Что делать, если вы или ваша знакомая осталась совсем одна с маленьким ребенком? Нет никого, кто мог бы помочь. А что, если этот ребенок особенный? Как его прокормить, где найти работу, кто будет за ним присматривать, пока мама зарабатывает на пропитание? Несколько месяцев назад в Казани стартовал социальный проект "Чудо мама". Это швейная мастерская, где женщины имеют возможность приходить на работу с детьми любого возраста и положения. "Idel.Реалии" обсудили проект с его основателем и первыми сотрудниками.
Оксана Погодина — основательница швейной мастерской "Чудо мама".
— Идея создания такого проекта появилась у меня больше четырех лет назад. Тогда я родила второго ребенка и оказалась с ними одна. Понятно, что надо как-то выживать, кормить детей, работать, но грудного ребенка не с кем нельзя было оставить.
По образованию я швея, но никогда не работала до этого в подобной сфере. В основном занимала посты менеджера, коммерческого директора и так далее. А в той ситуации, с маленьким ребенком на руках я была не нужна прежним работодателям. Тогда я пошла к подруге, у которой был свой детский магазин, и попросила выделить мне угол. Я хотела поставить швейную машинку и заняться ремонтом одежды. Подруга пошла мне навстречу, в первое время даже не брала плату за аренду. Так, я ездила с ребенком, пока он спал рядом, принимала заказы и отшивала. Старший ребенок в это время учился в школе. Это длилось практически восемь месяцев. После у подруги закрылся магазин, да и восьмимесячного ребенка было уже не просто усадить.
Далее я попала в благотворительный Центр защиты семьи, материнства и детства "Умиление". Моя миссия там была в обучении женщин рукоделию, чтобы они выходили из кризиса и учились чему-то новому. Там же я познакомилась с женщинами, которые воспитывают детей-инвалидов. Они тоже хотят выйти из бесконечного круга быта и начать работать.
Тогда и родилась идея социального проекта. Очень много женщин остаются одни с детьми на руках и не могут позволить себе полноценно работать, а работодатели, в свою очередь, не хотят быть обременены личными проблемами своих сотрудников. Я решила создать проект, который позволит женщинам приходить на работу с детьми. Швейное производство под это очень подошло. Мамочки могут работать здесь, пока их дети играют друг с другом, могут прийти на короткое время или взять работу на дом.
Спустя некоторое время я ушла из благотворительной организации, встала на учет в центр занятости, получила от государства дотации и купила швейные машинки. Дальше закончила курсы по социальному предпринимательству при Министерстве экономики РТ и запустила проект в октябре 2017 года.
До этого я пыталась реализовать нечто подобное. Полтора года назад встретила женщину, которая поверила в мою идею и начала помогать воплотить ее. Суть проекта была ровно в том же, что и сейчас, а назывался он "Золотая ниточка". Просуществовал проект недолго. Той женщине предложили возглавить проект "Мамы Казани" и она решила их объединить. Я же осталась с краю, но не растерялась и пошла дальше. И не зря.
Сегодня с нами работают многодетные женщины, те, что остались одни с детьми, мамы детей-инвалидов. Мы шьем игрушки, гнездышки, бортики, постельное белье, лоскутные одеяла. Мы делаем то, что легко сшить, потому что не все мамы приходят со швейным образованием. У нас есть женщина с особенным ребенком. Ее зовут Женя. По образованию она микробиолог и, когда только пришла к нам, конечно же не умела шить. Впоследствии мы вместе научили ее всему необходимому.
В последнее время очень много женщин хотят работать с нами. Многие из них готовы забирать работу на дом или приезжать на несколько часов. Есть одна мама из Арска, со швейным образованием. У нее особенный ребенок и она пишет, что очень хочет у нас работать, готова приезжать в Казань. Мы с радостью хотели бы дать работу всем, но пока не можем этого сделать — слишком маленькие объемы производства. Мы только открылись и работаем всего четыре месяца. Большим успехом я считаю то, что за это время мы собрали хоть и маленький, но надежный, дружный коллектив.
Мы все здесь разные, со своими историями, ситуациями, и несмотря ни на что стараемся помогать друг другу. Я, например, не замужем, воспитываю детей одна, никакие пособия и алименты не получаю. Этот проект мой единственный заработок, и я не одна такая. Кажется, что вся Россия у нас такая.
Алена — швея.
— Я работаю здесь с момента открытия. Изначально меня привела сюда сестра, она знала Оксану по прошлому проекту, у нее особенный ребенок и в этом занятии она нашла для себя какую-то отдушину. Я по профессии швея и решила попробовать, почему нет.
Мы с мужем и детьми живем в деревне. Старших детей нужно возить в школу в другую деревню, а младшего — в садик — в третью. Вожу и забираю их я и по этой причине не могу устроиться на полноценную работу.
До того, как прийти к "Чудо мамам" я целыми днями сидела дома с детьми. Вы представляете себе, что это такое? Это ужасно, тяжело. Изо дня в день кастрюли, быт, уроки с детьми. У меня на фоне всего этого началась депрессия.
Попытка выбраться из этого замкнутого круга лично для меня стала успешной. Я получила общение, работу и поддержку. Для меня сейчас не столь важен доход, сколько такое взаимодействие. Да, я устаю, непривычно, хочется иногда неделю поспать дома и никуда не выходить, но это подождет. Раньше я сидела дома и думала, как же я буду все успевать. Ничего, подстроилась, успеваю. Это явно лучше той депрессии, в которую я успела впасть.
Сейчас мы пока работаем практически бесплатно, лишь бы собрать на аренду и нас не выгнали. Очень важно сохранить этот проект и рабочие места. В дальнейшем мы обязательно вырастим, станем большой организацией. Иначе быть не может.
Татьяна — швея.
— Некоторое время назад я осталась без мужа с тремя детьми. Нужно было находить выход из ситуации, зарабатывать. К тому же хотелось как-то отдыхать душой. Я понимала, что замыкаться в четырех стенах в моем положении - не выход. Слава богу, нашла такой проект.
Это произошло случайно, увидела в интернете объявление о поиске швеи еще в проект “Золотая ниточка”. Я откликнулась, мы списались с Оксаной, потом встретились и с того момента работаем вместе.
Когда я только начала работать в этой сфере младший ребенок был совсем малышом, выезжать с ним куда-то было нереально. В этот период я брала работу домой, шила. Сейчас ему девять месяцев и я все еще работаю примерно по такому же плану.
Пока заказов не очень много. Я приезжаю-забираю и еду домой шить. Заработок это приносит, но совсем небольшой. Пока это больше для души.
Миляуша — координатор продвижения.
— Я отвечаю за информационную составляющую, занимаюсь координационной деятельностью и дальнейшим развитием проекта. Я считаю, у него есть будущее.
Я сама закончила факультет социальной работы медуниверситета. Мы работали и с мамочками в многодетных семьях, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. С мамочками детей-инвалидов я была на практике в реабилитационном центре. Мне близка такая деятельность. Когда ребенок уже родился, мама не может оставить его, выйти на работу или заняться чем-то новым. В конечном итоге круг замыкается на семье и только. На фоне этого абсолютно точно могу сказать, что проект действительно имеет будущее. Мы можем дать работу именно в том объеме, который они могут осилить.
В дальнейшем мы планируем участвовать в тендерах и аукционах. Для этого пока нужно поднять свой уровень и улучшить мощности. В ближайшее время планируем войти не только на рынок детских товаров, но и поставлять то же постельное белье в гостиницы и хостелы. Вариантов много и основная работа еще впереди.
В последних числах января швейная мастерская "Чудо мамы" переехала в новое помещение. В прошлом было две комнаты — рабочая и детская. А помимо этого — высокая аренда. По новому адресу в распоряжении мастерской только одно помещение.
Оксана Погодина вложила в реализацию проекта собственные деньги, но и их оказалось недостаточно. На этот день проект финансируется за счёт пожертвований. Совсем скоро заканчивается краудфандинговая кампания, но и она помогла собрать меньше половины заявленной суммы. По словам Оксаны Погодиной, на помощь государства им рассчитывать не приходится. Специальных программ для подобных социальных проектов нет, а для кредитов по сниженной ставке нет залогового имущества. Реализация всех планов проекта пока что упирается лишь в финансовые вопросы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.