В минувшую субботу в гостинице "Волга" прошло учредительное собрание Координационного совета народов Поволжья и Урала, главная цель которого — восстановление прав национальных систем образования. Основной темой обсуждения стало преподавание татарского языка в школах республики. Основатель татарской партии национальной независимости "Иттифак" Фаузия Байрамова заявила о необходимости отменить поручение Владимира Путина о добровольности изучения национальных языков, а также призвала не голосовать за него на предстоящих президентских выборах. В проекте резолюции участники встречи также потребовали "поэтапного внедрения национальных языков в жизнь", а также "немедленного открытия в каждой республике национального университета". Указанные меры, по мнению участников, "спасут наши языки от полного исчезновения".
В минувшую субботу в Казани прошло сразу два мероприятия, главными героями которых стали представители татарского национального движения. Днем в сквере Тинчурина прошел митинг, посвященный Дню памяти павших при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Его участники, несмотря на предупреждение властей города, все-таки подняли тему изучения татарского языка — митингующие потребовали "сохранить преподавание татарского языка как государственного в школах Татарстана". Кроме того, в резолюции митинга его участники требовали "инициировать внесение татарского языка в Конституцию РФ как второго государственного языка в РФ", а также "принять обращение Госсовета РТ в Госдуму с обоснованием заключения договора между РФ и РТ".
Вечером в гостинице "Волга", практически сразу после окончания митинга памяти, прошло учредительное собрание Координационного совета народов Поволжья и Урала. В его состав избрали по три человека от татар (доцента Института развития образования Татарстана Марата Лотфуллина, активиста татарского национального движения Рафаэля Мухаметдинова и писательницу Фаузию Байрамову), марийцев и чувашей. Представители Башкортостана, по словам организаторов, также поддержали создание организации, но посетить собрание не смогли.
Цель Координационного совета, сообщили организаторы, — восстановление прав национальных систем образования. Конференц-зал гостиницы с трудом смог вместить всех присутствующих — с десяток человек в итоге остались стоять в дверном проходе, а журналисты разместились на полу.
Поскольку в зале присутствовали представители марийского и чувашского народов, участникам встречи пришлось говорить на русском языке. Доцент Института развития образования Татарстана Марат Лотфуллин прочел собравшимся внушительную лекцию о нормативно-правовом регулировании вопроса преподавания татарского языка в школах республики. Тема языка, безусловно, стала главной на субботнем мероприятии.
Напомним, в июле этого года Владимир Путин высказался о том, что заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо. Об этом он заявил в Йошкар-Оле на заседании совета по межнациональным отношениям. Также Путин дал поручение Генпрокуратуре РФ проверить национальные республики на добровольность изучения родных языков.
После этого в Татарстане разгорелась полемика о необходимости преподавания татарского языка — сотни русскоязычных родителей стали писать заявления об отказе изучать язык, а Генпрокуратура совместно с Роспотребнадзором в середине октября проверит добровольность изучения татарского языка в республике. Марат Лотфуллин сообщил, что представители Генпрокуратуры посетят Татарстан 17 октября.
В своем выступлении Марат Лотфуллин также отметил, что "и татарам, и другим народам надо объяснить ценность родного языка и его обязательного изучения".
— Не просто так же люди бьются — за ним [языком] стоит статус человека в обществе, его материальное благополучие. Вы посмотрите на Татарстан — как он расцвел за эти годы. Это последствия обязательного преподавания татарского языка, — подчеркнул Лотфуллин.
Вы посмотрите на Татарстан — как он расцвел за эти годы. Это последствия обязательного преподавания татарского языка.
Он напомнил, что в 90-е годы подавляющее большинство руководителей отделов образования и педагоги не владели татарским языком, а "если сейчас татарский уйдет из школ, то в течение 10-15 лет все вернется на свои места".
— Как это донести до населения? Прокуратура — это одно дело, а как это донести до населения — на это моей фантазии не хватает. Может, обращение написать, объяснять. Они думают, что их поднял русский язык? Нет — их поднял татарский язык. Только он держит людей. Ситуация очень тяжелая. Прежде всего, нужно отстоять государственный статус татарского языка и обязательность его изучения. Если надо будет судиться — судиться. Минобрнауки РТ, конечно, со своей стороны старается уйти из этого положения с минимальными потерями, но насколько им это удастся — я не знаю. Пока наш президент, как башкирский, не говорит, что надо преподавать татарский язык добровольно, но чем это обернется — непонятно, — сказал Марат Лотфуллин.
Бывший директор татарской гимназии в Башкортостане Нурмухамет Хусаинов вспомнил, как прошел "около 70 судов", когда возглавлял образовательное учреждение. По его мнению, "главный фигурант дела в суде, если он сильный человек, — это директор".
— Если он заинтересован и выйдет один на один с властями… Можно раздать им инструкции, как бороться. В Башкортостане я, может, подниму с десяток директоров на бой. Нужно дать директорам готовый алгоритм — это будет прецедент, — констатировал Нурмухамет Хусаинов. Марат Лотфуллин в ответ на это дал понять, что "в судах мы не победим". "Только судов недостаточно — нужно делать что-то еще", — неопределенно сказал он.
Публицист из Чувашии Илья Иванов поделился мнением, что пока не выработан механизм того, как противостоять давлению федерального центра. В ответ на это основатель татарской партии национальной независимости "Иттифак" Фаузия Байрамова заявила, что "во время авторитарного режима невозможно влиять на федеральную власть".
— Не только мы — даже русские демократы не могут влиять на эту власть, поэтому во время выборов не нужно выбирать ни Путина, ни "Единую Россию". Надо так и написать [в резолюции собрания]: раз Путин дал поручение об отмене национальных языков, нерусские народы России призывают не выбирать такого президента, который против нашего языка, и "Единую Россию". Лучше "Яблоко", чем эти диктаторы, — подчеркнула Фаузия Байрамова.
Надо работать с народом, объяснить, что исчезновение национальных языков в школах приведет к исчезновению и национальной литературы, и национальной культуры
По ее мнению, сложившаяся "ситуация очень драматична, но еще не трагична". Байрамова отметила, что "трагична она будет на следующий год, когда будут аннулировать национальные республики".
— Это будет после выборов Путина. Не будет уже ни государственных языков, ни проблем с ними. Надо требовать отмены поручения Путина в Йошкар-Оле! Это поручение не может быть выше законов РФ. За его отмену нужно судиться до конца — решается судьба народов. Надо работать с народом, объяснить, что исчезновение национальных языков в школах приведет к исчезновению и национальной литературы, и национальной культуры. Надо объяснить, что исчезнет нация, — резюмировала Фаузия Байрамова.
Поэтесса, активист татарского национального движения Нажиба Сафина заявила, что Россия "оказывает официальное недоверие системе образования Татарстана". "По всем школам меняют директоров на русских. Зачем делать вид, что вы не знаете, что Россия идет по курсу "один язык, одна религия?", — задалась вопросом Сафина.
Зачем делать вид, что вы не знаете, что Россия идет по курсу "один язык, одна религия?"
Представитель старейшей региональной общественной организации в Марий Эл "Марий Ушем" Александр Яковлев в своем выступлении констатировал, что "языковые проблемы по сути везде одинаковые". Он рассказал, что в Йошкар-Оле марийский язык преподается "не во всех школах, как бы тут ни преподносили, что он везде есть". "Мой ребенок начал изучать марийский язык с пятого класса, в некоторых школах его нет вообще", — возмутился Яковлев.
Он также отметил, что "марийский язык уходит даже на бытовом уровне". "Даже в деревнях, про город говорить вообще нечего. Изначально нет преподавания в школах, поэтому сложно, обидно и ничего не поделаешь", — сказал Яковлев.
Кандидат исторических наук из Башкортостана Ильнар Гарифуллин подчеркнул, что среди всех Поволжских регионов Башкортостан — "самый проблемный", поскольку вопрос с изучением башкирского языка "возник с начала нулевых годов".
— Когда республика вводила башкирский язык в качестве обязательного для преподавания, против него выступили многие народы, в том числе татары, поскольку он вводился с целью замещения татарского языка башкирским. Даже сейчас в Башкортостане позицию башкирских национальных движений никто не поддерживает из числа других национальных организаций. Они фактически остались одни, — сказал Гарифуллин.
По его мнению, "в некоторых локальных случаях отмена обязательного изучения башкирского языка иногда идет на пользу изучению родных языков национальных меньшинств".
Муфтий Кировской области Зуфар Галиуллин "самой большой бедой России" назвал то, что она "не состоялась как государство, а осталась как Московское княжество, которое грабит всю Россию".
— В этом беда и русского, и всех народов — не только татарского. Этот вопрос мы не сможем решить отдельно, мы должны напомнить Москве, что Россия — это федерация, а также то, что закон превыше всего. Нужно собрать конгресс народов России. Если это будет в Казани, это будет прекрасно, — предложил Галиуллин.
Люди живут холодильником, какими-то деньгами и телевизором по вечерам, где ругают Украину
Представитель Чувашского национального конгресса Николай Лукиянов поделился мнением, что "сколько бы мы ни говорили, консенсуса мы не найдем", а активист татарского национального движения Рафаэль Мухаметдинов сделал вывод, что "у нас создано общество потребления, которое на Западе уже давно".
— Люди живут холодильником, какими-то деньгами и телевизором по вечерам, где ругают Украину. Как поднимать эту массу, которая реагирует только на деньги? Нас меньшинство. Мы говорим, что надо работать с народом. Пойди — поработай — тебя пошлют подальше, денег у тебя нет, а пирожки ты бесплатно не раздаешь. Когда у молодежи спрашивают, нужен ли им татарский язык, они, зная, что за 25 лет ничего не сделали, говорят, что не нужен. Потому что здесь ни карьеру не сделаешь, ни денег не заработаешь, — констатировал Мухаметдинов и поделился мнением, что власти могут решить этот вопрос юридически, но "им, видимо, не разрешают".
Один из участников круглого стола предложил "бороться за то, чтобы в каждой национальной республике было свое национальное образование, начиная с детского сада и до национального университета". Все присутствующие встретили такое заявление аплодисментами.
По итогам встречи был принят проект резолюции. В нем говорится, что "в Татарстане в 2002 году должно было наступить реальное двуязычие", однако "вместо этого государственные национальные языки республик все больше и больше сдавали свои позиции".
"Для расширения языковой среды не была создана правоприменительная практика, то есть не созданы конкретные законы, которые бы регулировали связь национальных языков с реальной экономической, административной и финансовой жизнью. У людей не появилось главной мотивации для изучения национальных языков — их необходимости в реальной жизни, — сказано в документе.
По мнению участников встречи, "главными виновниками катастрофического состояния языков национальных республик России являются правящие элиты национальных республик и власти РФ".
"Начиная с 2002 года, федеральная власть в лице Думы, министерства образования и президента России принимала всяческие законодательные и административные меры для сдерживания развития, а в некоторых случаях и отмирания национальных языков, например:
- 2007 год: В системе образования России упразднен национально-культурный компонент — это существенно ограничило возможность преподавания истории, культуры народов России и родных языков;
- 2009 год: Перевод итоговой аттестации, в том числе Единый государственный экзамен исключительно только на русский язык и как следствие ограничение прав на получение образования на родном языке и существенное сокращение образования на языках народов России;
- 2017 год: Отмена обязательного изучения государственных языков республик в России в системе обязательного среднего образования и как следствие вывод родных языков из государственной системы бесплатного образования", — сказано в проекте резолюции.
Участники субботнего мероприятия потребовали от республиканских властей "поэтапного внедрения национальных языков в жизнь, создание языковой правоприменительной практики, то есть конкретных законов, регулирующих внедрение национальных языков народов России в жизнь". Кроме того, в проекте резолюции указано требование к российским властям отменить все три решения, указанные выше.
"Мы требуем немедленного открытия в каждой республике национального университета для развития высшего образования на национальном государственном языке республики. В качестве альтернативы мы требуем создать национальные системы образования с базой в национальных республиках, действующие в пределах РФ. Мы требуем от Госдумы ратификации "Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств. Данные меры спасут наши языки от полного исчезновения и укрепят лояльное отношение народов РФ друг к другу и к России в целом как федеративному государству", — отмечается в проекте резолюции.
По итогам дискуссии в проект резолюции внесли некоторые дополнения. В частности, предлагается созвать Конгресс народов России, отменить распоряжение Владимира Путина, данное им в Йошкар-Оле, и не голосовать за действующего президента России.
В конце мероприятия было принято решение провести следующее заседание Координационного совета 6 ноября — в день Конституции Татарстана.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.