Ссылки для упрощенного доступа

Домашнее насилие: Пассивность пострадавших и силовиков может привести к ЧП


Бытует мнение, что домашнее насилие присуще неблагополучным семьям, а обеспеченные и образованные пары избегают такой участи. Однако социологические опросы утверждают обратное.

В начале 2018 года перестрелка в казанском поселке Борисково, обернувшаяся гибелью сотрудника Росгвардии, вновь обнажила проблему домашнего насилия. Напомним, в январе 2018 года суд в Казани арестовал дебошира Александра Петрова на 10 суток, в том числе на основании показаний его жены. Именно семейный конфликт, по основной версии, и толкнул мужчину на то, чтобы устроить бойню. Кстати, Петров ранее работал в различных банках Казани. Вечером 27 февраля Петров, надев бронежилет и захватив охотничий карабин, пытался ворваться в квартиру, где находились его супруга и трое малолетних детей. В результате один человек погиб, еще двое пострадали.

В январе 2017 года ВЦИОМ провел исследования по теме жестокого обращения в семье. Согласно результатам телефонного интервьюирования, 33% респондентов рассказали, что факты побоев случались в семьях их друзей, а 10% сталкивались с этим в своих семьях.

Домашнее насилие может совершаться и в бедной, и в богатой семье — оно не имеет границ

Примечательно, что 41% опрошенных сообщили о домашнем насилии среди знакомых в неблагополучной семье, 27% — в обеспеченной. Статистика относительно жестокого обращения в своей семье выглядит так: 8% — в благополучной семье, 13% — в неблагополучной.

Так что домашнее насилие (в виде применения физической силы, психологического, сексуального и иного давления) может совершаться и в бедной, и в богатой семье — оно не имеет границ.

В соответствии с социологическим опросом большинство россиян отвергают любое насилие в семье, тем не менее, остается высоким процент тех, кто допускает применение силы в отношении домочадцев — 19%.

Официальная и, главное, достоверная статистика о фактах домашнего рукоприкладства в России до сих пор не сформирована. МВД РФ сообщало, что 40% всех тяжких преступлений совершается в семье.

По данным Уполномоченного по правам человека в Татарстане Сарии Сабурской, в 2015 году в республике 5790 женщин обратились в полицию с жалобами на жестокое обращение в семье. Через год их число составило порядка 5000 человек.

Пострадавшие до последнего стараются не выносить сор из избы, боясь признаться другим в том, что их бьют

За девять месяцев 2016 года в Татарстане были зарегистрированы 2146 преступлений в отношении женщин в семье. 156 человек погибли в том году из-за домашнего насилия. Сведений за 2017 год в открытом доступе нет.

Преступления, связанные с домашним насилием, характерны высокой латентностью: пострадавшие до последнего стараются не выносить сор из избы, боясь признаться другим в том, что их бьют. Правоохранительные органы и общественность владеют лишь малой толикой информации. И это не только российская проблема — по данным Всемирной организации здравоохранения, от 55 до 95% женщин, подвергшихся физическому насилию со стороны партнеров, никогда не обращались за помощью.

Специального закона о семейном насилии в России нет. До февраля 2017 года к семейным дебоширам применялись различные статьи Уголовного кодекса (в зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда). Так, согласно статистике Управления судебного департамента в Татарстане, в 2016 году в республике 399 человек были осуждены по самой "ходовой" статье "Побои" (ст. 116 УК РФ).

Глава семейства, избивший жену, мог получить лишь административное (а не уголовное) наказание — штраф, обязательные работы или арест сроком до 15 суток.

Дело казанца Евгения Абдрахманова, на протяжении трех месяцев избивавшего грудную девочку, стало одним из самых громких за последние годы. В последний раз, 1 июня 2016 года (в День защиты ребенка) мужчина, несколько раз ударил дочь кулаками по голове. К пострадавщей позднее диагностировали перелом плечевой кости, ребер, травму головы. Абдрахманова осудили на 11 лет колонии строгого режима и оштрафовали на 500 тысяч рублей.

В феврале 2017 года Государственная Дума РФ большинством голосов внесла изменения в Уголовный кодекс. Отныне побои в семье (если они совершались менее двух раз за шесть месяцев) квалифицировались по специально созданной в Кодексе об административных правонарушениях статье 6.1.1 — "Побои". Теперь, например, глава семейства, избивший жену, мог получить лишь административное (а не уголовное) наказание — штраф, обязательные работы или арест сроком до 15 суток.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Секретные дома для подвергнувшихся насилию женщин: немецкий опыт

В 2017 года в Татарстане в рамках уголовного судопроизводства (по ст. 116 УК РФ) были привлечены к ответственности 165 человек. При этом административных дел (по ст. 6.1.1) было рассмотрено 4289, приговорены к различным видам наказания 3386 человек (в частности, 2586 отделались штрафами, 482 человеку достались обязательные работы).

Пострадавшие, как правило, не хотят возбуждения уголовного дела в отношении своего партнера в надежде сохранить семью

Специалисты московского кризисного центра для женщин "Анна" подчеркивают, что доказать факты домашнего насилия весьма сложно. Кроме того, пострадавшие, как правило, не хотят возбуждения уголовного дела в отношении своего партнера в надежде сохранить семью. Им нужна помощь полиции, чтобы прекратить насилие "здесь и сейчас", но не более.

По информации Всемирной организации здравоохранения, среди факторов, влияющих на повышение риска семейного насилия, выделяют:

  1. низкий уровень образования дебошира;
  2. жестокое обращение, перенесенное в детстве;
  3. наблюдаемое насилие между папой и мамой;
  4. злоупотребление алкогольными напитками;
  5. терпимость к насилию и гендерному неравенству.
На помощь могут рассчитывать только люди, имеющие регистрацию необходимого города — всем остальным доступ закрыт

Как правило, пострадавшие женщины не знают, куда обращаться, тем более, когда они испытывают материальные и моральные трудности. Они нуждаются в программах психологической реабилитации, жилье, специальных программах по защите жертв домашнего насилия, компенсации физических и нравственных страданий и т.д. Увы, в России менее 0,5% социальных учреждений занимаются подобными вопросами, да и в них регулярно проводится сокращение штатов, прекращается работа "горячих линий". В большинстве государственных структур на помощь могут рассчитывать только люди, имеющие регистрацию необходимого города — всем остальным доступ закрыт, что в корне неправильно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В России жертвы домашнего насилия должны платить штраф

Согласно официальной статистике, по состоянию на 1 октября 2017 года в Татарстане на межведомственном учете и на социальном сопровождении состояли 268 несовершеннолетних, подвергшихся насилию и жестокому обращению со стороны родителей (сексуальное насилие — 4, пренебрежение нуждами ребенка — 204, психоэмоциональное насилие — 8, физическое насилие — 52.

За девять месяцев 2017 года власти оказали 6843 услуги маленьким жертвам домашнего насилия (в основном, речь идет о социально-педагогической и социально-психологической услугах). В течение этого периода времени 10 семей были сняты с межведомственного учета (9 — по причине положительного результата, 1 — в связи с лишением законных представителей родительских прав).

Правоохранители неохотно возбуждают такие дела, ведь нередко муж и жена мирятся, и производство приходится прекращать, что влияет на статистику

Актуальной остается проблема с малым количеством обращений за квалифицированной помощью в различные инстанции. Так, на базе Республиканского ресурсного центра министерства труда, занятости и социальной защиты Татарстана работает "детский телефон доверия", интегрированный в единый общероссийский номер (8-800-2000-122). За девять месяцев 2017 года на "горячую линию" поступило свыше 2000 звонков, из них по вопросам жестокого обращения с ребенком в семье — лишь 3.

Латентность преступлений о домашнем насилии также связана с нежеланием правоохранительных органов заниматься подобной категорией дел. Пострадавшие несвоевременно фиксируют телесные повреждения у врача и вызывают полицию. Чем позже, тем сложнее доказать факт преступления. Правоохранители неохотно возбуждают такие дела, ведь нередко муж и жена мирятся, и производство приходится прекращать, что влияет на статистику. А ведь все это, пассивность пострадавших и силовиков, может привести к ЧП — истории о гибели Яны Савчук в Орле и страшной расправе над Маргаритой Грачевой со стороны мужа в Серпухове говорят сами за себя.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG