Ссылки для упрощенного доступа

Батырхан Агзамов: националист — это не шовинист, я — татарский националист


Батырхан Агзамов
Батырхан Агзамов

19-летний Батырхан Агзамов родился в Туве, в настоящее время проживает в Казани и активно участвует в общественной жизни Татарстана. "Idel.Реалии" пообщались с молодым татарским активистом, чтобы узнать о том, что им движет, о жизненных планах и взглядах. В ходе интервью Агзамов подчеркнул, что выражает исключительно свои взгляды, а не позицию какой-либо татарской организации, к которой он имеет отношение.

Как вы оказались в Кызыле?

— Мои бабушки и дедушки по материнской и отцовской линии переехали в Туву в 1970-ые годы, еще во времена Советского Союза. Я сам уже родился в этой республике, в ее столице — Кызыле.

Жизнь вне Татарстана не отняло у вас возможность сохранить свою татарскую идентичность? Вы говорите на татарском? Пишете и читаете свободно? А что насчет тувинского? Наверняка, ведь учили его. Нет ощущения, что забивали себе голову "ненужным" языком?

— Я вырос далеко за пределами Татарстана, где практически нет языковой среды. Пока еще я не очень хорошо знаю литературный татарский язык. Поэтому в данное время я продолжаю учить татарский язык на различных курсах и с репетиторами и т.п.

Что касается тувинского, я хорошо знаю разговорный тувинский язык, и считаю, что любой человек должен знать и уважать язык и культуру народа, на земле которого он живет.

Обязательного преподавания тувинского языка в Туве нет в принципе, количество национальных школ также оставляет желать лучшего. В Кызыле, как и в Казани, на весь город работают только две национальные школы. Все это в будущем, естественно, будет наносить ущерб статусу тувинского языка, пока тувинцев от ассимиляции спасает большая изолированность республики и ее недавнее присоединение к России. Сам я тувинский язык выучил на улице, так как большинство моих друзей в Кызыле — тувинцы. А они в отличие от татар не стесняются говорить на своем языке и не будут переходить на русский язык, если кто-то их не понимает.

Когда вы переехали в Татарстан? И почему решили сделать это?

— Переехал — это сильно сказано. Еще учась в школе, я хотел поступить в Казань, на отделение тюркологии. И после успешной сдачи ЕГЭ поступил. Кстати, документы на поступление я изначально подавал только в Казань и только на это направление. А так, по прописке я до сих пор живу в Кызыле и часто там бываю. В Казани живу пока еще не так давно — чуть больше полутора лет.

Скажите, зачем вам участвовать в общественной деятельности? Может, стоит оставить в покое татар, которые стесняются говорить на своем языке?

— Дело в том, что я, еще живя в Кызыле, всегда ратовал и боролся за права татар, вел активную кампанию в Интернете. Незадолго до моего поступления в Казань, в июле 2016 года, я даже лично встречался с Рустамом Миннихановым, во время его визита в Туву. А поэтому для меня такой вопрос бороться или не бороться не стоит в принципе. Нужно бороться за свое будущее, ведь я не хочу, чтобы мой язык исчез, а соответственно, надо и самому что-то делать, что-то предпринимать. Ведь именно безучастность миллионов порождает произвол единиц. В Древней Греции, кстати, идиотами называли людей, не интересующихся политикой, или другими словами — людей с пассивной гражданской позицией. Поэтому я проявляю активность. Сейчас пытаюсь создать местную организацию и объединить татар Тувы.

Вам не обидно, когда встречаете татар, которые не хотят бороться за свой язык?

— Конечно обидно, но сейчас к счастью лед уже тронулся, Владимир Путин своим указом сделал то, чего мы не могли сделать много лет. Татары, наконец, стали просыпаться и проявлять свою позицию в делах, касающихся национального вопроса. Очень много татар возмущались не продлением договора с Москвой, отменой обязательного преподавания татарского языка в школах. Однако опять же все это недовольство так и не вышло за рамки социальных сетей, и это сильно огорчает.

Кого из татар вы бы назвали великим? Будь то исторический персонаж или современник.

— В истории нашего народа было многих великих людей, для примера можно назвать: Улу Муххамеда, Кучум-Хана, Батыршу, Гаяза Исхаки. Из современников — Фаузию Байрамову, Рафаэля Хакимова и Зиннура Аглиуллина.

Почему Рафаэля Хакимова? Почему он великий?

— Во-первых, он один из главных идеологов национального движения 1990-х гг. и последующей идеологии так называемой "Модели Татарстана". Понятно, что в последующем это идея оказалась фальшивкой, так как власти республики не наполнили ее реальным содержанием, в результате чего и получилась та однобокая толерантность, которую мы видим сегодня в Татарстане. Но вины самого Хакимова в этом нет. Во-вторых, именно благодаря Рафаэлю Хакимову и возглавляемому им Институту истории, наконец, была разрушена лживая булгарская трактовка нашей истории и написана подлинная история татар. Был издан многотомный труд "История татар", причем написан этот труд на высоком уровне, с привлечением к нему ведущих историков со всего мира. А поэтому я думаю, что Хакимова можно смело назвать одним из величайших и выдающихся татар нашего времени.

Чем вы занимаетесь помимо общественной деятельности и учебы? Спортом занимаетесь? Кем видите себя через 10 лет?

— Занимаюсь спортом — являюсь КМС по плаванию, имею также 2 разряд по вольной борьбе. Когда жил в Туве, также немного увлекался тувинской национальной борьбой "Хуреш". Регулярно посещаю тренажерный зал и бассейн.

Я хотел бы через десять лет стать одним из лидеров татарского национального движения. Но учитывая сегодняшнюю ситуацию в стране, никто точно не может знать, что с ним будет через десять лет.

Вы верите в будущее татарской культуры?

— Конечно верю, вообще, каждый истинный националист должен верить в свой народ. С национал-пессимизмом мы далеко не уедем. Основная проблема нашей культуры в том, что татарский язык так и не смог крепко закрепиться в городской среде, а руководители Татарстана не создали востребованность нашего языка и деятельные способы его поддержки. Они решили переложить всю ответственность за его сохранение на семью и идеалистов, что, естественно, в корне неправильно, и доказательство тому — современная ситуация в этом вопросе. Многие люди сегодня склонны сравнивать современное положение татар с другими, в основном кавказским народами. Но делается это зачастую без знания самой темы сравнения. Напомню, что с момента падения Казани прошло уже более 450 лет, и живут татары не на окраине России а в самом центре страны. Никто не знает что случилось бы с чеченцами или аварцами, если бы они прожили полтысячи лет в центре России. И в этом плане татары — уникальный народ. Он как феникс имеет свойство возрождаться. И я уверен, что новое возрождение этого феникса уже не за горами.

Какая доля татарской молодежи, на ваш взгляд, смотрит на будущее своего народа с таким же оптимизмом?

— Точный процент сложно назвать, тем более татарская молодежь далеко не однородна. Очень часто те татары, кто живут за пределами Татарстана патриотичные тех, кто живет в республике. Но на мой взгляд, как минимум треть татарского народа придерживается таких же взглядов на национальные проблемы. Тем более замечу, что я не говорил что у татар сейчас нет проблем, ситуация в сфере национального образования, языка и культуры очень плачевна. Достаточно указать на то, что за последние десять лет количество людей говорящих на татарском языке уменьшилось на 1 млн человек. Однако в наших силах все это исправить, в любом случае, как говорил один известный человек, "если у вас нет сил победить, то пусть хватит сил не покориться". Очень многих татар, которые подвержены русификации в различных регионах России нам уже не спасти. Главное сохранить очаг нашего народа в регионе Идель-Урала и Западной Сибири.

Как вы думаете, татары европейцы или азиаты?

— По своему происхождению татары безусловно — тюркский народ. А тюрки, как известно вышли с Алтая, то есть из Азии. И с этой точки зрения татары — азиатский народ. Однако, живя много столетий на границе Европы и Азии, татары усвоили многие элементы культуры и европейских народов. Помимо этого одним из положений джадидизма, под флагом которого в конце 19 начале 20 века происходил ренессанс татарской культуры, было сближение татар с Европой. Поэтому на сегодняшний день на цивилизационном уровне татары по факту это смешанный азиатско-европейский народ.

Когда вы акциями проявляете солидарность с балкарцами, ногайцами, вы чего-то ждете от этих народов?

— Собственно, выходя на такие акции, я ничего не жду от этих народов. Ведь эти акции и так очень тепло ими воспринимаются. Однако, конечно, хочется, чтобы в дальнейшем другие тюркские народы провялили солидарность и с нами в трагические для нашей истории дни. Я за реальный, практический тюркизм. По формуле великого Гаспринского — наша единство должно быть в языке, мыслях и делах. У нас же пока получается единство только в языке и словах, так как реальных дел очень мало. Вот мы и стараемся хоть как-то реальными делами работать на наше единение. Например, мы ежегодно выпускаем тувинские, алтайские и чувашские карманные календарики и распространяем их среди представителей данных народов. Потому что пора бы уже всем нам от бесконечных споров и разговоров в Интернете о тюркском единстве перейти к практическим делам, которые могут приблизить это единство в реальной жизни.

Батырхан Агзамов
Батырхан Агзамов

Некоторые вас называют маргиналом. Что вы думаете по этому поводу?

— Я считаю неправильным называть маргиналом человека, борющегося за права своего народа. Вообще, если говорить об определении, то словом маргинал обозначают людей, находящийся на границе различных социальных групп, или же оказавшихся вне границ социума (то есть общества). Я же не считаю, что нахожусь, на границе каких-либо социальных групп или тем более вне социума, я напротив, постоянно нахожусь и работаю с социумом. А поэтому называть людей подобных мне маргиналами — не только неправильно, но и абсурдно, так как это противоречит самому определению данного термина. Я — татарский националист и тюркист, а не маргинал.

Агзамов в ходе одной из акций
Агзамов в ходе одной из акций

Вы верите в Бога?

— Являюсь мусульманином, но выступаю за джадидизм и реформацию ислама. Если говорить о соблюдении норм ислама, то, наверное, я все-таки больше не практикующий, а этнический мусульманин. Так как, например, я не всегда 5 раз в день успеваю читать намаз, но уразу держу постоянно.

Вас не смущает слово "националист", ведь в русском это слово имеет негативный оттенок?

— Нет, не смущает и не должно смущать никого. То, что в русском языке слово "националист" имеет негативный оттенок, никак не меняет истинного смысла данного понятия. Националист — это человек, защищающий права своей нации и желающий ей процветания. Что в этом плохого? Нужно различать понятия "национализм" и "шовинизм", но в России, к сожалению, этого делать так до сих пор и не научились. Меня вся эта путаница со словом "националист" в России даже немного забавляет, ведь идеологическая разница между шовинизмом и этим понятием колоссальна. Если кратко сформулировать разницу между ними, то можно сказать, что национализм — это стремление к расцвету и величию своей нации на условиях ее равноправного существования с другими, а шовинизм — это стремление к расцвету и величию своей нации путем угнетения и ассимиляции других наций. Национализм и шовинизм следует раз и навсегда развести в две разные стороны, как диаметрально противоположные друг другу идеологии.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG