Ссылки для упрощенного доступа

Реналь Мязитов и другие друзья Олега Никитенко


Реналь Мязитов
Реналь Мязитов

В Самарской области идет очередной громкий уголовный процесс в отношении чиновника. На этот раз "тренд" на борьбу с коррупцией коснулся бывшего директора Самарского областного фонда жилья и ипотеки (СОФЖИ) Реналя Мязитова, а главным "публичным обвинителем" выступил получивший мандат депутата Госдумы (сюрприз!) Александр Хинштейн. В адрес Мязитова обвинения в коррупции поступали и ранее, но до ухода Меркушкина они почему-то оставались без внимания. Между тем, чиновники, близкие к Мязитову, незаметно влились в команду нового губернатора Азарова.

Из материалов уголовного дела следует, что СОФЖИ в 2015 году приобрел у ООО "ТОП-строй" участок площадью в 25,92 тыс. кв метров с 15 нежилыми постройками в районе улиц Кутякова и Максима Горького в Самаре. Площадка прежде принадлежала "Самарскому заводу клапанов", а сумма сделки составила 200 млн рублей. Постфактум, уже когда директором фонда стал Сергей Кандаков, выяснилось, что реальная стоимость земли и строений была завышена, а Реналь Мязитов не предпринял ничего, чтобы изменить условия договора. Ущерб от действий бывшего директора оценили как минимум в 60,8 млн рублей. Кроме этого, СОФЖИ едва ли может построить что-то серьезное на этой земле из-за того, что она входит в границы так называемых "красных линий". Наконец, фонду приходится за свой счет обслуживать насосно-фильтровую станцию, которая поставляет воду жильцам прилегающих районов.

СОФЖИ, плотно сотрудничавший с предыдущим губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным, подвергался критике со стороны нового главы региона Дмитрия Азарова во время ежегодного послания. Тогда Азаров назвал фонд "бесконечным источником скандалов" и упомянул несколько сомнительных сделок руководства структуры.

К слову, о возбуждении уголовного дела в свой адрес Реналь Мязитов узнал не сразу.

В его деле могут появиться новые эпизоды. Уголовное преследование, возможно, коснется и бывшего министра строительства региона Алексея Гришина, представителя так называемой "Команды созидания", группы чиновников, официально считавшихся командой Николая Меркушкина. О нем и аффилированных с ним фирмах "Idel.Реалии" ранее публиковали большое расследование.


Однако далеко не все чиновники, некогда тесно сотрудничавшие с Реналем Мязитовым, оказались в поле зрения общественности и СМИ. Многие из них — менее медийные и скандальные — продолжают работать в структурах власти и смогли "влиться" в команду нового главы региона, избранного 9 сентября. О них "Idel.Реалии" рассказал читатель, пожелавший остаться анонимным. Автор письма прислал информацию, которая указывает на связи между Мязитовым и действующими чиновниками и сотрудниками бюджетных структур разных уровней.

ИЗБИРКОМ И ЕГО ЧЛЕНЫ

Во время кампании по выборам губернатора региона в центре скандала оказался один из членов Избирательной комиссии Самарской области (ИКСО) — Владимир Моргунов. Тогда выяснилось, что свои обязанности в ИКСО он совмещает с должностью замруководителя администрации губернатора и, по неофициальной информации, имел отношение к штабу "главного кандидата" и ныне действующего главы региона Дмитрия Азарова.

Владимир Моргунов
Владимир Моргунов

Тогда надзорные органы не нашли в таком совмещении обязанностей нарушений федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав", несмотря на то, что, согласно ему, членом комиссии с правом решающего голоса не может быть человек, который напрямую подчиняется одному из кандидатов. Впрочем, после нескольких обращений общественников и публикаций в СМИ "формальность" все-таки была соблюдена: полномочия Моргунова в Облизбиркоме все же временно приостановили.

Владимир Моргунов официально был направлен в ИКСО региональным отделением Ассоциации юристов России. До самого ухода экс-губернатора Николая Меркушкина из региона Моргунов пользовался его доверием. "С Владимиром Игоревичем мы общаемся каждый день. Самые сложные и серьезные вопросы, касающиеся жизни нашей области, попросту невозможно решить без его помощи", — заявил на вручении престижной премии "Юрист года" Меркушкин. В свою очередь, сам Моргунов ответил, что "служит народу Самарской области", а "полученную награду воспринимает как аванс".

В администрации губернатора Владимир Моргунов занимается руководством главного правового управления — внутренней структуры, которая занимается экспертизой и разработкой официальных документов, постановлений и законодательных инициатив регионального правительства. Согласно информации, полученной из открытых источников, он также успевает участвовать в работе различных консультативных органов: координационного совета по кадровой политике при губернаторе, координационного совета при управлении Министерства юстиции СО, градостроительного совета при губернаторе.

Любопытно, что главное правовое управление, которое незначительно меняло название в ходе преобразований, выглядит своеобразной кузницей кадров для Избирательной комиссии Самарской области. В разное время там работали председатель ИКСО Вадим Михеев, его заместитель Алексей Солдатов, секретарь Наталья Таран и член комиссии Светлана Симонова.

"ЗОЛОТОЙ" 2016-Й

Примерно в то же время, что и Владимир Моргунов, членом ИКСО стал Олег Никитенко. Его выдвинула в состав комиссии партия "Единая Россия".

Олег Никитенко — тоже выходец из главного правового управления. Однако его в СМИ чаще называют соучредителем и директором ООО "Октогон" и ряда других компаний. Именно "Октогон" был соисполнителем программы реновации исторической среды "Пять кварталов" вместе с СОФЖИ. Никитенко даже давал большое, совместное с директором СОФЖИ Реналем Мязитовым, интервью о позитивных сторонах реновации.

Олег Никитенко
Олег Никитенко

Идея проекта предполагала фактическое уничтожение нескольких кварталов в историческом центре Самары, против нее активно выступали общественники и политики, в частности, представители ВООПиК и "Комитета спасения Старой Самары", общественное движение "Самара для людей", правозащитница Людмила Кузьмина и другие. Пикантности ситуации добавляло то, что тогда еще губернатор Николай Меркушкин активно агитировал жителей региона вложиться в реновацию через облигации. Подобные методы подвергал сомнению депутат Госдумы, однопартиец Меркушкина Александр Хинштейн.

Однако со сменой руководства региона проект "Пять кварталов" фактически свернули. В то же время существенно снизились заработки компании Никитенко, получаемые за счет выполнения господрядов. Так, если в 2016 году компания заработала более 36 млн рублей, то в этом году получила всего один контракт на 2,7 млн.

Дороже всего самарским налогоплательщикам обошлись услуги "Октогона", принадлежащего Никитенко, по регистрации прав региона на объекты, подлежащие изъятию в целях обеспечения строительства дублирующего участка коллектора Волжского склона от улицы Советской Армии до камеры в районе улиц Осипенко и Лесной. Примечательно, что конкурент Никитенко был готов выполнить работы за 17,25 млн, но почему-то не выиграл аукцион.

"ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ" ТОРГИ И ЧОО

Другой бизнес Олега Никитенко напрямую связан с главным правовым управлением администрации губернатора Самарской области.

19 декабря 2012 года, через полгода после назначения Николая Меркушкина на пост губернатора Самарской области, правительство региона издало постановление №770. Согласно ему, структура получила возможность привлекать сторонние организации к экспертизе. Однако документ не обозначает никаких критериев необходимости подобного сотрудничества.

Чаще всего правовое управление привлекало в качестве стороннего эксперта негосударственное учреждение науки "Совет по комплексным правовым исследованием" — организацию, у которой нет ни сайта, ни собственных научных публикаций. Ее учредителями выступают сам Олег Никитенко, его партнер по "Октогону" Николай Фроловский, а также заведующий кафедрой государственного и административного права юридического факультета Самарского университета Виктор Полянский. Фроловский, к слову, тоже работал в правовом управлении, в настоящее время числится преподавателем в Самарском университете. Последний госконтракт "Октогон" получил в 2016 году, после этого ее руководство почему-то решило больше не участвовать в аукционах на господряды.

Любопытно, что всё время, пока НУН "Совет по комплексным правовым исследованиям" работало на главное правовое управление, госструктура не была обделена хорошими, по мнению самого экс-губернатора Николая Меркушкина, специалистами. Кроме самого Владимира Моргунова, который возглавляет его и по сей день, там трудятся другие видные выпускники юрфака Самарского университета, в том числе Денис Ильницкий и Станислав Харитонов. Ильницкий в 2012 году занял пост руководителя управления по взаимодействию с муниципальными образованиями в департаменте госуправления администрации губернатора. Харитонов — руководитель управления правовой экспертизы. Неясно, почему столь квалифицированные специалисты не могли справиться с правовой экспертизой документов органов власти.

Остальные компании, в которых Олег Никитенко числится учредителем или директором, не зарабатывали на господрядах. Если верить информации из ЕГРЮЛ, член ИКСО и выходец из главного правового управления больше всего заинтересован в охранном бизнесе. Так, ему принадлежат доли в ЧОО "Пикет", "Пикет Плюс", "Трансохрана" и "Транспортная охрана", а также ныне ликвидированное ЧОП "Триумвират плюс".

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Несмотря на то, что Никитенко в 2015 году наряду с Мязитовым выступал соисполнителем программы "Пять кварталов", в настоящее время партнер фигуранта уголовного дела появляется в СМИ преимущественно в позитивном контексте. Последняя публикация с его именем касается "жизни после ЧМ", и в ней он рассуждает о необходимости закрепления успеха мирового первенства по футболу. Никитенко представлен как председатель общественного совета при министерстве строительства Самарской области, а также директор вышеупомянутого "Октогона". О "Пяти кварталах" Никитенко последний раз говорил в феврале этого года: речь шла о том, что реализация 100% облигаций, по которым средства гражданам вернули досрочно, и даже выделение средств из областного и городского бюджетов позволили расселить лишь один квартал, после чего проект фактически свернули и оставили на бумаге.

В интервью "Другому городу" в 2015 году Мязитов и Никитенко более позитивно оценивали проект. Последний отмечал, что фонд с реализации проекта реновации не получит дохода:

— СОФЖИ на продаже лотов не зарабатывает. Будет инвестиционный конкурс, цена фиксированная, никакого аукциона на повышение, чтобы не было спекуляций. Вот есть стоимость затрат, вот её мы компенсируем, Мязитов берёт их и вкладывает в следующий квартал.

— Напомню, что проект, о котором мы с вами говорим, поддерживает губернатор, — добавил Мязитов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG