Ссылки для упрощенного доступа

Дернули за УС


Основная часть журналистского коллектива городской газеты "Ульяновск сегодня" во главе с редактором уволилась, устав от постоянного давления учредителя газеты администрации Ульяновска и его вмешательства в редакционную политику.

"В последний день работы в "Ульяновск сегодня" подписала газету в 72 полосы: публиковали списки присяжных заседателей — их больше нескольких десятков тысяч. Для чего, собственно, и создана сама газета — для публикации очень важных документов, которые вступают в силу только после выхода газеты. Пока-пока всем, кто работал со мной!!!" — написала 30 января в Фейсбуке главный редактор "УС" Елена Гаврилова. Двумя неделями раньше газету покинули еще трое журналистов, двое из которых проработали там долгое время — для небольшой редакции это была основная рабочая сила. Гаврилова с 1 февраля пополнила корпус пресс-секретарей правительства Ульяновской области.

— Я ушла туда, где я могла бы как можно меньше пересекаться с прежними учредителями, — сообщила она по телефону. — Мои коллеги-журналисты приняли решение уволиться, когда узнали, что я почти нашла новое место работы. У нас был дружный коллектив, расставаться было тяжело. Рассказывать можно долго, но — уже отболело. Если бы мы хотели остаться, то собрали бы пресс-конференцию и доказывали бы свою правоту, но мы приняли другое решение и ушли.

Гаврилова сказала, что сознательно наложила на себя обет молчания по поводу причин, вынудивших ее вместе с группой коллег уволиться из "Ульяновска сегодня". Причины эти изложил в своем блоге ульяновский журналист Сергей Титов, который в период становления газеты (она была основана в 1999 году) работал в ней заместителем главного редактора. Уволившиеся подтверждают, что причины эти названы верно. "Рано или поздно это должно было случиться — далеко не каждый выдержит постоянное давление власти, людей, которые никогда и никакого отношения к СМИ не имели, — пишет Титов. — А оно, это давление, усиливалось с каждым годом. Ушедшие по собственному желанию — самые терпеливые. Способные журналисты и журналистки, которые даже долю своих способностей не могли реализовать, потому что их заставляли сидеть в пресс-службе и штамповать пресс-релизы, строчить тексты во славу глав и придворных вместо объективного освещения того, что происходит вокруг. Фактически, заставляли забыть свою профессию".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Студентов из Димитровграда просят не снимать видео в поддержку ульяновских курсантов

Отметив, что городская власть даже не попыталась выяснить причин массового увольнения сотрудников, Титов объясняет почему: "Наверное, потому что никто в городской власти никогда к ним и не относился как к журналистам, а к самой газете — как к средству массовой информации. К журналистам относились как к чернорабочим: здесь — копай, здесь — не копай. К "УлСЕГу" относились как к обычной пресс-службе, пытаясь сделать из средства массовой информации средства массовой пропаганды".

Руководители города выбрали такой режим работы, при котором нельзя быть журналистом, а надо быть обслугой

"Напряжение копилось долго, — подтверждает написанное Титовым один из бывших журналистов "УС", просивший не называть его имени. — Газету пытались сделать фактически второй пресс-службой. Но газетная статья и пресс-релиз — это все-таки разные вещи. Руководители города выбрали такой режим работы, при котором нельзя быть журналистом, а надо быть обслугой. Заставляли делать разные виды работ, начиная от дежурств по выходным, когда приходилось бегать за экскаваторами и снегоуборочными машинами, а потом писать репортаж. Но когда они начали править тексты, переделывая нормальные журналистские материалы в пресс-релизы, причем занимались этим люди некомпетентные, — вот этого уже нельзя было выдержать. В течение двух лет нас подобным образом утюжили. Они теперь это подают так, что мы отказывались работать. Да нет, ни разу такого не было. Интернет-портал хотели сделать, но чтобы создать интересный контент, надо не только интересно писать, нужно, чтобы материал прошел в печать! А тут: шаг влево, шаг вправо — нельзя…"

Результатом такой гиперопеки со стороны власти стало катастрофическое падение тиража: пятничный номер "Ульяновска сегодня" выходит тиражом 600 экземпляров, вторничный, где публикуются нормативные документы, — 200 экземпляров. Для Ульяновска, где живет 600 тысяч человек, это означает отсутствие интереса к газете. Да и откуда ему взяться, если большинство материалов написано кондовым языком пресс-релизов, где по частотности употребления лидирует слово "мероприятие", постоянно мелькает имя главы города Сергея Панчина, заголовки же словно перекочевали из советских застойных времен.

Редактор газеты "Управдом" (это приложение к газете "Ульяновск сегодня", посвященное проблемам ЖКХ) Алексей Николаев считает, что смена в составе редакции вызвана не политическими, а чисто профессиональными причинами:

Учредитель хочет большего "выхлопа", его интересует оперативность

— Редакция много лет не реформировалась, но жизнь не стоит на месте: у нового руководства города изменились требования, понадобился сайт, потому что при мизерном тираже у издания нет нужного охвата аудитории. Сайт был создан, но очень простой, учредитель же хочет большего "выхлопа", его интересует оперативность.

Николаев понимает, что делать интересный контент на одном лишь административном ресурсе нельзя, однако не видит в требовании оперативного информирования о деятельности городской администрации "ничего криминального":

— Учредитель хочет, чтобы так его обслуживали, таков заказ. Но газета не могла выполнять эти функции. Надо было произвести реорганизацию редакции, назначить "боевые единицы", отвечающие за сайт, перебросить туда гонорарный фонд, ведь журналисты не были заинтересованы работать на сайте бесплатно, а от них этого требовали.

Николаев, продолжающий редактировать "Управдом", исповедует прагматический подход к своей профессии, предлагая не наслаивать на нее такие вещи, как "романтика" и "творческая реализация":

Если бы создали условия журналистам, кто бы отказался от работы?

— Большинство людей относятся к журналистике как к профессии: если платят — делаю, не платят — не делаю. Журналистам "УС" поставили задачу — делать сайт, но без оплаты труда. Все годы эти годы они не гнушались работать на администрацию, а потом у них взыграло? Перестало нравиться, что им что-то указывают? Не может быть такого. Если бы создали условия журналистам, кто бы отказался от работы?

Заместитель главы администрации Ульяновска Вадим Андреев, курирующий газету, говорит, что смена кадрового состава продиктована жизнью:

— За десять лет тираж упал в десять раз. Необходимы новые формы работы, в частности, создание и продвижение интернет-портала, чтобы газета стала интересной и значимой для населения. Елена Владимировна [Гаврилова], видимо, посчитала, что эти задачи ей не интересны или не под силу. Никто не настаивал на ее уходе, она сама приняла такое решение. Тем более ей полгода до пенсии осталось, поэтому она посчитала, что ей нужна более спокойная работа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ульяновская власть по наследству

Юрист по образованию, Андреев признает, что по закону о СМИ газета проводит самостоятельную редакционную политику, однако именно на него разные люди указывают как на главного "цензора". При этом Андреев считает, что официальная газета власти может быть интересной читателю и даже способна критиковать власть. "У провластных СМИ есть свои конкурентные преимущества — источники информации, которыми другие СМИ не обладают, — считает он. — Это тоже способ привлечь аудиторию — возможность первыми получать информацию".

Депутат Законодательного собрания Ульяновской области Геннадий Антонцев был первым главным редактором "Ульяновска сегодня". На первых порах она выходила тиражом 15 тысяч экземпляров, который дотировался из городского бюджета. "Мне было проще, тогда была понятна необходимость в газете", — признается Антонцев. Необходимость состояла в том, что тогдашний "красный губернатор" Юрий Горячев находился в антагонистических отношениях с мэром Ульяновска Виталием Марусиным, которого избрали жители города (Горячев хотел видеть мэром другого человека). Противостояние было жестким, подконтрольные Горячеву СМИ не щадили мэра, тогда и было решено создать городскую газету, "чтобы люди узнали другую сторону", поясняет Антонцев. Это время Сергей Титов называет золотым временем газеты: "Сравнивая с сегодняшними временами, теперь удивляюсь, как нам удавалось в полностью подвластной газете стараться сохранять объективность и боевитость, говорить о реальных проблемах города, выносить на страницы газеты депутатские споры".

Сейчас в отношениях городской и региональной власти царит симфония, основанная на единой властной вертикали. Необходимость доносить до горожан альтернативную информацию у муниципальной власти отпала, а пропаганда людям неинтересна, отсюда — катастрофическое падение тиража. Антонцев предлагает разделить ответственность за это обеим сторонам — редакции и учредителю, поскольку, по его словам, "в отношениях участвуют обе стороны".

Место, освобожденное Гавриловой, пустовало недолго. Быстро набрали и новый штат журналистов. "Радикальных изменений в самой газете не будет, — говорит новый главный редактор "Ульяновска сегодня" Ксения Великанова. — Единственное, что поменяется, — сайт, который зарегистрирован как отдельное СМИ, мы планируем его развивать. Он и сейчас работает, но недостаточно хорошо. Теперь им будут заниматься новые люди, и я надеюсь, они совместно с администрацией города создадут неплохой контент. Бумажная версия газеты останется".

Евгений Малякин, бывший главный редактор "Народной газеты", официального органа ульяновской региональной власти, вспоминает специфику своей работы в государственной газете и проводит аналогии с тем, что произошло с редакцией "Ульяновска сегодня":

— В годы моей работы в Ульяновской области (2011-2017 годы) постоянно выстраивалась, рушилась и снова строилась многоступенчатая система "руководства" и контроля за печатными (в меньшей степени электронными) СМИ. Чехарда министров, управляющих от имени губернатора Морозова пиаром, идеологией и СМИ, была жуткой — на моей памяти сменилось штук шесть таких деятелей. И каждый начинал рьяно махать кадровой шашкой, лезть, ни черта не понимая, в редакционную работу и политику. В итоге качество властных СМИ, несмотря на все усилия немногих настоящих журналистов держать хотя бы минимальную планку, при нынешнем губернаторе стало ниже плинтуса: на 90% это плохо сляпанная пропаганда "достижений" господина Морозова. Сотрудники государственных СМИ делали и делают это с отвращением, последних профи увольняют или они сами бегут из скомпрометированной профессии. Думаю, то же самое, только еще более мерзко, творилось и в областном центре, почему и рухнул коллектив "Ульяновска сегодня".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Ульяновске к штрафам приговорены участницы акции протеста

Малякин подтверждает, что в государственных и муниципальных газета есть практика согласования редакционных материалов с "куратором" в аппарате или администрации:

— Когда я начинал работать главным редактором "Народной газеты" в 2011 году, довольно долго поддерживалась традиция отсылать готовые полосы газеты к кураторам в правительстве области, — рассказывает Евгений Малякин. — Одна из чиновниц очередного "управления по СМИ" не ленилась лично приезжать ко мне в кабинет и сидеть перед монитором, тыкая пальцем — что убрать, а что прибавить. Потом меня оставили в покое, только Сычёв (бывший руководитель министерства внутренней политики — авт.) названивал после малейшей критики в адрес властей и возмущенно меня отчитывал — так он понимал выполнение закона о СМИ. Вот это и есть модель отношений: молчать, холопы, выполнять и бояться! Иначе вышвыривают на улицу. Редакционная свобода в ульяновских государственных СМИ — это свобода выбирать, что пить в редакции — чай, кофе или водку. В остальном — крепостные. Меня в итоге окончательно уволили в январе 2017 года за такой пост в фейсбуке: "В Америке журналисты — это власть, а у нас — "девушки с пониженной социальной ответственностью"". Меня вызвал начальник и сказал с обиженным видом, что я им плюнул в их чистую и святую душу. Компенсируется ли редакционная несвобода хорошими отношениями в коллективе? Ну, это как в тюрьме: если соседи по нарам приличные люди и отсиживать легче, хотя суть и ужас несвободы это не уменьшает.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG