства. Нуреев уезжает в Ленинград и через какое-то время становится солистом Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1961 году театр едет в Париж на гастроли. Молодой Нуреев имеет там ошеломительный успех, превосходящий успех всей труппы. Приставленный к нему охранник КГБ отчитывается, что Нуреев выходит из-под контроля, его надо вернуть в Россию, если не вернем, он сбежит. Принято решение, что в Лондон театр едет без солиста.
И настает тот самый момент, когда Рудольф Нуреев должен принять самое главное решение в своей жизни: вернуться в Советский Союз, где нет свободы и будущего, или остаться в Париже, где его так хорошо приняли, он почувствовал себя звездой, где настоящая, яркая и свободная жизнь.
Он принимает решение остаться, понимая, что становится врагом для своей страны, что его друзей и родственников ждут большие неприятности, что, возможно, он никогда больше не увидит своих родных, свою маму. Но ведь его жизнь — это танец! Это самое главное для него — и он остается, чтобы посвятить себя балету.
Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда
И начитается его звездный час, растянувшийся на несколько десятилетий. 17 лет он танцевал с английской балериной Марго Фонтейн в Лондонском королевском балете — по словам авторов фильма "планка была поднята на небывалую высоту".
Нуреев был известен своим горячим восточным темпераментом, вспыльчивостью, его необузданный характер проявлялся в страстном танце:
— Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда, — приводят слова танцора авторы фильма.
Политика сосредотачивается внутри этой личности, его жизнь становится стыком
Гостем премьерного показа был актер Дмитрий Бозин — исполнитель главной роли в спектакле Романа Виктюка "Нездешний сад. Рудольф Нуреев".
— Самое главное для меня, что прозвучало в этом фильме, что человек в определенный момент становится лупой, как лупа, собирающая солнечные лучи в одну точку и выжигающая в листке какой-то рисунок, так, такие личности, как Рудольф — они не под влиянием каких-то политических событий, а политика сосредотачивается внутри этой личности, его жизнь становится стыком, вот он сквозь себя это пропускает и в нас выжигает рисунки, а всех остальных просто большая сила как ветром носит, а его не носит, даже, когда он очень сильно болеет. Посмотрите на него, как он лежа репетирует балет. Он не сдается, и не зря последнее имя, которое звучит в фильме "так не приветствовали даже Мика Джаггера". Это энергия Мика Джаггера, которая прорывается сквозь классический балет, сквозь искусство сдержанных эмоций. Я невероятно признателен авторам, что все сложили воедино, вот вы придете теперь на спектакль, и я тоже с вами буду делиться впечатлением от того, что сегодня увидел.
Фильм о прекрасной и трагической жизни необыкновенного человека, покинувшего свою страну, побывавшего на вершине славы, тоскующего по матери, которую не видел 30 лет, испытавшего необыкновенную по накалу страстей и эмоций любовь к другому гению балета Эрику Бруну, заставлявшего сердца миллионов замирать при виде его гениального танца, заболевшего одной из самых страшных болезней века СПИДом и не сломленного, продолжавшего творить до последней минуты.
На следующей неделе фильм "Нуреев: его сцена — весь мир" можно будет посмотреть в Уфе и Казани.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.