Между Башкортостаном и Татарстаном есть несколько мостов, которые по праву можно назвать "самыми длинными в мире". Ехать по ним на машине целых два часа. На этих мостах проходит граница между Татарстаном и Башкортостаном, а эти республики находятся в разных часовых поясах. Корреспонденты "Idel.Реалии" отправились в пограничный город Октябрьский, чтобы узнать, как живется людям, каждый день "путешествующим во времени".
Под Новый год по телевизору или в сети можно наткнуться на фантазии о том, как встретить новый год дома, а потом отправиться в соседний часовой пояс, например, на самолете, и отметить праздник еще раз. Это можно сделать на "самом продолжительном" мосту в мире — один из таких проходит между башкортостанским городом Октябрьский и татарстанским поселком Уба.
Жителям на границе Татарстана и Башкортостана следовало бы носить часы, показывающие время в двух поясах. Впрочем, в фойе гостиницы города Октябрьский, что прямо на стыке двух республик, решили пойти более изящным способом и повесили на стене одинаковые часы рядом — если на одних полдень, то другие уже показывают два часа по полудню.
ГОРОД ОКТЯБРЬСКИЙ
В городе об особенностях расположения ходит одна интересная то ли легенда, то ли байка. Говорят, что полицейские из Татарстана или Башкортостана, когда находят труп на своем берегу реки, стараются переместить его к соседям. "Чтобы статистику не портить", — добавляют местные.
Жизнь на границе все же имеет свои особенности. Правда, в самом Октябрьском это не так чувствуется, как на татарстанской территории — там нет городов больше по численности, чем Октябрьский, поэтому он выступает своеобразным магнитом для местных жителей, которые ездят в город на работу, рынок и за развлечениями.
В Октябрьском проживает чуть больше 115 тысяч человек. Это, на первый взгляд, самый обычный российский город. В городе довольно много вьетнамцев. Возможно, это связано с торговой историей города — это одна из главных отраслей его экономики.
В самом центре города, у автовокзала, можно встретить и аутентичную вьетнамскую забегаловку "Ханой", там повар-вьетнамец готовит настоящие национальные блюда. В кафе всегда полная посадка — там всего три столика, но местным настолько полюбилась эта восточная еда, что они приходят туда семьями.
Октябрьцам нет особого смысла ездить в Татарстан — там рядом лишь Бавлы, Бугульма и Азнакаево. Города численностью куда меньше, чем башкортостанский сосед.
Местные рассказывают об еще одной особенности расположения. После 22:00 по башкирскому времени можно съездить в соседнее село за алкоголем — там же еще только 20:00.
На самой окраине города находится Богородице-Одигидриевский кафедральный собор. Это красивое здание кажется большим и высоким из-за того, что окружено частными домами. Во дворе мы встречаем иерея Константина Клепакова. Внешне он очень напоминает Иисуса.
Мы просим его рассказать о том, как влияет близкое расположение к другому часовому поясу. Мужчина стесняется и просит не снимать его на видео.
Вспоминается мне только одно. Есть прихожане, которые из Бавлов ездят сюда на службу. Они очень хотели бы попадать сюда, но в воскресный день они не могут приехать к нужному времени — 8-9 часам утра (в Бавлах это 6-7 часов утра — "Idel.Реалии"). Просто автобуса нет из этого города ранним утром. Такие прихожане, которые работают и живут в Татарии, фактически отрезаны от нашего храма, — рассказал он.
Уже уходя, он одернул нас и сказал, что в Уруссу (поселок в Татарстане недалеко от границы) бассейн лучше и дешевле, чем в Октябрьском. И он там "поздно" закрывается для жителей Октябрьского — комплекс работает до 17:15 по московскому, а это уже 19:15 по Уфе.
ПОСЕЛОК УБА
Поселок Уба Бавлинского района находится прямо на границе с Башкортостаном. Добраться до него можно на автобусе, идущем до райцентра, или просто пешком через мост.
Мы поехали в поселок на автобусе — обычном ПАЗике. Меньше, чем через минуту после того, как мы выехали из Октябрьского, автобус остановился на съезде у грунтовой дороги.
— Уба, — отрезал водитель, явно обращаясь именно к нам.
Мы вышли, а с нами местная жительница. Мы решили сразу заговорить с ней и узнать, для чего она ездила в Октябрьский.
— Я коров держу, ездила молоко продавать туда на рынок, — поделилась она. — Я так рада, что вас встретила! Мне вас бог послал — у нас тут такое происходит!
Женщина представилась Рашидой Хайруллиной. Она с семьей уже много лет живет в поселке, держит хозяйство и зарабатывает на продаже молока. Чуть позже в разговоре выяснилось, что женщина еще и ведет борьбу с местной властью, которая недолжным образом следит за экологической обстановкой и не развивает инфраструктуру поселка.
— Вот видите, у нас до сих пор нет остановки, автобус просто так нас выбрасывает, — рассказывает Хайруллина. — В поселке свалки есть, дорог нет совсем и никогда не было — а вот совсем близко федеральная трасса!
Женщина рассказала нам и о том, что недалеко от поселка есть нефтяная вышка, где она обнаружила разлив нефти. Но никто не хочет ее слушать и не намерен ничего делать с этим.
— А там дети бегают, коровы пасутся — могут просто туда провалиться, — сетует женщина.
Отметим, что немного позже она отвела нас к месту разлива нефти. После этого "Idel.Реалии" обратились в природоохранную прокуратуру и разлив был устранен.
Мы попросили Рашиду Хайруллину провести небольшую экскурсию по поселку и рассказать о том, как они взаимодействуют с соседним Октябрьским.
— Мы живем по двум часовым поясам. Если надо в Бавлы ехать, то по татарскому живем времени, а если в Октябрьский, то по башкирскому. У нас дома только башкирское время — так проще.
— Вы, получается, больше себя к Башкортостану относите?
— Ну от Казани тут никакой помощи нет. Когда что-то нужно мы в Октябрьский в основном ездим.
— А почему молоко не ездите в Бавлы продавать?
— Там есть Бавлинский молокозавод, можно было бы туда молоко отвозить, но там, говорят, низкие цены. Лучше самой тогда на рынке. Мы вообще очень тесно живем с Октябрьским, совсем рядом же.
Она рассказала, что много жителей Убы ездят на работу в Октябрьский, поэтому, когда им нужно в больницу или что-то с документами сделать, то с этим обычно нет больших проблем — работу же они заканчивают на два часа раньше.
— Зато есть проблема с детскими садами и школами. Родители живут по времени Башкирии, а детей надо в садик и школу по татарскому времени везти, — рассказывает она. — У нас тут все сильно переплетено — и Татарстан, и Башкортостан.
Таких мостов, по которым можно "путешествовать во времени" между Башкортостаном и Татарстаном — несколько. Можно проехаться на машине или поезде, а можно и пешком.