Напомним, что 27 октября Совет Адвокатской палаты Башкортостана лишил на три года Виталия Буркина статуса адвоката "за нарушение норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодекса профессиональной этики адвоката и Правил поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Буркина обвинили в публикации постов в социальных сетях о недостатках и пороках в судебной системе республики. Совет палаты счел, что "публикации Буркина носят ярко выраженный негативный характер в отношении судебной системы", "тематика коррупции, подкупа судей, предвзятого вынесения судебных решений составляет более половины публикаций".
Настоящей же причиной преследования Буркина, как вскоре выяснилось, стало письмо председателя Верховного суда Башкортостана Михаила Тарасенко на имя президента Адвокатской палаты Булата Юмадилова, в котором было прямо продиктовано требование возбудить против непокорного адвоката дисциплинарного производства. Мотивировка решения Совета палаты по делу Буркин была, практически, полностью скопирована из письма Тарасенко.
В поддержку Виталия Буркина выступили его многочисленные российские и зарубежные коллеги, а также его доверители. Многие из таких обращений до сих пор публикуются в аккаунте Буркина в Facebook. В одном из них президент Адвокатской палаты Удмуртской республики Дмитрий Талантов попросил президента Федеральной палаты адвокатов Юрия Пилипенко обратиться к Совету Адвокатской палаты Башкортостана "с просьбой об отмене незаконного, как минимум в силу его недостаточной мотивированности, решения о лишении статуса адвоката Буркина". В своем обращении Дмитрий Талантов указал, что в деле Буркина, по сути, "речь идет о расширении границ внутрикорпоративного контроля профессиональной корпорации за пределы сугубо профессиональной деятельности адвоката в соединении с абсурдными попытками прямого запрета судебного обжалования решений о лишении адвокатского статуса".
Вчера Виталий Буркин направил в Кировский райсуд Уфы исковое заявление с требованием признать решение Совета республиканской палаты о лишении его статуса адвоката незаконным. В своем иске Буркин указал, что решение Совета и заключение Квалификационной комиссии палаты по его делу "являются юридически ничтожными", поскольку "установить и признать факт оскорбления, клеветы или распространения сведений, не соответствующих действительности правомочны исключительно суды".
Буркин также заявил, что "Квалификационная комиссия и Совет грубо нарушили норму ч.2 ст. 18 федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", согласно которой адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном (действии) бездействии".
Адвокат также сослался на положения Декларации Совета Европы о свободе политических дискуссий в СМИ от 12 февраля 2004 года, согласно которым "установлено, что институты государственной власти не могут быть защищены посредством уголовного законодательства от любой критики, даже от клеветнических или оскорбительных высказываний". Наконец, указал Буркин, Квалификационная комиссия палаты, давшая заключение по его делу, "сформирована с существенными нарушениями закона", поскольку в ее состав был избран и стал заместителем председателя адвокат Ромео Фарукшин, не имевший и до сих пор не имеющий необходимого для членства в такой комиссии пятилетнего стажа адвокатской деятельности. По мнению Виталия Буркина, это обстоятельство должно повлечь за собой признание незаконности формирования всей комиссии в целом, а также всех принятых ею решений и заключений.
На основании всех этих аргументов Буркин попросил суд отменить заключение комиссии и решение совета о лишении его статуса, восстановить его статус адвоката и членство в Адвокатской палате Башкортостана. В качестве обеспечительной меры он попросил приостановить действие решения совета и запретить Управлению минюста РФ по Башкортостану вносить запись о прекращении его статуса в реестр адвокатов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.