ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Февральская революция в России — массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона, приведшие к свержению российской монархии и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках всю законодательную и исполнительную власть в России.
- "Телеграмма. Петроград. Председателю Исполнительного Комитета Госуд. Думы Михаилу Владимировичу Родзянко. Чины Казанского военно-сухарного завода, преисполненные радостью происшедшего переворота и непоколебимой преданностью Новому Правительству, постановили приветствовать Ваше Высокопревосходительство и уверить, что мы все как один, горячо любящие Родину, приложим все старания увеличить, производительность завода на благо нашей обновленной России при близком уже наступлении нашей дорогой победоносной армии. Заведывающий Казанским военно-сухарным заводом, коллежский советник Картиковский".
"Казанский телеграф", 8 марта 1917 года
- "Духовенство и современные события. В воскресенье, 5-го марта в Казанской духовной академии состоялась многолюдная сходка студентов академии, собранная по инициативе студентов-священников, на которую были приглашены и светские студенты. Студенты священники, преисполненные самыми светлыми надеждами на лучшее и светлое будущее, уже наступившее и теперь убежденные, что старый, позорный строй, давивший Великий Свободный Русский народ своим гнетом уже не вернется, — в самых горячих речах исповедовали свою приверженность новому строю, призывали слиться воедино со всем народом, и использовать все имеющееся в их распоряжении средства для того, чтобы укрепить в народных массах сознание, что только спокойствие и полное доверие новому правительству и строю могут освободить Русский народ от тех местных сил, которые царили в России".
"Казанский телеграф", 8 марта 1917 года
- "Митинг. В понедельник, 6 марта, состоялся общенародный митинг в Большом театре. В речах ораторов слышался единодушный призыв, поддерживая всеми мерами новое правительство, продолжать войну до конца. Публика благодарила ораторов. (Аплодисменты)".
"Казанский телеграф", 8 марта 1917 года
- "Отклики деревни. Комитет общественной безопасности в селе Ключищах. Свияжского уезда. Донеслись и до нас сведения из газетных сообщений об изгнании старого правительства и о том, что заступило новое правительство в лице наших избранников от народа — членов Государственной Думы. Мы, крестьяне села Ключищ, Свияжского уезда чистосердечно приветствуем и душевно радуемся этому великою радостью. Выражаем горячую благодарность Михаилу Владимировичу Родзянко и присоединяемся, все наше общество, к новому временному правительству. В виду вышеизложенного обстоятельства, мы постановили избрать из своей среды общественный комитет для организации порядка и недопущения нарушения тишины и спокойствия всякого рода насилий над кем бы то ни было, желая укрепить сия дело мирным порядком и всецело повиноваться временному правительству. Председателем комитета был убран портрет Его Величества, затем был призван местный стражник Попов, который беспрекословно разоружился. Далее крестьяне пожелали сделать пожертвования борцам за свободу, возвращающимся из ссылки и тюрем и принести свою посильную лепту".
"Камско-Волжская речь", 10 марта 1917 года
- "От совета казанского университета. Лицами, не дорожащими будущим свободным строем России, распускаются нелепые слухи о предполагаемом будто бы советом закрытии университета. В виду этого совет в заседании 11 марта 1917 г. единогласно постановил: довести до сведения общества и гг. студентов, что он твердо решил всемирно поддерживать Временное Правительство и свято исполнить его призыв к спокойной и усиленной работе, которая одна может содействовать утверждению нового свободного государственного строя; совет не закроет университета и приложит все силы для поддержания в нем правильного хода учебных занятий. Ректор университета".
"Камско-Волжская речь", 12 марта 1917 года
- "МАНИФЕСТАЦИЯ ВОЙСК. 12 марта Казань была свидетельницей величественного зрелища. По улицам города торжественно шествовали части войск. Впереди на вороном коне медленно ехал их командир, а дальше простирались бесконечные колышущиеся ряды народной армии. Перед каждою частью, ведя свой отряд, шел офицер. Высоко и величественно реяли над рядами войск красные знамена, взору граждан Казани представлялись мерно расставленные белоснежные надписи: "Да здравствует свободная армия!" "Да здравствует народная армия!" "Да здравствует свободная народная армия!"
Старая власть, ставившая громадные препятствия организации русской общественности, сорганизовала русских людей в мощную армию и тем уготовала себе гибель. Сыны народа оказались на высоте своего призвания. Манифестация войск явилась выражением полной солидарности между офицерами и солдатами в деле защиты родины от врагов внешних и внутренних".
"Камско-Волжская речь", 14 марта 1917 года
- "Сегодня в Казани всенародный праздник свободы, Казань увидит и примет участие в торжественном шествии по улицам города, во главе с народной армией, в митингах и многочисленных собраниях. Торжество народа будет ярко выявлено в этих свободных актах молодой демократической России.
И первое слово сегодня будет сказано о тех нескончаемых жертвах свободы, которые в течение долгих десятилетий погибали от рук царского режима и жизнью своей и кровью закладывали прочный фундамент народной свободы. Лучшие сыны отрывались от народа и уводились в далекую Сибирь, на каторгу, мерили Владимирку, заточались в каменные мешки Шлиссельбурга. И сегодня, когда празднуется победа Свободы и Революции, весь народ благоговейно обнажит голову и провозгласит вечную память всем героям и бесконечным жертвам Российского освобождения".
"Камско-Волжская речь", 15 марта 1917 года
- "В совете представителей высших учебных заведений г. Казани от Армянской, Грузинской, Еврейской, Мусульманской групп и группы Поволжских Инородцев поступило следующее заявление. "Представители учащейся молодежи высших учебных заведений г. Казани от имени Армянской, Грузинской, Еврейской, Мусульманской групп и группы Поволжских Инородцев, приветствуя раскрепощение России от черного ига безответственных сил, считают своим долгом заявить совету представителей высших учебных заведений г. Казани, что в настоящий момент, когда задачей дня служит стремление к достижению общей солидарности и и единения для укрепления новой власти на развалинах старого строя, они считают не своевременным выступления с национальными требованиями. Единодушно решив поддержать Временное Правительство, уже определившие в программе ближайшей деятельности свое отношения к малым народностям, предполагаемой отменой всех национальных, религиозных и сословных организаций, — вместе с тем, приступая к немедленной и действенной организации национальных групп, Армянская, Грузинская, Еврейская, Мусульманская молодежь будет всемерно пропагандировать и защищать идею национального самоопределения к предстоящему созыву учредительного собрания".
"Камско-Волжская речь", 23 марта 1917 года
ПОЖАР НА ПОРОХОВОМ ЗАВОДЕ
14-15 августа 1917 года в Казани произошло одно из самых крупных ЧП — загорелся Пороховой завод. Это привело к уничтожению заводов и распространению паники в городе 14-16 августа. Пожар продолжался до 24 августа, в городе то и дело взрывались снаряды. Тринадцать человек погибли в результате взрыва и пожара, восемь умерли от ран, а 172, в том числе 30 детей, были ранены.
Кто только мог спасался: бежали с территории завода и ближайших окрестностей — и рабочие, и солдаты, и милиционеры… О тушении пожара и думать было нечего. Много снарядов попало в Адмиралтейскую слободу. Особенно угрожающие размеры принял пожар, охвативший старые (прежней постройки) здания порохового завода. Особенно страшны были взрывы; последний из них вечером, около 7-ми часов 14 августа пироксилиновых складов.
Около 3 часов дня взрывы вызвали в городе настоящую панику. От сотрясений, вызываемых взрывами, из окон вылетали стекла, выворачивались целые рамы, срывались с петель двери, отваливалась штукатурка. Бежали все: мужчины, женщины, дети, стремясь выбраться из города, боясь погибнуть под развалами домов. Прибывшие к этому времени беженцы из заречных слобод своими рассказами о творившихся там ужасах, разрушениях зданий от засыпавших улицы снарядов и многих убитых, о начавшемся пожаре усиливали панику. Женщины падали без чувств среди улицы, роняли детей, которых держали на руках, дети валились в толпе на мостовую…
Пожар продолжается непрерывно и 15 августа. Весь день 15 августа продолжала гореть нефть. Было немало и взрывов снарядов, разбросанных накануне при пожаре артиллерийского склада. К вечеру 15 августа мы получили из весьма авторитетных источников сведения, что городу Казани нет никакой угрозы, и население может спокойно возвратиться к своим занятиям. Правда на территории завода еще могут быть вспышки, даже пожары: будут продолжаться до полного охлаждения почвы отдельные взрывы снарядов, но все это не опасно.
15 августа 1917 г., гор. Казань. Вследствие пожара на пороховом заводе, расположенном вблизи г. Казани, объявляю с сего числа г. Казань со всеми прилегающими к нему слободами, на военном положении. Непосредственно руководство по организации охраны и порядка в г. Казани возлагаю на командующего 13 пех. зап. бригадой полковника Григорьева, все распоряжения которого в этом отношении должны исполняться как лично полученные от меня.
Подробнее читайте в материале: Адская музыка не прекращалась. Сто лет назад на пороховом заводе Казани произошла катастрофа.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС
В 1917 году ввиду продолжавшейся войны с Германией в Казани и других городах и губерниях страны случился настоящий продовольственный кризис. Хлеба и сахара было почти не достать, перебои с топливом и завышение цен на основные продукты.
- "Негодный хлеб. Торговцы печеным хлебом не упускают случая нажиться пользуясь затруднительным положением покупателя, последние дни в бакалейной лавке Александрова, на Академической улице продается хлеб, предоставляющие из себя сплошное тесто".
"Камско-Волжская речь", 4 февраля 1917 года
- "Мучной кризис. На ходатайство городской управы о скорейшей доставки в Казань обещанной крупчатки из Симбирска вчера управой получена из министерства следующая телеграмма: "Принимаются меры к ускорению доставки муки из Симбирска. Недостаток пшеничной муки повсеместный".
"Камско-Волжская речь", 14 февраля 1917 года
- "К введению карточной системы на хлеб. Городскою управой вчера получено от главноначальствующего губернии извещение о том, что им разрешается привести постановления городской думы по вопросам о введении карточной системы на отпуск ржаного хлеба и о снабжении белым хлебом детей, учащихся и больных в исполнение до истечения законного срока: что же касается утверждения правил для владельцев пекарен и булочных и для торговцев печеным ржаным хлебом, а также издания обязательного постановления, то по этому поводу последует особое распоряжение со стороны главноначальствующего губернии".
"Камско-Волжская речь", 23 февраля 1917 года
- "Снабжение детей белым хлебом. В настоящее время продовольственным отделом городской управы белый хлеб отпускается для детей в количестве 21.397, в том числе 603 детей, работающих на фабриках и заводах. На учащихся детей ежедневно отпускается 156 пуд. 16 с пол. фунтов белого хлеба".
"Камско-Волжская речь", 14 марта 1917 года
- "Исполнительный Комитет Общественной безопасности г. Казани, находя, что цены на предметы первой необходимости непомерно высоки и в некоторых случаях носят характер явно-спекулятивный, предлагает торговцам гор. Казани принять меры к немедленному понижению цен. В том случае если понижения не последует, Исполнительный Комитет Общественной безопасности вынужден будет принять меры для выяснения себестоимости продуктов и привлечения виновных в искусственном повышении цен к законной ответственности".
"Камско-Волжская речь", 28 марта 1917 года
- "Губернский продовольственный комитет доводит до сведения населения Казанской губернии, что сахару имеется в наличности всего лишь три вагона, вместо 370 вагонов, недополученных за все время. Когда сахару будет достаточное количество, в первую очередь будут удовлетворены сахаром уезды, которые особенно долго не получали его. Сахарные пайки будут одинаковы как для жителей города, так и деревни. Комитетом принимаются все меры, чтобы возможно скорее удовлетворить нужду населения в сахаре".
"Камско-Волжская речь", 2 мая 1917 года
- "Ни кренделя, ни муки. Местный продовольственный отдел городской управы обратился к самарскому губернскому продовольственному комитету с просьбой разрешить вывоз в Казань пшеничной муки, расходуемой на приготовлении кренделей, привозимых сюда частными торговцами. Вчера на это ходатайство получен такой ответ: Приняты меры к полному прекращению выпечки сушек, а для отпуска в Казань пшеничной муки подлежит получить наряд из министерства земледелия. Следует теперь ожидать, что в Казани вследствие этого не будет уже не только муки, но и кренделей".
"Камско-Волжская речь", 4 июня 1917 года
- "Выступление группы татар. 13 июня громадная возбужденная толпа около 1 часу дня подошла к Шахматному клубу, где помещается губернский продовольственный комитет с явно выраженным враждебным отношением к продовольственной управе. В толпе раздавались крики — "долой управу!", "дайте нам хлеба!" и пр. Магометане настаивали на выдаче им пшеничной муки, указывая на то, что русским к Пасхе было выдано по 5 фунтов, а они — мусульмане к своему празднику (Ураза) ничего не имеют. Отсутствие муки, сахара и все неустройство в продовольственном деле было приписано городскому голове В.Д. Боронину, который вскоре приехал в губернский продовольственный комитет. Представители, особенно один из вожаков мусульман, указывают, что здесь собралась голодная толпа, которая не может ждать или долго рассуждать и способна сейчас на многое; пусть продовольственный комитет обещает, что завтра же все имеющиеся в наличности запасы будут розданы населению. Окончательно потерявшая способность рассуждать толпа требует ареста Боронина. Начальник милиции Бухов старается обратить внимание на беззаконность действий толпы, но крики — долой Боронина, не дают ему говорить. Солдаты окружили двойной цепью городского голову и хотели провести его к управлению совета с. р. депутатов. Это не удалось; по настоянии толпы Боронин был отправлен на гауптвахту. Крики и свист толпы провожали Боронина до самой крепости".
"Камско-Волжская речь", 15 июня 1917 года
БОРЬБА ЖЕНЩИН ЗА ПРАВА
- "К ЖЕНЩИНАМ Г. КАЗАНИ. Гражданки! Все светлые дни свободы, когда голоса всех народов России, всех партий, организаций, групп, союзов сливаются в мощном аккорде всеобщего ликования, когда освобожденные, они все заявляют о себе, голос женщины звучит еще неуверенно, еще несмело. Гражданки. Обновленная Россия несет и нам свободу. Для нее отныне нет бесправных граждан, для нее нет и не должно быть ни пасынков ни падчериц. Новое Правительство разобьет оковы рабства, которые нас так долго теснили. Мы ждем этого от него. Надвигаются дни, когда будут заложены и закреплены основы нового социально-политического устройства нашей страны. И мы, женщины, не можем дольше молчать и оставаться бездеятельными. Мы зовем Вас всех к выступлению на широкую арену общественной и политической деятельности. Мы зовет Вас сделаться активными участниками возрождения нашей родины. Твердо верим, что содействие женщины в строительстве новой лучше жизни окажется окажется плодотворным и ценным. Всех готовых принести свои силы для общего народного дела, просим явиться на митинг, который состоится в здании Биржи, Б.-Проломная, 26-го марта в 7 ч. веч.".
"Камско-Волжская речь", 25 марта 1917 года
- "ЖЕНСКИЙ МИТИНГ. 7 часов вечера. У здания Биржи чернеет толпа непопавших внутрь на первый женский митинг в Казани. В толпе ропот и недовольство, все просят передать устроительницам, что на улице стоит масса народа. Просят устроить еще один митинг. Здание Биржи переполнено свыше меры. Огромное большинство публики — женщины, но есть все же некоторое количество мужчин. Публика разнообразная, преобладает интеллигентная. Сравнительно меньше женщин из трудящихся классов. Настроение приподнятое, чувствуется сознание гражданственности. Публика чутко вслушивается в речи ораторов и горячо принимает новые слова, зовущие к новой жизни.
Тема речей общая: прежнее бесправие женщины, величие революции, создание ею равенства во всех областях жизни. Приобщение женщины к политическим правам открывает перед ней важные и ответственные пути, и женщины должны организоваться, чтобы достойно, для счастья России, использовать свои новые права.
Общее впечатление от митинга прекрасное. Устроительницы отлично сделали, что удовлетворили остальную часть публики, не попавшую в Биржу: был устроен в театре "Электра" второй женский митинг, собравший, как и первый, массу публики".
"Камско-Волжская речь", 28 марта 1917 года
- "На женских митингах, состоявшихся 26 марта в здании Биржи и в театре "Электра" положено начало союзу казанских женщин, учредительное собрание которого созывается в ближайшие дни. Во время митингов среди публики собрано: в Бирже — 80 р. 76 к. для подарков солдатам в окопах, 21 р. 73 к. — для солдаток, в театре "Электра" — 101 р. 68 к. и золотое кольцо для солдат в окопах".
"Камско-Волжская речь", 30 марта 1917 года
- "9 апреля в Новом клубе состоялось общее собрание Союза казанских женщин, на котором был утвержден временный устав Союза, и избран временный комитет в составе 12 ч., который должен быть пополнен делегатами от всех женских организаций г. Казани. Агитационная и культурно-просветительная секция, ставящая себе целью организацию политической агитации среди женского населения деревни и города, разъяснение текущего момента, устройство митингов, лекций, бесед, курсов, библиотек, читален, дома юношества и т.д. Экономическая секция, ставящая целью устройства профессиональных организаций и союзов, организацию женского труда на оборону, кассы взаимопомощи, женских клубов, устройство кооперативных столовых, разработку вопросов по охране материнства и младенчества".
"Казанское слово", 16 апреля 1917 года
- "Трудовая секция Союза Казанских Женщин организовала профессиональный Союз домашней прислуги по образцу Союзов, возникших в Петрограде и других городах России".
"Казанская рабочая газета", 9 мая 1917 года
- "Мусульманский съезд. 10-го мая на всероссийском съезде мусульман обсуждался один из наиболее жгучих для магометан вопросов — женский вопрос. Прения носили страстный, оживленный характер. Портив женского равноправия, и в особенности против уничтожения многобрачия высказывались по преимуществу старики-муллы, но их речи успеха не имели. Выступавшие женщины-мусульманки горячо отстаивали необходимость полного равноправия для мусульманской женщины, необходимого им так же, как и для женщины европейской. Они указывали на то, что женский вопрос не может быть рассматриваем отдельно от общественно-политических вопросов, так как подчиненное положение женщины неизбежно тормозит общее развитие культуры народа. Съезд высказался за необходимость гражданской и политической свободы женщин-мусульманок и за желательность борьбы с многобрачием".
"Голос труда", 18 мая 1917 года
- "К ЖЕНЩИНАМ Г. КАЗАНИ. Гражданки! Нет прав без обязанностей! Мы, женщины, столетиями закрепощенные, оторванные от всякой политической жизни, призваны, наконец, равноправными гражданками. Это вызывает и с нашей стороны ряд обязанностей. Сейчас предстоит событие крупной важности — выборы в реформированную городскую думу. Женщины, составляющие большую половину населения, могут решить выборы в думу. Не будьте же инертны, примите активное участие. В единении сила!"
"Камско-Волжская речь", 28 июля 1917 года
- "Женский вопрос. По обсуждении больного у мусульман вопроса о равноправии женщин, Первый всероссийский мусульманский военный съезд вынес резолюцию: Мусульманкам должно быть предоставлено полное равноправие как в политической, так и в гражданской жизни".
"Камско-Волжская речь", 30 июля 1917 года
МУСУЛЬМАНЕ
- "КАЗАНСКИЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОЕННЫЙ КОМИТЕТ. Создавшийся по инициативе групп мусульман-офицеров и солдат, Казанский мусульманский военный Комитет объединил в течение нескольких дней всех мусульман-солдат казанского гарнизона.
Нужно было разъяснить мусульманам-солдатам, составляющим значительную часть казанского гарнизона, сущность переживаемых событий и предотвратить могшие возникнуть недоразумения на почве самовольных отлучек и неправильных толкований совершившегося переворота.
В этом направлении комитетом сделано много: распространяются воззвания, устраиваются митинги, лекции и издаются брошюры. Главной же целью комитета пользующийся полным доверием и поддержкой всех мусульман-солдат гарнизонов ставит уничтожение тех бесчисленных и очень важных ограничений для мусульман-солдат, созданных не законами, а условиями их жизни.
Рассмотрев все требования мусульман-солдат присланных в В.-М. комитет из всех войсковых частей г. Казани, последний единогласно пришел к выводу, что осуществление этих требований при настоящих условиях жизни мусульман-солдат невозможно. Распределенные незначительными группами среди массы солдат других религий, национальностей и языков, не зная в большинстве русского языка, они чувствуют себя оторванными от всего родного. Единственный выход — создание мусульманских полков. Комитет уверен, что мусульманские полки с честью постоят за общую родину и в лице 30 миллионов мусульман Россия найдет вернейшего защитника".
"Камско-Волжская речь", 29 марта 1917 года
- "Первые шаги мусульман. Новый строй вызывает большое требование на образование народных масс. Мусульманская масса, повидимому, начинает осознавать необходимость этого просвещения и самые бедные слои мусульманского населения уже начинают искать руководителей на пути организации народного университета для мусульман. Под влиянием этих требований в Казани организовался Совет мусульманских рабочих и представителей других профессий гор. Казани для устройства публичных популярных лекций на родном языке. Состоялось уже две лекции на заводе Крестовникова и в кинематографе в Адмиралтейской слободе при значительном количестве слушателей".
"Камско-Волжская речь", 17 мая 1917 года
ВОЙНА
- "Подарки в армию. Через неделю на кавказский фронт отправляется офицер-казанец, который повезет с собою подарки для воинов. Все, кто пожелал бы порадовать наших доблестных защитников своим вниманием, должны воспользоваться благоприятными обстоятельствами для доставления подарков по назначению и теперь же, не откладывая, передать их для отправки по назначению в квартиру вице-губернатора С.С. Дьяченко".
"Камско-Волжская речь", 17 февраля 1917 года
- "Казанский городской комитет общественной безопасности заготовляет Пасхальные подарки нашим воинам. Подарок в 3 р. 50 к.: 1 пару холщовых портянок, восьмая фун. табаку, 1 коробка спичек, 3 листа курительн. бумаги, 1 фун. мыла, 3 открытки, 1 карандаш, 1 моток ниток, иголки, четверть фунт чая и платок".
"Камско-Волжская речь", 19 марта 1917 года
- "ЗА ЧТО МЫ БОРЕМСЯ. Когда 1-го мая по всей Руси радостным благовестом пронесся клич: — свобода, вскоре вслед за ним раздался и другой призыв, крик уставшего народа: — долой войну. И этот призыв сразу же встретил широкий, сочувственный отклик в трудящихся массах. Многим показалось, что действительно, со свержением тиранического царского строя война потеряла всякий смысл. Но к сожалению, это только показалось. В действительности же, события сложились так, что война, затеянная германской буржуазией, превратилась в войну за освобождение народов. Мы боремся теперь с Германией не только за свое освобождение, но и за освобождение трудящихся масс Сербии, Бельгии, Франции, Польши. За освобождение пролетариата всего мира.
Ведь, если Германия выйдет победительницей, весь пролетариат попадет под тяжелое иго бронированного немецкого кулака, а больше всего эта железная лапа будет душить наше крестьянство. Если мы будем готовиться к войне, рано или поздно немцы навяжут нам еще новую неслыханную бойню. Так не лучше ли уже кончить сейчас! На наше честное открытое предложение прекратить войну и установить братство народа, Германия, устами своего канцлера сделала разбойническое заявление, что распоряжаться судьбами завоеванных ею земель и народов она намерена сама, и распоряжаться так, как выгодней германскому капиталу.
Мы не хотим воевать с германской демократией, мы не стремимся к уничтожению Германии, но мы не можем допустить и позволить чтобы уничтожали нас. И до тех пор, пока германские социалисты искренно и реально не ответят на братский призыв русского народа, а германское правительство при помощи своей армии будет отвечать убийствами, мы вынуждены будем разговаривать с Германией её же языком — пушками".
"Голос труда", 11 мая 1917 года
- "Союз увечных воинов в гор. Казани и Казанской губернии. Товарищи увечные! На ферме около Казани при среднем сельско-хозяйственном училище открыты курсы пчеловодства, огородничества и садоводства, на шестьдесят человек: учителя ждут нас. Спешите поступить на курсы: жить курсисты будут в патронате на ферме же на всем готовом. Условия трудоспособности: пчеловодство и садоводство: — требуется рука правая или левая. Огородничество обязательно с ногами, но можно с одной рукой. Требуются также мастера и ученики для починки обуви".
"Казанская рабочая газета", 14 мая 1917 года
- "НА ПОЗИЦИИ! В субботу Казань провожала на позицию батарею отдельного дивизиона. В 12 часов на Театральной площади был торжественный молебен, который привлек массу граждан. И вся толпа зародилась этим настроением ораторов и общий подъем напоминал первые дни войны. Щедро жертвовали граждане, не считая деньги на табак отъезжающим солдатикам".
"Камско-Волжская речь", 6 июня 1917 года
- "ГРАЖДАНКИ! Великое дело свершилось! Нам путь открыт для поступления на фронт солдатом. Сколько ранее претерпевала женщина-доброволец, чтобы поехать на фронт, а теперь не то: в Петрограде образовался женский союз, ставящей своей целью активную защиту родины на фронте и уже поступило в союз до 300 женщин. Давайте по примеру Петроградских женщин присоединимся к ним т. е. запишемся в Казани, соберемся в большом количестве и поедем в Петроград, поучимся военному строю и обращению с оружием, а потом немедленно же отправимся на фронт на передовую линию, приступим к дружной сплоченной работе на благо, процветание и закрепление той долгожданной свободы, за которую пролито, не мало крови наших братьев, мужей и отцов! Женщины! не имеющие детей, те которые не причинят ущерб семейному очагу я к вам обращаюсь записывайтесь! и поступайте помогать своим мужьям уничтожить скорее меч и щит Германии. Отцы и матери! Пустите и напутствуйте, своих дочерей на великое дело! А вы сестры! просите своих родителей пустить туда, где ваши братья. Гражданки!"
"Камско-Волжская речь", 17 июня 1917 года
ПРАЗДНИК ТРУДА В КАЗАНИ
"В этот день трудящиеся Казани стройными рядами дефилировали по улицам города. В этот-же день трудящиеся Москвы, Петрограда, Лондона, Парижа, Вены, Берлина и др. городов тоже шествовали по улицам в знак международной солидарности. И только в России в праздновании 1-го мая на ряду с трудящимися приняли участие части армии. И этот братский праздник на фоне кровавой войны резко подчеркивал ненужности войн и необходимости международного трибунала.
С раннего утра к крепости начали подходить толпы народа и стройные колоны солдат. К 10 часам думская площадь была сплошь покрыта народом. В оставленный узкий проход вливаются новые массы. Гордо реют красные знамена. Делегации со своими флагами идут в крепость к бывшему губернаторскому дворцу. Несутся мощные звуки Марсельезы и других революционных песен. Около 11 часов открывается шествие. Пропускаются декорированные автомобили. На них надпись: "Да здравствует демократическая республика".
Медленно движутся депутации. Звуки революционных песен оглашают улицу. На углу Рыбнорядской и Проломной шествовавшие отдельными колоннами солдаты, гражданки и граждане мусульмане, над головами которых реяли красные знамена с надписями на татарском и русском языках, отделились и направились в татарскую часть города под мощные звуки "Марсельезы" на татарском языке.
Вечером состоялись во многих местах митинги, на которых выступали представители с.-д, с.-р., офицеры, солдаты, а также беспартийные граждане. В речах ораторы обрисовывали значение празднования первого мая, говорили о демократической республике, Учредительном Собрании, аграрном вопросе, о войне и мире".
"Камско-Волжская речь", 20 апреля 1917 года
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
К середине октября стало понятно, что большевики представляют из себя в Казани довольно большую силу. 12 и 15 октября большевики и солдаты Казанского гарнизона вышли на митинги. Это были грандиозные акции на 40 тысяч человек. Протестующие требовали отставки Временного правительства, завершения войны и национализации земли и производств.
22 октября на собрании Казанского гарнизона принято решение по разоружению юнкеров и передачи всей власти Советам.
Утром 24 октября в Казани ввели военное положение, а к вечеру зафиксировали первое вооруженное столкновение. Восстание возглавил Казанский комитет РСДРП (б), председатель — Николай Ершов.
К полудню 25 октября бои в городе возобновились. Это был второй день боев между войсками, верными правительству, и частями гарнизона, поддержавшими революцию. Вечером 25 октября под контролем войск правительства остался только Казанский кремль, и тот в окружении. После получения сообщения о победе вооруженного восстания в Петрограде ночью 26 октября, контрреволюция Казани сдалась.
Редакция "Idel.Реалии" восстановила события в Казани последующих двух недель установления власти большевиков. При написании этого материала использованы №233 и №234 от 8 и 9 ноября 1917 года газеты "Камско-Волжская речь" — самое популярное печатное издание в Казани. Отметим, что первый выпуск газеты после 24 октября вышел как раз 8 ноября. До этого редакция не могла печатать свои номера.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.