Ссылки для упрощенного доступа

Газета "Хыпар", 21 сентября 1917 года


"Хыпар"
(Крестьянская чувашская газета)
Издание Чувашского национального общества
21 сентября 1917 года, № 37
(Перевод с чувашского)

ПОЧЕМУ НАША ЖИЗНЬ НЕ ОБЛЕГЧАЕТСЯ?

Прошло 6 месяцев после кончины царского времени. Если новые порядки лучше прежних, то почему наша жизнь до сих пор не улучшается, а становится хуже?

По-моему, мы терпим нужду за прошлые грехи царского времени. Мать всех наших невзгод – это война. Небывалая мировая война разжевала, высосала и проглотила всю нашу жизнь. Если в деревне кого-либо убивали, то мы раньше месяцами его поминали. А сейчас ежедневно сколько людей гибнет? Кто-то принял смерть, другой получил ранение, искалечился. Без ног, без рук возвращается домой и не может принести пользу в хозяйстве. Сколько миллионов солдат впустую находятся в стороне, когда должны бы в поте лица трудиться дома. Сколько дел у них остается! Разве можно это пересчитать на деньги? Когда мужчина на войне, дом его разваливается. Оставшиеся дома женщины разрываются на части – надо следить за детьми, ухаживать за скотиной, вести полевые работы, крыть крышу избы... Разладилась жизнь в солдатских семьях. Из-за войны беспорядочной стала государственная жизнь. Из-за войны недостает хлеба. От отсутствия работников в государстве много земли остается незасеянной.

Из-за войны не стало базарных товаров – нет работников на заводах и фабриках, нет дров и угля...

Из-за войны обесценились деньги, в наших руках не осталось золота и серебра, даже меди, остались лишь бумажные деньги. Только ли это?

До войны наши долги были в 9 миллиардов. Теперь они поднялись до 41 миллиарда. Когда нам избавиться от этих долгов?

...Когда начали войну, никто у нас не спрашивал – хотим ли мы воевать? А нужды войны терпим мы.

ЧУВАШСКАЯ ЖИЗНЬ.

Образованным чувашам хочу дать советы.

Раньше мы учились только по русским книгам. В русской школе я учился 12 лет, и за это время имел лишь две книги на чувашском языке. Одну дал Ядринский инспектор Федор Никифорович, другую выискал в семейной библиотеке. Это была Ашмаринская грамматика. Над этой книгой я много сидел и учился. Потом, когда выпускали чувашские книги, с товарищами правили корректуру. С тех пор покупаю все новые чувашские книги. В Казани на базарном толчке находил книги о чувашах. Там я приобрел книги Золотницкого, Перетятковича, свящ, Иванова. Чтобы научиться писать и беседовать на чувашском, ежедневно стал записывать в тетради все услышанное и увиденное. Уже 14 лет, как веду такие записи. Читаю хорошую книгу, и думаю: "Ах, надо бы эту книгу на чувашском иметь"... Читаю про умных людей, думаю, что о них следовало бы чувашам рассказывать...

Один или с кем-нибудь обговариваю, обдумываю, но ни на что сил не хватает. Переводить книги и отпечатать на стане денег нет. У нас, чувашей, есть желание писать, только на издание книг средств нет. У кого деньги водятся, те о книгах не помышляют.

Об этом еще 1-2 августа 1906 года мы, чувашские ученики, в Симбирске вели разговор. Собирая от каждого деньги, образовали свою казну. Составили устав. Видать, много денег не набралось. Выпустили две-три книги, и на этом дело остановилось, да и чувашская газета в мае 1907 года закрылась.

Пусть эта участь минует современную газету "Хыпар". Пусть каждый чуваш читает ее, пусть в каждой деревне уразумеют ее наставления. Учителя по праздникам пусть организуют громкие читки и привлекают к чтению молодежь.

...400 лет назад книги на машинах не печатали. Они были рукописные. Теперь не нужно каждую книгу переписывать, можно одновременно отпечатать тиражом в 5 тысяч, в 10 или 50 тысяч экземпляров. У французов только одна газета распространяется на один миллион человек. Наша первая газета "Хыпар" доходила до одной тысячи читателей, современный "Хыпар" доходит до 10 тысяч человек. У нас чувашских деревень более 2500, почти 3 тысячи. 10 тысяч экземпляров газеты – это 3-4 номера на каждый населенный пункт. Хоть бы было везде так!

Нужны склады чувашских книг в Казани, Чебоксарах, Цивильске. В больших селениях: в Шихазанах, Ишаках, Аликове тоже склады нужны. Где найдется радетель чувашской книги, там надо открывать книжный склад. Если в уезде откроются 2-3 склада, тогда чуваш нормально заживет.

И. Юркки.

__________________________________

Юркки Иванĕ – Иван Дмитриевич Никитин (1881-1948), родственник Н.В. Никольского, педагог, переводчик, этнограф, фольклорист, библиограф, автор сборников чувашских народных песен (1908) и сказок (1936). В советское время работал в Книжной палате и Научно-исследовательском институте ЧАССР. – Прим. ред.

Письмо. Филиппу Стрекозе (Шăрчăк Хĕлипне).

Написано 10 сентября.

Аван-и, Хĕлип тус! Какого вкуса фронтовая жизнь? Почему не пишешь?

Тут у нас недавно, в прошлое воскресенье, выбирали гласных в волостные земства. В тот день я побывал у сестры в вашей деревне. Как только вошел в полевые ворота, увидел трех красиво приодетых, спешно идущих девушек. Притянул вожжи (у меня рысак хороший), остановился перед девушками и спросил: "Куда вы, девицы-красавицы?" – "Выбирать гласных!"... Еще чуть-чуть проехал – увидел чинно-важно идущих по улице стариков с посохами. Ах, какой красивой показалась мне в тот момент ваша деревня!

...Погостив у сестры, поехал в школу. Во втором классе на широком столе стоит желтый крепкий сундук. Вокруг аккуратно сидят норвашские женщины, Анастасия Моисеева, батюшка и другие члены комиссии. Я не стал их тревожить, постоял в коридоре, наблюдая, как тихо голосуют твои земляки. Тут подошли две учительницы Данилова и Никитина (помнишь ли ты их?) и отдали свои голоса. Я пошел с ними и похвалил за хорошую работу. "Спасибо на добром слове тебе, Етрель Тавраш Тимахви! За темный народ села Норваши много старалась Мусея дочь Настасия. Коль учителя за дело берутся, то сельчане быстро ума набираются", – сказали они.

Когда вернулся домой, на улице рассказал о норвашцах и их выборах. "Анастасия Моисеева и у нас побывала, очень даже понятно все объяснила", – похвалили ее наши люди. В нашей деревне волостными гласными выбрали Кетрел тавраш Мигули и Хурчыга Ивана. И в других деревнях Ентикской (Янтиковской. – Прим. ред.) волости в основном выбрали грамотных людей.

Твой одноклассник и товарищ Е. т. Т.

Базарные Ковали.

Цивильский уезд. Выборы гласных волостного земства от 6 сентября оставили грустные впечатления.

До выборов волостных гласных я на двух собраниях объяснял народу о значении, нужности и формах работы волостных комитетов. Народ быстро понял, зачем нужны и как полезны они для организации общего дела. Тут же стали выдвигать кандидатуры. Выдвижение продлилось в 2-3 этапа. Нашлись люди, которые критиковали выдвинутые массами кандидатуры, выдвигали своих представителей и спорами вносили смуту в народ.

Выборы гласных вначале состоялись 3 сентября. В нашем Ковалинском округе голосовать должны были 1156 человек. Когда подсчитали бюллетени, то их оказалось не более 800 штук. Вместо выдвинутых на собрании 12 кандидатур голоса распределились на 200 фамилий. На этих выборах не прошел ни один кандидат.

Вторые выборы состоялись 7 сентября. К выборам выдвинули 11 кандидатур и решили выбрать гласных из них. Оказалось, что голоса отданы не 11 выдвинутым, а 62 кандидатам.

Ожидалось не менее 900 записок. Оказалось не более 440. Неправильных около 30-40 записок.

Народ наш не совсем темный и безграмотный, и стыда еще не потерял. Но любит прислушиваться к разным кривотолкам и подтрунивать над другими. Много было издевательских записок в адрес инвалидных людей – слепых, юродивых, плешивых. Они и так живут в горе, нельзя про них писать обидно... По закону такие записки с ненужными словами при подсчете голосов не учитываются.

Подумайте-ка: если в каждой деревне недосчитаются по 420 голосов при выборах в Учредительное собрание, сколько мы в 16 волостях 12 уездов Казанской губернии потеряем голосов?

Н.П. Рзай

"Хорошие" люди в Турмышах.

3 сентября в населенных пунктах Янтиковской волости по новым правилам провели выборы земских гласных. Не знаю, как в других деревнях, но у нас в деревне Турмыши, выборы прошли очень хорошо. Накануне выборов в каждом доме всем, кому более 20 лет, раздавали бумаги для заполнения. Не голосовавших (не заполнивших записки) немного. Женщины тоже были активны, безграмотные попросили грамотных помочь им. Из 860 голосующих записки заполнили 767 человек. Оказывается, некоторые были в отъезде, другие опоздали принести записки...

Самые интересные новости, заметки и объявления из газет и журналов Поволжья 1917 года читайте на нашем сайте. Продолжение следует.

Читайте о событиях столетней давности в специальном Telegram-канале"Поволжье в 1917 году"

XS
SM
MD
LG