В этом году в митинге, посвященном Дню памяти павших при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, приняли участие свыше 300 человек. На акции также были представители национальных движений из Марий Эл, Чувашии и Мордовии, многие в первый раз.
Член правления Марийского национального движения "Марий Ушем" Римма Катаева считает, что республика Марий Эл теряет свой национальный статус, и всё из-за того, что марийскому языку не уделяется должное внимание.
— Я на такой митинг в Казань, в соседнюю с нами республику, с которой мы живем вечно как домашние, в первый раз. Сегодняшняя дата проведения дня памяти дорога и для памяти марийского народа. Для всех тех, кто живет здесь, в городе Казани, и для тех, кто из республики Марий Эл. Мы, марийцы и татары, были всю жизнь рядом вместе. И, говоря о круглой дате города Казани, об освобождении его, о его статусе, мы помним, что в числе защитников города Казани были и луговые мари.
Прогрессивно мыслящие представители народа мари приезжали учиться в Казань
Сто лет исполнилось нашей организации Марий Ушем — Союз Мари. И мы помним, что марийцы свою общественную организацию создавали, где вы думаете — в Казани. Потому что прогрессивно мыслящие представители нашего народа мари приезжали учиться в Казань, но, прежде всего, наверняка все что связано с просвещением, учительской семинарией.
Поэтому и писатели, затем ставшие государственными деятелями Марий Эл, обязаны городу Казани и татарским лидерам еще тех времен. Сейчас, когда мы живем в российском государстве, мы всегда помним, что дружба народов прежде всего начинается с языка. И потому темы, которые обозначаются сегодня на этом митинге, нам дороги тоже. Потому что все начинается с языка. Есть такая пословица: Говорю по-марийски, понимаю по-марийски и друга я обнимаю своими словами на родном языке. Также говорите вы, татары. В нашей республике есть татары: это параньгинские, маркинские, из Волжска, волжского района, звениговского. Из 14 районов республики Марий Эл, в порядка шести районах живут татары. Потому в школах ваше министерство образования Татарстана проводит большую работу по изучению, обучению детей-татар своему родному языку.
— Есть проблемы с обучением на марийском языке?
— Сегодня проблемы у марийского народа такие же как и у татар. Например, если в 90-х годах, когда мы начинали движение национальных организаций, государственные органы повернулись к нам. Я — работник просвещения, имею отношение к организации дела образования, в том числе организации обучения на марийском языке. Тот подъем, который был в 90-х годах, он сейчас в 21 веке получает снижение. Если в 90-х годах в стандарте государственного образования был национальный региональный компонент, этого национального регионального компонента сейчас нет. Основа государственной политики порушена. Конституция есть, законы языка есть, конституция и Марий Эл, и Татарстана есть, но основной документ, который регулирует, нужно изменять. Это нужно для того, чтобы мы, учителя, могли учить своих детей на родном языке, чтобы мы издавали книги, чтобы мы готовили свои национальные кадры, знающий свой марийский, язык на ряду с русским и иностранным.
Из-за этого мы потеряли много в подготовке национальных кадров. Сейчас у нас в республике очень мало представителей народов мари во властных структурах, как на республиканском уровне, как на муниципальном. Поэтому больше родной язык, как и у вас в Татарстане, используется в быту.
Читайте также:
Национальное возрождение или национальное угнетение
Следующая большая не просто ошибка, а по-настоящему провальное явление — это ЕГЭ. Мы ввели единый государственный экзамен, но ограничение получили из-за того, что в нем нет государственного национального компонента. На марийском языке ребенок не может его сдать.
Кроме того, на основе всех законов, республики в России теряют статус национальных республик. Потому что в основном язык используется в быту, использование родного марийского языка в государственной, политической, экономической жизни нет.
— Какие настроения у народа? Марийцы что-нибудь требуют, чтобы сохранить свой язык?
— Настроение упадническое, бытует где-то даже протестное. Потому что на уровне государственных структур меньше стало уделяться внимания проблемам национального языка, меньше стало использоваться представителей народа мари в органах управления. Мы Татарстану отчасти завидуем, гордимся за татар. У вас представители знают и умеют говорить по-татарски.
Лучшим примером для папы и мамы является что? Когда руководитель республики говорит на татарском языке. Руководитель министерства обращается к учителям своим, к ученикам своим, родителям своим на родном татарском. У нас в Марий Эл, мы этого сейчас лишены.
В субботу в Казани учредили Координационный совет народов Поволжья и Урала, главная цель которого — восстановление прав национальных систем образования. Основной темой обсуждения стало преподавание татарского языка в школах республики. В проекте резолюции участники встречи также потребовали "поэтапного внедрения национальных языков в жизнь", а также "немедленного открытия в каждой республике национального университета". В состав совета избрали по три человека от татар, марийцев и чувашей. Представители Башкортостана, по словам организаторов, также поддержали создание организации, но посетить собрание не смогли.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.