Казанская художница с тяжелой формой церебрального паралича мечтает создать мультипликационную студию для детей с ограниченными возможностями, а пока каждое лето торгует своими картинами на улице.
В аннотации к действующей до 7 декабря выставке Риммы Хадиевой сказано, что ее часто сравнивают с Ником Вуйчичем. А сама Римма считает: она - прежде всего художник. И уже потом – инвалид. И Римме очень обидно, что если можно чего-то добиться, то не иначе как в декаду инвалидов. Добивается она не для себя.
Римме очень обидно, что если можно чего-то добиться, то не иначе как в декаду инвалидов
Римма ведет нас к своей любимой картине. Киевский рынок. Работы Риммы развешаны в огромном холле Дворца культуры в Дербышках на окраине Казани. Римма рассказывает, что ей очень нравятся рынки. Там настоящая жизнь. Но рынки, как и многое другое в России, оказались под запретом.
"ОБ ЭТИХ РАБОТАХ ПРОСТО НИКТО НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ"
- Выставка ваших картин предваряла на Московском кинофестивале премьеру фильма “Шапито-шоу” Сергея Лобана...
- Это была идея Сергея. Он мне хотел помочь подзаработать чуть-чуть. Но эти картины не удалось продать. Так и не удалось, и в итоге он потом к ним привык и вообще теперь не хочет никуда их выставлять, отдавать. Пускай это будет его коллекция. Как талисман.
- А много у него ваших картин?
- Работ семь. Коллекция портретов. Один этот Барецкий чего стоит (Стас Барецкий, российский музыкант, выступавший с группой Сергея Шнурова "Ленинград", звезда турбо-шансона, как он сам именует жанр, в котором пишет и исполняет песни, в "Шапито-шоу" сыграл роль нового русского – “Idel.Реалии”). Огромное полотно. Но он не вживую позировал. Мне покупали холст, давали фотографии, я во время диплома их копировала. И познакомились на этой почве, что я безупречно рисую портреты людей.
- Здесь не только портреты.
- В Питере и Москве я известна как портретистка. Об этих работах просто никто не догадывался. Они дома все были, и никто не знал, что я в другом жанре могу рисовать.
- То есть эти картины первый раз увидели свет?
- Первый, кроме “Холик” (серия портретов – “Idel.Реалии”).
- Сложно вам далась эта выставка?
- Мне моя преподавательница помогла. Ей надо студентов водить на какую-нибудь интересную выставку. Она знала о моих работах, но не могла же притащить всех студентов ко мне домой! Там всё в куче было. Мы искали-искали большой зал, и нам предоставили. Большое спасибо директору этого дворца.
- Вы писали у себя в “ВКонтакте”, что об инвалидах вспоминают в декаду инвалидов...
- Да, но мы здесь договаривались загодя. А мне все советовали в декаду. Именно в декаду. Но я как художник мнительная очень. Но так и получилось в основном - в декаду.
- Вы дома рисуете?
- Дома вся комната захламлена. У меня мама ругается по этому поводу. А мастерскую как таковую в Союзе художников не выдают.
"ОДИН РАЗ ПЫТАЛИСЬ ОБВОРОВАТЬ, НО У МЕНЯ МЁРТВАЯ ХВАТКА"
- Как рисовать начали?
- В школе во мне заметила талант одна преподавательница из Союза художников. Она вела у нас кружок рисования. Она как увидела мои каракули тогда, так сразу принялась за меня. Я думала сначала, это не всерьез.
- А в институте в Москве как учились, заочно?
- В общежитии.
- Поэтому так много картин на тему общежития?
- Вот, например, стирка. Каждый день приходилось руками стирать одежду от красок. Готовить научилась и так далее... В общем, всё как у всех. Обычная студенческая жизнь была.
- Здесь еще и распечатки ваших постов... Может быть, сделать сборник?
- А кто его будет оплачивать? У меня много написано всего, и книги есть и научные идеи об аутистах, даунах, но это же всё надо спонсоров искать!
- Вы на жизнь зарабатываете портретами?
- Пока я на улице сижу, торгую картинами.
- А где?
Я упала, и он меня протащил по асфальту с курткой
- На Баумана (улица Баумана, главная пешеходная улица Казани – "Idel.Реалии"). Только пока теплая погода, летом. А зимой там бесполезно сидеть, всё равно людей мало. А летом там и туристы ходят. Они – основной мой клиент.
- Нет проблем с хулиганами и полицией?
- С полицией нет. Один раз пытались обворовать, но у меня мертвая хватка. Куртку хотели отнять. Где деньги все были у меня. Я продала картины, и много, и туда складывала весь капитал. Все это видели, и один пытался вырвать из рук. Пытался, но не удалось. Я упала, и он меня протащил по асфальту с курткой. Дальше сбежались люди, художники, поймали этого вора, чуть не ограбили его самого. Больше таких случаев не было, кажется.
"СЧИТАЮ, ЧТО ВЕРНУЛИСЬ ВРЕМЕНА СТАЛИНА"
- Расскажете о вашей любимой картине здесь?
- “Киевский рынок”. Вы же знаете, по указу Путина (с 2012 года всем рынкам, кроме сельскохозяйственных, было запрещено оставаться под открытым небом – “Idel.Реалии”) все рынки уличные позакрывали. А Киевский рынок... там были продавцы, которые давали мне обувь. Так как пары хватает только на две недели - и дырка уже. И поэтому они почти за бесценок отдавали мне обувь на этом рынке. Вообще, рынок меня рынок очень привлекал. Я все свои выходные тратила на рынок, что-нибудь поторговаться...
- И люди еще... Вы, наверное, легко с людьми сходитесь.
- Я бы не сказала.
- А еще, смотрю, Горбушка у вас есть. Старая еще?
- На Горбушке я ходила на концерт “Гражданской обороны”. Помните такую группу? Я очень любила Егора Летова. Но он, к сожалению, помер уже, кажется. Жалко так! Мне люди рассказывали, как он проводил там первые свои концерты, когда всё было под запретом, и как Горбушка открылась, потаенное неформальное место было для этих всех людей.
- А из казанских рынков рисовали какие-то?
- Я продаю свои картины на ярмарке. Надо платить аренду, оформлять свои работы.
- На Фучика рынок. И всё.
- Вы упомянули тему запретов. На ваш взгляд, сейчас общество вернулось к тому, что запретов стало много, как в Советском Союзе?
- Это моя больная тема. Это вообще лучше не начинать обсуждать. Я считаю, что вернулись времена Сталина, кажется мне так, где всё и вся запрещается.
- Но ваших картин это, надеюсь, не коснулись?
Я продаю свои картины на ярмарке. Надо платить аренду, оформлять свои работы.
- Нет, но они же малоизвестны пока. Я их первый раз выставила. Не зря я подняла тему рынка. Это запрещается теперь – уличная торговля. Запрещается всякая деятельность, она очень дорого стоит. Я имею в виду, что всякое дело открывать очень трудно. Нужно платить много налогов, прежде чем начинать свое дело. Вот пример. Я продаю свои картины на ярмарке. Надо платить аренду, оформлять свои работы, а в итоге люди смотрят, и мало кто покупает работы. И в каждом деле так.
- Вы часто пишете о детях. Что за дети?
- Я хочу открыть мультстудию. Я позову свою подругу, а то я устала говорить... Гузель!
- У Риммы есть идея – создать мультипликационную студию для детей с ограниченными возможностями, - рассказывает художник Гузель Юсупова. - Чтобы они, как обычные дети, могли рисовать, создавать мультики. Мы хотим сейчас провести экскурсию на двухэтажном автобусе. Чтобы у детей появились впечатления - и на фоне сделать мультик. Всё рисуют сами дети. Монтировать будем мы.
- Есть помещение под студию?
- Нас приютила академия ремесел Татарстана. Предоставляет помещение, где занимаемся с ребятами. Пока так. В идеале хочется, чтобы у Риммы был кабинет, где бы она могла заниматься с ребятами. Социальное такси – его недостаточно. Может быть, администрация предоставила бы нам такую возможность, чтобы мы могли собирать в этот автобус детишек?
- Вы пытались на кого-то с такой инициативой выходить?
- Мы пытались по поводу экскурсионного автобуса выходить. Сейчас, в декаду инвалидов.
- А по поводу студии?
- Обращались в управление культуры Казани. Нам предложили ДК. Но тот ДК слишком далеко. Туда тяжело добираться и посетителям будущим, и самой Римме.
- Много детей посещает студию?
- Достаточно, - припоминает Гузель.
- Еще больше дома сидят, - уточняет Римма.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.