Ссылки для упрощенного доступа

Детские суициды в Татарстане: цифры и причины


В Татарстане за последние десять лет покончили с собой свыше двухсот несовершеннолетних. Почему в большинстве случаев уголовные дела прекращались, на каком месте в Приволжском федеральном округе находится республика по уровню детских суицидов и какие имеются резервы для снижения количества трагедий? Об этом в материале координатора правозащитной организации "Зона права" Булата Мухамеджанова.

В 2017 году в Татарстане зафиксировано 13 (в 2016 году — столько же) суицидов несовершеннолетних и 53 (в 2016-м — 78) попытки самоубийства. В восьми завершенных случаях это были юноши, в пяти — девушки. Что касается возрастного состава, то один ребенок был 11 лет, остальные — старше 14.

В Татарстане проблеме детских суицидов уделяется повышенное внимание со стороны местных властей

При этом сразу хотелось бы подчеркнуть, что в Татарстане проблеме детских суицидов уделяется повышенное внимание со стороны местных властей. Работает Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая проводит заседания с заслушиванием докладов председателей соответствующих муниципальных комиссий. По их итогам чиновникам даются указания усилить деятельность по профилактике суицидального поведения среди детей. За последние годы в регионе произошло существенное снижение количества трагедий (например, в 2006-2007 годах в республике совершили самоубийство 68 ребят).

В большинстве случаев Следственный комитет возбуждает уголовное дело по статье 110 Уголовного кодекса РФ — "доведение до самоубийства", которое, впрочем, является бесперспективным с точки зрения направления его в суд. Например, в 2015 году из десяти уголовных дел 9 были прекращены за отсутствием события или состава преступления. В 2015-2016 годах суды вынесли лишь два обвинительных приговора за доведение подростка до самоубийства:

  • житель Набережных Челнов избивал свою дочь, и она покончила с собой;
  • в Мензелинске мужчина на протяжении пяти лет наносил удары и унижал сына сожительницы. К счастью, мальчик выжил после попытки суицида.

Так что в 99% случаев все ограничивается прокурорскими представлениями в адрес руководства муниципальных образований.

Анализ показывает, что основными причинами трагедий являются:

  • сложное социально-психологическое состояние ребенка;
  • межличностные отношения;
  • взаимоотношения с противоположным полом;
  • срыв эмоциональной устойчивости вследствие эмоционального перенапряжения;
  • отсутствие поддержки в морально-духовном росте учащегося и понимания его проблем.

По данным прокуратуры Татарстана, все несовершеннолетние, имевшие конкретные цели на лишение себя жизни, в основном, заранее готовились к этому. На это указывает скрытность их действий, отсутствие желания получить помощь от окружающих, в том числе близких, родственников, друзей.

70% погибших детей проживали в полных семьях, не состояли на профилактическом учете как социально неблагополучные и имели удовлетворительные материальные условия

Психолог с 20-летним опытом работы Владимир Рубашный (бывший начальник психологической службы УФСИН по Татарстану, несколько лет занимался оказанием психологической помощи "трудным" подросткам в Республиканской спецшколе для детей с девиантным поведением) считает, что перекладывать всю ответственность на родителей неправильно. Тем более что, по оценкам специалистов, 70% погибших детей проживали в полных семьях, не состояли на профилактическом учете как социально неблагополучные и имели удовлетворительные материальные условия.

Как полагает Рубашный, родители не могут быть единственными, кто должен заниматься воспитанием детей — тем более при нынешней агрессивной среде. В связи с этим возрастает роль педагогического состава школы, а также школьного психолога (если таковой имеется). Посредством ежедневного наблюдения за ребенком они также имеют возможность обнаружить склонность к суициду на первичном этапе.

Родители не могут быть единственными, кто должен заниматься воспитанием детей

Тестирование учащихся на стрессоустойчивость и наличие психологических проблем помогает выявить группу риска. После этого необходима индивидуальная работа с подростками, склонными к самоубийству. В добровольном и конфиденциальном порядке школьный психолог может провести анкетирование родителей на предмет взаимоотношений с детьми.

Проблема в том, что, по словам уполномоченного по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачиной, педагоги-психологи есть только в четверти учебных заведений.

Кстати, многочисленные доводы "экспертов" о том, что интернет-сайты и паблики в социальных сетях массово мобилизуют подростков на совершение суицидов, не подтверждаются фактами. По крайней мере в Татарстане. В апреле 2017 года президент Татарстана Рустам Минниханов признал, что в "республике не зафиксировано случаев доведения детей до суицида через социальные сети и интернет".

Доводы "экспертов" о том, что интернет-сайты и паблики в социальных сетях массово мобилизуют подростков на совершение суицидов не подтверждаются фактами

Другой примечательный факт: согласно выводам Федерального медицинского центра психиатрии и наркологии имени Сербского, "мальчики чаще, чем девочки, совершают завершенные суициды, а девочки — суицидальные попытки" (в Татарстане в 2016 году 82% девочек совершали суицидальные попытки​).

По мнению специалистов Минздрава Татарстана, многочисленными исследованиями доказано, что суицидальное поведение ребенка чаще всего имеет место при отсутствии тяжелых заболеваний нервной системы. В 2016 году только один погибший подросток состоял на учете у психиатра.

В свою очередь, МВД по республике рапортует, что алкогольное или наркотическое опьянение в 20% случаев является фактором, усугубляющим суицидальное настроение подростков (23% несовершеннолетних покончили с собой, 18% — совершили попытку суицида).

С учетом количества детей в Татарстане (796 тысяч) уровень суицидов составляет около 2,3 человека на 100 тысяч человек — один из самых низких в Приволжском федеральном округе. Для сравнения: в Чувашии — 4,8, в Башкортостане — 4,7, в Удмуртии — 4,6.

В Татарстане уровень детских суицидов составляет около 2,3 человека на 100 тысяч человек, в Чувашии — 4,8, в Башкортостане — 4,7, в Удмуртии — 4,6

Но останавливаться на достигнутом ни в коем случае нельзя, ведь каждая жизнь бесценна. В 2018 году в Татарстане уже зафиксировано два суицида подростков — в Набережных Челнах, где погиб 17-летний ученик, и в Зеленодольске, где покончила с собой 15-летняя девочка.

С нашей точки зрения, есть резервы для еще большего снижения количества самоубийств среди несовершеннолетних.

Значительное время подросток проводит в стенах образовательного учреждения. В связи с этим за учителем должна быть закреплена обязанность при наличии признаков тяжелого морально-психологического состояния у ребенка незамедлительно сообщать об этом в правоохранительные органы. Пока же есть основания полагать, что действенного и эффективного взаимодействия не выстроено даже между органами здравоохранения и госструктурами, отвечающими за безопасность детей.

Например, в 2016 году территориальные подразделения МВД по республике получили из больниц извещения о 16 попытках суицида, хотя в реальности их было 74. В Казани муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних стало известно о 25 фактах, хотя на самом деле был 41.

Считаем необходимым реформировать Республиканскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав

​Мы также считаем необходимым реформировать Республиканскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, включив в его состав представителей Следственного комитета, прокуратуры и общественных организаций, занимающихся поддержкой института семьи, детства для всестороннего рассмотрения проблемы. На данный момент членами Комиссии являются заместители глав профильных министерств, депутаты Госсовета и сотрудники аппарата Кабмина республики.

Следует констатировать, что за последние десять лет в республике покончили с собой порядка 210 несовершеннолетних. Чтобы сделать подробный анализ причин и условий, подтолкнувших подростков на самоубийство, выработать действенные способы профилактики суицидального поведения, привлечения виновных к ответственности, полагаем целесообразным создать межведомственную рабочую группу с участием представителей общественности. Правозащитники, которые в течение нескольких лет консультируют родителей по делам о детских суицидах, готовы включиться в эту работу.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG