В Марий Эл с конца мая и до третьей субботы июня отмечают "Пеледыш пайрем" — Праздник цветов. У этого праздника есть свой автор, власти сначала придали этому дню государственный статус, затем запретили его, а потом снова возродили. Что означает этот праздник для марийцев, как он менялся со временем и почему сохранился — об этом в обзоре, который подготовил корреспондент "Idel.Реалии".
ПОЧЕМУ ПОЯВИЛСЯ "ПЕЛЕДЫШ ПАЙРЕМ"
Впервые новый праздник состоялся в Марийском крае 27 мая 1920 года. Его организовала группа активистов села Сернур во главе с местным преподавателем педагогических курсов Александром Конаковым. В день празднования "Йошкар пеледыш пайрем" (Праздник красного цветка) улицы были украшены лозунгами и портретами руководителей компартии. Жители с песнями пришли на митинг, на котором шла речь о новой жизни. После митинга провели спортивные соревнования. На следующий день агитаторы зажгли факел и отправились в соседние деревни, где провели концерты и лекции.
Впервые новый праздник состоялся в Марийском крае 27 мая 1920 года
Автору-организатору нового праздника Александру Конакову было 33 года. Он — выходец из крестьянской семьи, участник Первой мировой войны, преподаватель Царевококшайской учительской семинарии. Конаков был корреспондентом первой марийской газеты "Война увер" ("Военные вести"; издавалась в 1915-1917 гг.). По мнению писателя Василия Юксерна, Конаков был первым марийским драматургом. Он написал несколько пьес, две из них были изданы в 1919 году. Именем Александра Конакова названы улицы в Сернуре, Йошкар-Оле и Кукнуре (село в Сернурском районе). Имя человека, придумавшего "Пеледыш пайрем", носит Сернурский историко-литературный музей.
Через три года "красный" "Пеледыш пайрем" получил официальный статус. Президиум Мароблисполкома постановил отмечать его 24 мая. В этот день начинался традиционный языческий праздник "Семык". Замена старого новым на пути к меняющейся жизни — это было традиционно для общественной активности первых послереволюционных лет.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Эволюция Сабантуя: как было и как стало
"Готовьтесь к этому празднику. Праздник должен быть общим. Я не буду помогать, я не приду, —такого не должно быть", — призывала областная газета "Йошкар кече". Почему "красного цветка"? Потому, что красный — цвет революции: Красная Армия, красное знамя, красные победили белых, объясняла газета.
Для чего решили проводить новый праздник? Газета "Марий илыш" ("Марийская жизнь") писала:
"Если вам дорого будущее вашего народа; белая, как снег, ваша одежда; быстрый, как молния, ваш ум; яркие, как звезды, ваши глаза; сила Онара в теле вашем; гибкий, как воск, ваш язык; прекрасные, как щебетанье птиц, песни ваши; неявная, как крылья бабочки, ваша душа; если вы хотите, чтобы народ мари воспрянул, как звезда; поднялся, как месяц; засиял, как солнце, проведите в Сернуре Пеледыш пайрем".
Президиум Мароблисполкома постановил отмечать его 24 мая. В этот день начинался традиционный языческий праздник "Семык".
В 1925 году "Йошкар пеледыш пайрем" прошёл в молельной роще неподалёку от Сенура.
В столице Марийской автономной области Краснококшайске (город переименуют в 1928 году в Йошкар-Олу) "Йошкар пеледыш пайрем" был объявлен нерабочим праздничным днём. В его организации участвовали писатели Сергей Чавайн, Яков Майоров (Шкетан), Шабдар Осып, Тихон Ефремов, композитор Иван Ключников (Палантай), литературовед Владимир Мухин.
ЗАПРЕЩЁННЫЙ ПРАЗДНИК
"Йошкар пеледыш пайрем" распространился по всей Марийской автономной области с 1923 года. Это был праздник, который длился в течение нескольких дней. Например, план празднования в 1927 году в Краснококшайске был расписан на три дня: 8 июня встреча гостей (детей, прибывающих из деревень), вечером концерт в городском саду; 9 числа — детский праздник, спортивные соревнования, спектакль; 10 июня — массовый праздник, шествие и митинг, спектакль и концерт, национальные игры.
Борьба с "буржуазными националистами" прервала постреволюционную праздничную традицию: в начале 1930-х годов "Праздник красного цветка" отменили.
В 1935 году первый секретарь Марийского обкома ВКП(б)Чеслав Врублевский ходатайствовал о его возрождении: "Все вы знаете, что существовал национальный весенний праздник "Йошкар пеледыш пайрем", который в течение многих лет праздновался и, говорят, из года в год он приобретал всё большее значение в жизни колхозников... Было внесено предложение, чтобы не праздновать этот праздник. Что получилось? В то время, когда наша соседка Чувашия имеет национальный праздник Акатуй, Татария имеет Сабантуй... мы в Марийской области даже своего праздника не имеем".
В то время, когда наша соседка Чувашия имеет национальный праздник Акатуй, Татария имеет Сабантуй... мы в Марийской области даже своего праздника не имеем
В январе 1936 года бюро Марийского обкома ВКП(б) решило учредить новый национальный весенний праздник "Ага пайрам" (Праздник сохи). Через год Врублевского направили руководить небольшим заводом в Сталинград; историки считают, что причиной были "колебания в проведении репрессивной политики". В 1937 году жертвами массовых репрессий в Марий Эл стали многие из организаторов и активных участников первого советского марийского праздника.
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ "ПЕЛЕДЫШ ПАЙРЕМ"
В начале 1960-х годов заведующий отделом культуры Сернурского района Валентин Губин услышал от пожилых людей рассказ о том, как писатель Конаков в 1920-е провёл подряд шесть ежегодных праздников в честь окончания полевых работ. Старики рассказали Губину о том, как проходил праздник, о спектаклях и чествовании передовиков. Губин попробовал организовать этот праздник, на нём побывали республиканские чиновники. Им всё понравилось и в 1965 году Марийский обком КПСС издал документ о придании "Пеледыш пайрем" официального статуса. С того времени название переводится как "Праздник цветов". Решено было проводить его в третье воскресенье июня после окончания весенне-полевых работ. Чиновники рекомендовали жителям Марийской АССР проводить "Пеледыш пайрем" на природе: в парках, на берегах рек и озер, на лесных полянах. Нужно было оборудовать сцену для выступления коллективов художественной самодеятельности, подготовить спортивные площадки.
Валентин Губин рассказывал в интервью о том, что в 1975 году (он уже был секретарём горкома КПСС в Волжске) он помог организовать "Праздник цветов" "в самой неустроенной деревне района — Карай".
Культура марийского народа сейчас в загоне, а единение во время "Пеледыш пайрем" помогает как-то это пережить, обсудить и подумать, как это преодолеть
— Деревню превратили в картинку: отремонтировали дорогу, заменили старые ворота на новые, покрасили дома и палисадники, разбили цветники. Некоторые даже не по разу перекрашивали наличники, увидев, что у соседа лучше, — вспоминал инициатор возрождения праздника.
Сопредседатель национальной организации "Марий Ушем" Владимир Козлов вспоминает, что в его детстве, в 1970-ые годы, особо чётко обозначилась иерархия "Пеледыш пайрем": сначала свои местные праздники проводит каждая деревня, затем через неделю празднуют в районных центрах, ещё через неделю проводят "Пеледыш" в Йошкар-Оле.
— Весь праздник проходил на марийском языке, — говорит Козлов. — Общение людей, объявление артистов со сцены, награждение передовиков, песни, спортивные соревнования. Особенно запомнились соревнования: у нас были очень популярны гонки на велосипедах по холмистой местности. Весь этот праздничный антураж позволял народу самореализоваться.
"ПЕЛЕДЫШ ПАЙРЕМ" В 2000-е
С 1996 по 2009 год "Пеледыш пайрем" проводили в День России 12 июня. С 2009 года возобновили традицию праздновать в третью субботу июня. Это касается главного "Пеледыша", который проходит в Йошкар-Оле. С интервалом в неделю до него проводятся местные праздники и праздники районов.
Марийский журналист и общественный деятель Валерий Мочаев рассказал, что предложил в 2009 году проводить праздничное шествие в Йошкар-Оле от ДК имени Ленина до площади имени Ленина. Представители разных районов республики в национальных нарядах, делегации из марийских диаспор, проживающих за пределами республики идут в колонне, которую возглавляет знаменосец, несущий флаг Всемарийского совета ("Мер Канаш"). Шествие встречает на площади председатель "Мер канаш" — онъыжа.
Мочаев называет главную эмоцию праздничного шествия:
— Народ чувствует своё единство.
Его мнение заочно разделяет компьютерный лингвист, сотрудник МарНИИЯЛИ им. В. Васильева Андрей Чемышев:
— Это такое событие, на котором можно увидеть в одном месте много друзей и знакомых из Башкортостана, Удмуртии, Свердловской области, Татарстана. Когда оказываемся все вместе —как-то особенно ощущаем общность.
На этот праздник собирается титульная нация республики
С 2014 года "Марий Ушем" организует музыкальный фестиваль в деревне Шарибоксад Волжского района. Здесь расположена одна из достопримечательностей Марий Эл — карстовое озеро Морской глаз. В 2018 году власти района совместили проведение фестиваля и празднование "Пеледыш пайрем". Специально на этот праздник приехал из Нижнего Новгорода уроженец республики, доктор юридических наук, профессор Геннадий Королёв:
— Мы должны взять всё положительное, что было при советском государстве, нельзя быть Иванами, не помнящими родства. На этот праздник собирается титульная нация республики. Они помнят свои традиции, чтят их и хотят сохранить и развивать дальше. Хотя, возможности крайне ограничены. Я за то, чтобы такие праздники продолжались, чтобы марийцы общались между собой, строили планы, сверяли свои позиции. Культура марийского народа сейчас в загоне, а единение во время "Пеледыш пайрем" помогает как-то это пережить, обсудить и подумать, как это преодолеть.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.