Ссылки для упрощенного доступа

Полицейские ошибки в Татарстане: задержание, выстрел, смерть


На фоне отмены прокуратурой возбужденного уголовного дела в отношении полицейских Казани, напавших на "Мисс Татарстан–2006", координатор правозащитной организации "Зона права" Булат Мухамеджанов вспоминает случаи полицейских ошибок в столице Татарстана.

В Казани прокурор Ново-Савиновского района Сергей Брынза отменил постановление о возбуждении уголовного дела по п."а" ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия) в отношении сотрудников полиции, применивших силу при задержании "Мисс Татарстан" Виктории Буянцевой в мае 2018 года.

В надзорном ведомстве заявили, что физическая сила в отношении Буянцевой не применялась — якобы девушка сама упала на колени и стала кричать, тем самым привлекая окружающих. Сама Виктория считает, что полицейские задерживали ее не в рамках какой-то специальной операции по подозрению в обороте наркотиков, а с целью ограбления. По данным правозащитников, следственный комитет намерен обжаловать это решение в прокуратуру Татарстана и готов дойти до Генеральной прокуратуры России.

Виктория Буянцева и юристы "Зона права", представляющие ее интересы, готовят жалобу в суд

В свою очередь, сама Виктория Буянцева и юристы "Зона права", представляющие ее интересы, готовят жалобу в суд. Они полагают, что полицейские должны понести уголовную ответственность за причинение телесных повреждений, материального и морального ущерба. В деле имеются признаки нарушения статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения).


Погоня, выстрел, задержание, избиение, смерть — таковы последствия полицейских ошибок в Татарстане. Все эти случаи объединяет одно — безнаказанность силовиков.

По данным следствия, в январе 2007 года в казанском поселке Юдино оперуполномоченные отделения оперативного внедрения и разработок ОРЧ №4 по линии угрозыска МВД Татарстана Алексей Дукс и Руслан Тазиев с табельным оружием в руках незаконно проникли в квартиру, где находились Радик Рамазанов и его тесть. Стражи порядка не представились и не предъявили служебные удостоверения — хозяева приняли их за преступников. Между мужчинами завязалась драка, в результате чего прозвучали два выстрела: Тазиев умудрился ранить напарника, а Дукс застрелил Рамазанова.

Следователи установили, что даже когда Радик упал на пол, подбежавшие сотрудники милиции ударили его семь раз ногами

​Эксперты зафиксировали, что входное отверстие пули у Рамазанова находилось в спине. Кроме того, следователи установили, что даже когда Радик упал на пол, подбежавшие сотрудники милиции ударили его семь раз ногами. Вскоре Рамазанов скончался.

Служебная проверка признала действия милиционеров правомерными, а руководство ОРЧ-4 указало на необходимость "списать использованные боеприпасы и пополнить боекомплект".

В апреле 2009 года, через несколько дней после бойни, устроенной майором Денисом Евсюковым в московском супермаркете, Кировский райсуд Казани оправдал Дукса и Тазиева по статьям "убийство", "превышение должностных полномочий" и "незаконное проникновение в жилище".

Другой инцидент, произошедший в августе 2014 года в Казани, также ознаменовался выстрелами, но, к счастью, обошелся без жертв. Двое участковых ОП "Сафиуллина" (бывший отдел полиции "Дальний") караулили в подъезде дома 55-летнего подозреваемого в убийстве. Когда в подъезд вошел 20-летний Рафаэль Сафин, полицейские в штатском наставили на него пистолеты и закричали "Стоять!". Молодой человек, так же как и Рамазанов, принял незнакомцев за преступников и бросился бежать.

Полицейские нанесли парню удары по телу, надели на него наручники, а потом заставили стоять на коленях и угрожали ему пистолетом

В ходе погони участковые дважды выстрелили в воздух, и Сафин, остановившись, лег на землю. Казалось, эпизод исчерпан, произошла ошибка, да и Рафаэль не представляет уже никакой угрозы. Однако полицейские нанесли парню удары по телу, надели на него наручники, а потом заставили стоять на коленях и угрожали ему пистолетом.

С большим трудом, через Генеральную прокуратуру РФ, удалось возбудить уголовное дело в отношении сотрудников полиции по ч. 3 ст.286 УК — превышение должностных полномочий с применением насилия, которое впоследствии было прекращено. Примечательно, что сами участковые не отрицали применение физической силы.


Судейский корпус Татарстана признал решение следователей законным. Извинения же Сафину от полицейского руководства так никто и не принес.

В настоящее время Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобы вдовы Радика Рамазанова (его тесть Владимир Алексеев умер в 2010 году) и Рафаэля Сафина на нарушение ст.2 (право на жизнь), ст.3 (запрет пыток), ст.8 (право на неприкосновенность жилища) и ст.13 (отсутствие эффективных средств правовой защиты).

Во всех трех случаях применение оружия или физической силы со стороны правоохранителей было очевидно избыточным и неадекватным действиям потерпевших

C нашей точки зрения, во всех трех случаях применение оружия или физической силы со стороны правоохранителей было очевидно избыточным и неадекватным действиям потерпевших. Так, в деле Рамазанова милиционеры не смогли соблюсти свои обязанности по минимизации риска причинения смерти, а в делах Сафина и Буянцевой — причинения телесных повреждений.

Как правило, сами стражи порядка объясняют применение оружия или физической силы тем, что почувствовали угрозу своей безопасности. У Рамазанова углядели молоток в руках, у Сафина — предмет, похожий на пистолет, а Буянцева якобы оказала сопротивление и не исполнила законные требования полицейских (при этом протокол об административном правонарушении полицейскими не составлялся).

Потерпевшие отмечали, что сотрудники полиции представлялись, показывали свои служебные удостоверения и объясняли свои действия только после того, как все произошло... Во всех трех случаях пострадавшие до последнего не знали о статусе "нападавших" и опасались, что это могли быть преступники.

Во всех трех случаях пострадавшие до последнего не знали о статусе "нападавших" и опасались, что это могли быть преступники

В соответствии со ст.20 Федерального закона "О полиции", сотрудник имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных обязанностей. Согласно практике Европейского суда по правам человека, применение физической силы, как и оружия, и спецсредств, допускается в случае, когда никаким другим способом, например, нельзя задержать человека; применение силы должно быть минимально достаточным. Если же имеются признаки чрезмерного применения силы, то, с нашей точки зрения, незамедлительно должно возбуждаться уголовное дело.

Так или иначе, в случае полицейской ошибки пострадавшие могут рассчитывать на реабилитацию: им должны быть принесены извинения прокурором от имени государства, также они могут подать иск к казне о компенсации морального вреда. Безнаказанность полицейских может дорого обойтись, говорил ныне покойный заместитель прокурора Татарстана Фарит Загидуллин, комментируя оправдательный приговор по делу Рамазанова.

— Мы считаем, что на суд было оказано постороннее влияние. Доказательств у нас нет, но есть информация, — говорил Загидуллин. — И мотивы понятны: престиж министерства, чтобы не упасть на уровне других субъектов... Но в итоге-то что мы имеем? Лес рубят — щепки летят? Задерживали настоящего преступника, а убили семьянина, который раковину чинил? Честно скажу: я был уверен, что их осудят. Потому что один раз замолчать, другой, а потом получится, как в 84-м году в Лениногорске (когда жители города устроили беспорядки в связи с милицейским произволом).

Что последовало после дела Рамазанова, мы помним — ЧП в отделе полиции "Дальний", когда оперативники, порою заведомо зная о непричастности задержанных к преступлению, под пытками заставляли их взять вину на себя.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG