Ссылки для упрощенного доступа

"А судьи кто?"


Сегодня, 4 марта, в казанском поселке Дербышки прошел митинг против судебного произвола. Около полусотни активистов и сторонников общественного движения "За справедливый суд и против судебного произвола" вышли в морозную погоду показать свое несогласие с действующей системой правосудия. Среди них были родственники уже осужденных, тех, чьи процессы еще идут в судах республики и, что примечательно, жители аварийных домов. Местные власти через суд пытаются их принудить покинуть свои квартиры. О чем говорили собравшиеся, с чем и кем именно они борются и какие решения предлагают — в материале "Idel.Реалии".

— Люди собрались здесь, чтобы публично выразить свой общественный протест против сложившейся системы, в которой процветает судебный произвол. Они не согласны не только с тем, как проходил суд и какие выносятся решения, но и с тем, что эти решения противоречат элементарным критериям справедливости и даже разумности. Доказательная часть обвинения зачастую просто сшита и никто этого не скрывает. Она работает исключительно на основании каких-то ведомственно-корпоративных факторов и, конечно же, на основании коррупционной составляющей, что уже не для кого не секрет. По этой причине судебная система начинает нести угрозу обществу. Мы требуем элементарного — законного правосудия, — так описал цель митинга его организатор, руководитель общественного движения "За справедливый суд и против судебного произвола" Алексей Златкин.

Еще до начала мероприятия вокруг организатора начали собираться активисты с плакатами. Люди интересовались, смогут ли они выступить и в какой очередности.

— Мне сказали, что уже очень много народу хочет выступить и я не смогу. Наверное, даже если и смогу, то народ уже разойдется и не услышит важного, — говорил пожилой мужчина в толпе.

Представился мужчина как Борис Терехин. По его словам, он возглавляет районное отделение партии "Коммунисты России" и является доверенным лицом кандидата в президенты Максима Сурайкина. Мужчина цитировал Ленина и Дзержинского, как и все критиковал действующую систему правосудия и предложил свое решение.

— Судьи служат тем, кто их назначает. Поэтому нужно сделать должность судьи выборной. Когда народ начнет их выбирать, народу они и будут служить. Вся проблема в этом. Если не требовать выборности судей, все, что делается сегодня здесь — бесполезно, — уверен Борис Терехин.

В конечном итоге к микрофону друг за другом вышли около десяти участников митинга. Практически 40 человек стояли с плакатами, несмотря на морозную погоду и сильный ветер. Стоит отметить, что митингующих согнали высказывать свое недовольство к Дому культуры имени Саида Галеева, что, мягко говоря, очень далеко от всех судов Казани.

— Нас тут никто кроме жителей соседних домов и не услышит, — озвучил один из присутствующих в толпе.
— Ну разрешили ведь провести, уже хорошо. Могли и причины какие-нибудь найти, — ответил ему другой молодой человек.
— Думаю, люди даже и не в курсе, что тут сегодня и кто кричит в микрофон, — завил участник митинга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Суд рассмотрел жалобы защитников сына главы Вахитовского райсуда Казани

Несмотря на небольшой численный состав, общественное движение, члены которого в основном и стали участниками митинга, было организовано в конце 2017 года. Надежда Шакирова стала одним из инициаторов создания движения, а причиной тому история ее брата.

— 10 апреля 2017 года мой брат был задержан по подозрению в вымогательстве, разбое и похищении человека. Заявление на него написал его старый знакомый, который на тот момент сидел в колонии за это же преступление. Со дня его совершения к тому моменту прошло восемь лет. То есть, человек, сидя в колонии, вдруг через восемь лет вспоминает. Я знаю, что в день задержания в отделе полиции моего брата пытали и заставляли подписать признание. Адвокат сказал, что заявлять об этом не надо, так как брату будет хуже. Брат не выдержал и подписал бумаги, — рассказала Надежда Шакирова.

Девушка уверена, ее брата признали виновным только из-за того, что кому-то нужно было повысить уровень раскрываемости. По ее словам, на заседании суда ключевой свидетель признался — оперативники угрожали, если он не даст показания против молодого человека. Однако же эта информация не изменила ситуацию. Суд признал брата Надежды Шакировой виновным и приговорил к пяти годам колонии.

— Когда я только начала заниматься делом брата, я заняла позицию обвинения, чтобы попробовать доказать обратное. Но там все было очень очевидно. Например, один из свидетелей говорил, что опознал моего брата по залысине. Когда в суде его спросили, был ли брат в шапке, мужчина не смог вспомнить. Если он опознал его по залысине, как же так человек не смог вспомнить? После этого я узнала, что еще несколько моих знакомых сталкивались с судебным произволом, далее мы начали думать, как бы нам всем объединиться, нашли вот Алексея Златкина. Сейчас к нам приходят все больше и больше людей. У всех из них свои истории, но каждая связана с коррумпированностью и неправомерной работой судебной системы, — считает девушка.

По ее словам, ситуацию могла бы изменить внутренняя проверка СКР. Естественно, если она также окажется справедливой.

— Моему брату надевали пакет на голову и душили, били током, но что бы не происходило нельзя подписывать ни один из документов следователя. Нельзя. Родственникам в это время нужно пробивать все инстанции письмами и жалобами. Собственно, в нашей ситуации я этим сейчас и занимаюсь. Других выходов пока нет. Вот, митингуем и надеемся на перемены, — рассказала Надежда Шакирова.

Также среди участников митинга присутствовали жены и родственники осужденных бутлегеров. В сентябре суд признал виновными 12 человек в изготовлении поддельного алкоголя и незаконном использовании товарных знаков. Помимо этого им вменили участие в преступном сообществе.

— Мы вступили в объединение собственно потому, что нашим близким предъявили 210 статью УК РФ ("Организация или участие в преступном сообществе"). Мы не спорим, они виновны по основным статям, но ни в какое сообщество никто из них не выступал. Эти люди даже не были между собой знакомы. Просто из-за того, что у них одни преступления, следователи решили, что это должна быть объединенная группа. О том, что это дело заказное, нам сказали с самого начала. Следователь дал понять, что ему важно вменить именно эту уголовную статью. Он долго искал следователей и нашел тех, кто подтвердил приписанные обвинения, — рассказала родственница одного из осужденных Наталья.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Казани суд арестовал замначальника отдела по контролю за оборотом наркотиков по Елабужскому району

С сентября, после приговора, она писала жалобы в прокуратуру и главе Следственного комитета. Никаких результатов, по ее словам, это пока не дало.

Помимо тех, чьи родственники столкнулись с заказными судами, среди членов митинга также были и жители аварийных домов из Зеленодольска. Они также выступают против судебного произвола. Дело в том, что им за квадратный метр аварийного жилья предлагают 11 тысяч рублей, что в разы ниже рыночной стоимости. Таким образом, люди через суд пытаются доказать незаконность в действиях исполкома.

Марина Родина, к примеру, уже два года почти каждый день борется за то, чтобы остаться жить в своей квартире в аварийном доме в Зеленодольске или получить равноценную компенсацию за жилье. В 2016 году Родина узнала, что ее дом признан аварийным еще в 2011 году. При покупке квартиры ей об этом никто не сказал. Причем бывшие владельцы уверяют, что сами ничего об этом не знают. Как, впрочем, и их соседи. В 2017 году Зеленодольский городской суд лишил Родину и ее дочь права собственности на жилье.

— Мы знаем, что на реализацию федеральной программы по расселению граждан выделялись большие, огромные деньги. Речь идет о миллиардах. Где эти деньги — неизвестно. Их должны были направить на расселение граждан, на предоставление бесплатного жилья взамен имеющемуся. Программа расселения закончилась в 2017 году. Официально мы как будто бы уже получили новые квартиры и въехали в них. На деле же мы до сих пор боремся и судимся за старое жилье, — рассказал женщина.

Марина Родина покупала эту аварийную квартиру в ипотеку на 17 лет. Сейчас власти города предлагают ей забрать сумму, в которую они оценили жилище и взять еще одну ипотеку уже на новую квартиру.

— Мы требуем, чтобы виновные в присвоении федеральных денег понесли за это наказание. Сколько сил, времени, здоровья и денег мы потратили в судах из-за таких людей. Многие люди уже не доживают до каких-то решений, — заявила женщина.

Ее поддержала другая участница митинга Марина Коновалова. Женщина оказалась в такой же ситуации.

— У меня была сумма денег, на которые я в 2012 году купила небольшую квартиру в надежде, что в дальнейшем я ее сменю на более хорошую. На что хватило денег, то и купила — двушку, 42 квадратных метра за миллион. В 2017-ом я по программе переселения получаю однокомнатную квартиру в 38 квадратных метра, за мою старую мне начисляют 458 тысяч и вешают долг в ипотеку еще в 725 тысяч. То есть, эту сумму мне нужно доплатить за жилье по программе переселения, которая по сути является бесплатной. Как такое возможно я не понимаю, — озвучила участница митинга.

Женщина купила свою прошлую за миллион и теперь снова должна отдать практически миллион. Она, конечно, может отказаться и забрать 450 тысяч. Вопрос в том, какое жилье на эти деньги можно купить.

В завершении митинга его участники приняли резолюцию. Организатор Алексей Златкин со сцены заявил: "Из сложившейся ситуации мы видим необходимость в организации системы общественного контроля над судом, без которого невозможно осуществление им своих функций в интересах общества".

— Ну что, можно идти? — поинтересовалась после его слов пожилая участница митинга.
— Да, пойдемте. Вышли прогуляться как будто, только вот замерзли очень, — ответил ей мужчина.
— Ну а что делать? Нечего больше делать, — сказала женщина.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG