Ссылки для упрощенного доступа

Татарские просветительницы. Часть II: Фатиха Аитова 


"Idel.Реалии" рассказывают о жизни и деятельности известных татарских просветительниц начала XX века. Именно они заложили основу женского образования на территории современного Татарстана. Во второй части — о жизни и работе Фатихи Аитовой (1866-1942).

Татарские просветительницы. Часть I: Фатима-Фарида

Фатиха родилась в семье Троицкого купца-миллионера Аита Яушева. После смерти отца Фатиха Яушева решила потратить наследство на просвещение татарских детей. В 1897 году она открыла в Суконной слободе Казани школу для первоначального обучения татарских девочек, но эта школа просуществовала всего три года.

Фатиха Яушева довольно рано вышла замуж. Когда ей предложил женитьбу пожилой Сулейман Аитов, она согласилась, но при условии, что он поможет ей в строительстве здания школы. Тот согласился. Фатиха стала его пятой женой, остальные четыре жены умерли при родах. У Фатихи и Сулеймана Аитовых же родилось пять детей.

Династия Аитовых известна как семья татарских миллионеров и меценатов, основателей двух казанских мечетей. Род Аитовых берет начало от богатого татарского предпринимателя, мурзы Аита Заманова (1731-1797), занимавшегося мыловаренным производством и кожевенной торговлей. Ахмет Заманов построил в 1788 году каменную мечеть в Старотатарской слободе на Большой Мещанской улице (ныне ул.Нариманова, 98). Успешно торговал сырьем и пушниной в Казани, Сибири, Средней Азии.

16 августа 1909 года Аитова обратилась к директору народных училищ Казанской губернии Пинегину за разрешением открыть "женский мектебе для обучения татарских девочек мусульманской религии с обучением их русскому языку и русской грамоте по программе начальных школ". Ответ был положительный. Официальное открытие школы состоялось 27 августа 1909 года. Школа в основном содержалась на средства Аитовой. Небольшая часть денег поступала от родителей учащихся, а начиная с 1910 года, для школы отпускались деньги в сумме 600 рублей и школьной комиссией Казанской городской думы.

Как учились дети на рубеже веков в Поволжье

Для школы было построено специальное двухэтажное каменное здание. Оборудование школы было хорошим. Была введена форменная одежда — коричневое платье, черный и белый фартуки, белый с розовой каймой платок.

В первый год в школе обучалось 85 человек, жительниц Казани, а в последующие годы число учениц увеличилось, причем в школу стали поступать приезжие ученицы. В 1911 году здесь обучалось до 120 учениц. В 1913-14 годах в школе имелось пять классов, причем в 4 и 5 классах были параллельные отделения, и обучались в них 220 учениц. Распределялись они по классам следующим образом: в 1, 2, 3 классах — по 40 человек, в двух 4-х по 32 человека, в 5 основном — 30 и параллельном — 16 человек.

В это время в школе работало девять учительниц, семь по числу классов, учительница русского языка и учительница рукоделия. Русский язык и рукоделие преподавали русские учительницы Иевлева и Моисеева. Один из казанских чиновников писал министру внутренних дел 26 ноября 1913 года: "Эта школа является единственной в своем роде как по участию в ней русских преподавательниц наравне с преподавательницами-мусульманками, так и по крайней неопределенности программы преподавания".

В школе преподавались: вероучение, татарский язык и литература, арифметика, география, история, природоведение, чистописание, рисование, рукоделие и русский язык.

Фатихе Аитовой пришлось преодолеть немалые препятствия, прежде чем она добилась открытия средней школы. Пожалуй, одним из главных препятствий было отсутствие программ для школ подобного типа. В татарскую женскую среднюю школу нельзя было механически перенести программу татарских мужских медресе или программу русских женских гимназий. При отсутствии настоящих специалистов этого дела работа по составлению программы требовала много времени.

Вторая, и самая главная, трудность — противодействие царских чиновников. Только в 1913-14 годах директор народных училищ Казанской губернии под разными предлогами отклонил пять прошений Аитовой о преобразовании школы. В докладной записке попечителю Казанского учебного округа директор народных училищ более определенно раскрыл причины отказов. Он писал, что не знает, существуют ли в России женские медресе и что они могут собой представлять.

Добиваясь открытия восьмилетней школы, Аитова обращалась и к попечителю Казанского округа. Но и попечитель в тот период такого разрешения не дал. Действия местных чиновников министерства народного просвещения отражали правительственную политику в отношении образования мусульман России.

Потерпев неудачу в Казани, она отправилась в Петроград. Здесь она обратилась за содействием к депутату Государственной думы от Казани октябристу Ивану Годневу и добилась приема у товарища министра народного просвещения, начальника департамента народного просвещения, передала ему свою жалобу на притеснительные действия местных органов просвещения.

"Познакомившись с содержанием бумаги, — вспоминает сын Аитовой, ездивший вместе с матерью в Петроград, — высокий чиновник особо утешительного нам не сказал и не обещал, но дал совет воспользоваться только что утвержденным положением о новых народных школах, положением, дающим большую автономность и большую независимость от текущего контроля властей и преобразовать, переоформить статус нашей школы по этому образцу".

После неоднократных дополнительных обращений к попечителю и представления недостающих документов 4 марта 1916 года она, наконец, получила разрешение попечителя "открыть в Казани частное среднее учебное заведение для девочек-магометанок <…> при непременном соблюдении нижеследующих условий: чтобы в учебном заведении применялись только те учебные руководства, которые допущены министерством народного просвещения и духовным начальством по принадлежности, чтобы преподаватели избирались из лиц правоспособных, чтобы в число предметов, преподаваемых в проектируемом учебном заведении, было введено изучение русской словесности.

29 октября 1916 года была торжественно открыта татарская женская гимназия. На церемонии открытия присутствовали представители местной администрации, губернатор Боярский, городской голова Боронин, попечитель Казанского учебного округа Ломиковский, директор народных училищ Васильев, председатель городской училищной комиссии Грауерт, чиновники учебного округа, члены училищной комиссии.

Все выступающие отмечали, что открытие первой в Казани татарской женской гимназии является крупным событием в жизни татар, и выражали надежду, что ее выпускницы принесут большую пользу своему народу.

Заведующая школой М.Ш. Акимбетьева подчеркнула в своей речи, что эта новая школа очень нуждается в моральной поддержке со стороны татарского общества, и, особенно, со стороннего учебного начальства. Она отмечала, что уже сейчас гимназия встретила большие трудности: "Во-первых, оказалось трудно найти учительниц-татарок, которые могут преподавать на татарском языке и имеющих право на преподавание. Это обстоятельство заставило Фатыху Аитову за свой счет направить на учебу в гимназию Шумковой шесть девушек, хорошо подготовленных по-татарски. Сразу же дало себя знать и отсутствие надлежащих учебников на татарском языке. Все эти обстоятельства и послужили причиной запоздания открытия школы".

Всего несколько лет тому назад национальная средняя школа для татарок казалась лишь красивой, но далекой мечтой...Однако время и сознание нации оставили позади эти темные годы

Известный татарский писатель Фатых Амирхан, горячо интересовавшийся вопросами просвещения татарского народа, откликнулся на открытие гимназии большой статьей, озаглавленной "Второй шаг". Он отмечал: "Всего несколько лет тому назад национальная средняя школа для татарок казалась лишь красивой, но далекой мечтой. Всего три года тому назад на шумных собраниях, состоявшихся в связи с проведением юбилея династии Романовых, не только простой народ, но и представители знати, не стеснялись бороться против идеи открытия национальной средней школы для татарок. Однако время и сознание нации оставили позади эти темные годы".

Назвав открытие национальной женской гимназии вторым крупным шагом нации по пути прогресса, первый — распространение новометодного начального образования, Амирхан отметил большие заслуги Аитовой в этом деле и призвал татарскую интеллигенцию всемерно помогать ей в распространении настоящих светских знаний.

В гимназии Аитовой преподавались вероучение, татарский и арабский языки, русский язык, история всеобщая и отечественная, география общая и России, математика, алгебра, физика, естествознание, анатомия, физиология, гигиена, педагогика, чистописание русское и татарское, рисование и рукоделие.

Кроме уроков русского языка, на русском языке велись уроки отечественной истории и географии Российской империи. Все остальные предметы преподавались на татарском языке. Программа по предметам была составлена в объеме государственных женских гимназий.

Школа Аитовой существовала до 1918 года, когда была преобразована система народного образования. Впоследствии на ее базе была создана татарская школа второй ступени.

Во время Гражданской войны Фатиха Аитова эвакуировалась в Омск, затем жила в Баку и Москве. В 1941 году вернулась в Казань. Похоронена на кладбище возле Ново-Татарской слободы.

Сейчас в Казани существует гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф. Г. Аитовой. В этом году в первый класс пошли 48 учениц. Всего гимназии в 20 классах учатся 432 девочки.

По материалам: "Татаровед", "Казанские ведомости", статья "Благотворительная деятельность мусульманских женщин в образовательной сфере" Л.Ш. Давлетшина — Казань, 2009 и диссертации "Борьба за женское образование у татар", Махмутова А.Х. – Казань, 1971.

Самые интересные новости, заметки и объявления из газет и журналов Поволжья 1917 года читайте на нашем сайте

Читайте о событиях столетней давности в специальном Telegram-канале"Поволжье в 1917 году".

XS
SM
MD
LG