ПЕРВЫЙ ДЕНЬ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ.
Большевистская подготовка. В ночь на 29 ноября большевики усиленно готовились к ознаменованию дня открытия Учредительного Собрания.
Вооруженные матросы, отряды латышских полков красногвардейцы, руководимые охранниками из Смольного, принимали все меры к недопущению "контр-революционного" заговора в защиту Учредительного Собрания.
Редакции всех газет были окружены большевистскими охранниками, заявившими, что они примут все меры к недопущению выхода всех газет до четверга. Параллельно с этим шли аресты и обыски у целого ряда общественных деятелей, принадлежащих к социалистическому и либеральному лагерю.
Манифестация. Уже с самого утра 28-го ноября со всех концов города сначала маленькими кучками, а затем большими толпами население столицы, рабочие, солдаты, чиновники, и интеллигенты, начали стекаться к центральной части города.
Центральные части города уже к 11-ти час. утра были полны манифестантами, над которыми реяли красные и белые знамена с лозунгами: "Вся власть Учредительному Собранию", "Да здравствует Учредительное Собрание", "Да здравствуют народные избранники", "Добро пожаловать избранники народа".
Общественные учреждения и многие частные дома были красиво убраны коврами, флагами и плакатами. От Английского проспекта до Миллионной улицы была разукрашены грандиозными, художественно исполненными пакетами, исполненными союзом художников в честь Учредительного Собрания.
Митинги и манифестации продолжались до позднего вечера и протекали в общем без всяких инцидентов. Несколько провокационных попыток вызвать панику и создать обстановку для возможности расстрела безоружных манифестантов потерпели крах.
В манифистациях принял участие в полном составе Обуховский завод с знаменами и с оркестрами музыки.
Большое впечатление произвела манифестация, организованная всероссийским советом мусульман, в которой приняли участие все солдаты и офицеры-мусульмане петроградского гарнизона.
В Таврическом Дворце. В Таврическом Дворце в 10 час. утра не было никого, кроме рабочих, заканчивающих ремонт здания, служащих в канцелярии Государственной думы и членов Всероссийской комиссии по выборам в Учредительное Собрание, непрерывно продолжающих свои работы.
Понемногу стали подходить отдельные члены Учредительного Собрания, пытаясь проникнуть в Таврический Дворец, но дворец был окружен прочно цепью латышских стрелков, заявляющих, что им не приказано впускать внутрь дворца без пропуска коменданта.
Первой тревогой в Таврическом дворце было известие об аресте большевиками членов Учредительного Собрания Шингарева, Кокошкина и гр. Паниной. Депутаты при этом известии стали устремляться пройти в комнату, где заседает всероссийская комиссия, у дверей которой стоял караул солдат и мелькали фигуры знаменитого отныне "гражданина" Урицкого.
Маленькая фигура, смущенный вид и бегающие глаза, "гражданина" Урицкого производили мало впечатления на членов Учредительного Собрания, которые не смотря на него, прошли в комнату заседания всероссийской комиссии.
Члены комисси предложили ему покинуть заседание, ибо посторонние лица на заседаниях комиссии допущены быть не могут.
"Гражданин" Урицкий в ответ на это стал угрожать применением силы, после чего удалился и возродился обратно в сопровождении караула солдат 6-го саперного полка.
"Удалите этих господ за ворота Таврического дворца", приказал Урицкий. Солдаты стали у стен, но не проявляли никакого желания исполнить приказание верного слуги господ Ленина и Троцкого.
Заседание комиссии продолжалось, а Урицкий решил ретироваться.
В два часа дня к Таврическому дворцу стали подходить манифестанты. С криками "ура" и "да здравствует Учредительное Собрание" первые ряды манифестантов отошли от толпы и, схватит под руки Г.И. Шрейдера, вошли в Таврический дворец.
Солдаты, стоящие у главного подъезда, сделали попытку не допустить Шрейдера, но затем, узнав, что он член Учредительного Собрания и городской голова Петрограда, отошли в сторону и избранник петроградского населения получил возможность войти в Таврический дворец.
Частное совещание. Тотчас же по прибытии Шрейдера находящиеся во дворце члены Учредительного Собрания устроили частное совещание.
Совещание происходило в помещении финансовой комиссии Государственной Думы в присутствии около 60 членов Учредительного Собрания.
На улицах. В то время, как шло это совещание громадные толпы манифестантов стройными рядами продолжали шествовать мимо Таврического дворца. То и дело были слышны возгласы:
"Да здравствует Учредительное Собрание", "Вся власть Учредительному Собранию", прерываемые мощными звуками марсельезы.
ХРОНИКА.
От Казанской городской продовольственной управы объявляется: "Вследствие поступающих в управу от населения заявлений о том, что некоторыми из попечителей продовольственных районных комитетов объявлено населению: желающие получить муку должны внести в район по 3 рубля для выкупа таковой от губернской управы, все же не внесшие указанной суммы будут лишены муки, городская продовольственная управа настоящим доводит до сведения населения, что подобных распоряжений она не делала и откуда они исходят — для управы неизвестно.
"Народный дом". В непродолжительном времени культурно-просветительный отдел при совете р. и с. деп., в помещении быв. ресторана Васильева по Черноозерской ул., открывает "Народный дом". Отделывается сцена и формируется труппа из драматических и оперных сил для ежедневных спектаклей.
Наши тротуары. Не только на окраинах, но в центральных улицах города, многие тротуары представляю собой сплошной лед. Практикуемая раньше посыпка тротуаров песком теперь совсем не применяется и прохожие часто рискуют получить серьезные ушибы.
Самые интересные новости, заметки и объявления из газет и журналов Поволжья 1917 года читайте на нашем сайте. Продолжение следует.
Читайте о событиях столетней давности в специальном Telegram-канале"Поволжье в 1917 году".