Ссылки для упрощенного доступа

"Он на яхтах разъезжает, ему деньги возвращают, а нам — нет". Зиганшин не спешит возвращать 7 млн евро Татфондбанку 


Равиль Зиганшин
Равиль Зиганшин

Сегодня Верховный суд Татарстана решил вернуть на новое рассмотрение дело по иску Татфондбанка против депутата Госсовета республики Равиля Зиганшина и его строительной компании "ПСО Казань". В иске речь идет о 7 млн евро, которые парламентарий взял в кредит в банке в 2014 году, но так и не вернул назад. Такова позиция ТФБ, сам же ответчик утверждает, что все деньги вернул и ничего не должен банку. "Idel.Реалии" наблюдали за судебным разбирательством.

Сегодня Сария Романова, одна их сотен активных вкладчиков Татфондбанка, уже третий день подряд вышла на пикет напротив здания Кабинета министров. Она проводит очередную серию пикетов с целью полного возврата средств вкладчиков. Ее позиция такова: если банк почти на половину принадлежал республике, то деньги надо требовать именно у них.

— А его [Рустама Минниханова] сегодня на месте нет, мне сказали. [Алексея] Песошина (премьер-министра — "Idel.Реалии") тоже нет. Но я всё равно постою. Нас обворовали и деньги должны вернуть, — уверена она.

22 декабря 2016 года Зиганшин не выплатил кредит. До сих пор сумма не погашена. Отсюда и неустойка.

"Украли 120 млрд рублей, вернули 114 млн. Позор нашей власти за этот обман народа", — сегодня у пенсионерки новый плакат. К ней до прихода журналиста "Idel.Реалии" подходил полицейский, спрашивал о цели пикета и просил показать документы.

— Сейчас дочь паспорт принесет, я его в туда [в Кабмин] полицейскому отнесу посмотреть и пойду на суд, наши все уже собрались, — поясняет пенсионерка.

***

Перед залом президиума около пятнадцати человек — представители сторон, журналисты и вкладчики. За несколько минут до начала к последним подходит мужчина в форме.

— Меня зовут Тимур Латыпов, я начальник Казанского специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Прошу вас соблюдать порядок проведения заседания. Не выкрикивать, не задавать вопросы, всё только в рамках дела. Видеозапись вести нельзя, аудио — на ваше усмотрение, — заявил он и удалился.

К залу президиума подошло с полдюжины судебных приставов в бронежилетах. Через минут десять секретарь пригласил всех в зал.

НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ ПО КРЕДИТУ И ПРИВИЛЕГИИ ПО ДЕПОЗИТУ

На заседании сегодня присутствовали все стороны — представители АСВ — конкурсного управляющего Татфондбанка, представители Равиля Зиганшина, "ПСО Казань" и "Дорстроя".

Суть дела и кассационной жалобы Зиганшина на решение Советского районного суда Казани и утвердившего его Верховного суда зачитал один из судей.

22 декабря 2014 года Равиль Зиганшин взял потребительский кредит в Татфондбанке на 7 млн евро (около 520 млн рублей по курсу на момент договора) на один год. В том же месяце компания депутата — "ПСО Казань" — положила на свой депозитный счет на ту же сумму под высокий процент.

22 декабря 2014 года Равиль Зиганшин взял потребительский кредит в Татфондбанке на 7 млн евро на один год. В том же месяце компания депутата — "ПСО Казань" — положила на свой депозитный счет на ту же сумму под высокий процент.

Позже срок кредита увеличили на один год, а поручителем по нему стала компания ООО "Дорстрой". Чуть позже к ней добавилась и компания самого депутата — ООО "ПСО Казань".

Как утверждают представители компаний и Зиганшина, в январе 2017 года (через несколько недель после того, как кредит следовало закрыть, а в банке уже ввели мораторий) Татфондбанк перевел 420 млн рублей с депозита "ПСО" на свой счет в счет кредита. Представители депутата утверждают, что такое право у банка было, согласно договору.

Представители АСВ, Сергей Сенько и Алексей Амброзевич, заявили, что Зиганшин не выплатил сумму кредита, неустойку и проценты, а значит, должен банку 7,5 млн евро. Корреспондент "Idel.Реалии" после заседания уточнил у Сенько, перечислил ли Татфондбанк деньги с депозита "ПСО" в счет кредита или нет. Юрист ответил, что не может точно сказать: "не понятно, чья подпись там [на договоре] стоит, нам же просто передали все документы, которые были в ТФБ".

— 22 декабря 2016 года Зиганшин не выплатил кредит. До сих пор сумма не погашена. Отсюда и неустойка, — заявил он.

Кстати, процент неустойки АСВ определило в 16%. На процессе один из судей уточнил, почему именно такая сумма.

— Кредит был выдан под 6% годовых, а вклад "ПСО Казань", где Зиганшин — единственный учредитель, под 13%-29% годовых (процент менялся — "Idel.Реалии"). Это привилегированная ставка, у других в банке такой ставки не было. За время, пока был открыт вклад, он получил 189 млн рублей процентов по нему. Это куда больше, чем сумма, которую получил банк, — заявил Амброзевич в суде.

Позиция же Зиганшина обратная АСВ. Когда он взял кредит в декабре 2014 года, то всю эту сумму перевел в "ПСО Казань". Компания же внесла деньги на свой депозитный счет. Этот депозит совпал с кредитом не только по сумме, но и по сроку — до 22 декабря 2016 года. Перед введением моратория его компания и ТФБ заключили договор залога и банк просто перевел деньги на свой счет в счет кредита депутата.

ЗИГАНШИН ПЫТАЛСЯ СПАСТИ СВОИ СРЕДСТВА

Во время процесса стало также известно, что Равиль Зиганшин и его "ПСО Казань" пытались списать свои средства по депозиту (где лежало более 420 млн рублей) в несколько операций с 30 ноября по 8 декабря 2016 года. В это время ТФБ уже испытывал трудности и не все операции проходили. Вкладчики, например, утверждают, что они не могли даже снять деньги в банкоматах со своих карт.

— Усматривается злоупотребление в действиях залогодателя ("ПСО Казань"), поскольку договоры залога и поручительства были заключены после того, как он восемь раз пытался вывести деньги. Удалось им только в двух случаях — 20 и 30 млн рублей. Остальные — не прошли. И после этого решил реализовать свои права таким способом, вложил в банк, чтобы попытаться погасить обязательства связанного с ним лица, — заявил Сенько на заседании.

СЛЕД МУСИНА

На одном из других судебных заседаний стало известно, что первоначально депозит "ПСО Казань" выступал обеспечением по другому кредиту — компании ООО "Ягодинская слобода". Она, кстати, довольно близка к Роберту Мусину, экс-главе ТФБ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Брачный договор Мусиных. Чем владеет семья и друзья банкира

2 декабря 2016 года, незадолго до введения моратория, глава банка расторг этот договор залога. АСВ уже обратилось в Арбитражный суд Татарстана и потребовало признать его расторжение недействительным. Тогда на заседании юристы Зиганшина заявили, что никакой такой договор их руководитель не подписывал и его подпись — фальсификация. Суд провел экспертизу, которая доказала — подписи настоящие.

ВСЁ СНАЧАЛА

Еще в 2017 году АСВ обратилось с иском к Зиганшину, "ПСО Казань" и "Дорстрою" по этому делу. Советский суд Казани встал на сторону госкорпорации, обязав депутата выплатить весь кредит. Чуть позже Зиганшин и его компании обжаловали решение в Верховном суде Татарстана, но безуспешно. Президиум же Верховного суда отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение в Советский райсуд в новом составе судей.

Сразу после оглашения решения судья попросил отдельно всех покинуть зал заседания. Юрист АСВ Сергей Сенько ухмыльнулся и похлопал решению президиума.

Вкладчики вышли в коридор и растерянно встали в центре. Уже известный им Тимур Латыпов, начальник спецотдела судебных приставов, движениями указал им к лифту.

— Как так получается, что он [Равиль Зиганшин] на яхтах разъезжает, ему деньги возвращают, а нам — нет? Как такое может быть? — возмутилась Сария Романова.

Пристав ничего не ответил ей на это и продолжил "выталкивать" к лифту группу вкладчиков.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG