На прошедшей неделе президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ "О праздновании 100-летия образования Республики Татарстан" в 2020 году. Это стало своего рода ритуальным одобрением аналогичного указа президента Минниханова, подписанного двумя годами ранее.
Вообще, на дату возникновения современного Татарстана вполне претендует сразу несколько дат, но согласно "официальной" версии этой датой суждено быть именно двадцать седьмому мая 1920 года, когда было издано постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР.
Нынешняя идеология пытается "примирить историю" путём выстраивания линии исторической преемственности по схеме "Российская империя → Советский Союз → Российская Федерация"
Однако почему же за официальную точку отсчета истории республики берётся именно советский этап? Ведь общеизвестно, что татарская нация имеет тысячелетний опыт государственного строительства. И на территории современного Татарстана (и не только Татарстана) существовало несколько государств, созданных волго-уральскими татарами (не говоря уже о крымских татарах и татарах Западной Сибири — создателях Сибирского ханства). Это сложный вопрос. И всё же попытаемся разобраться.
Сразу же стоит учесть один весьма важный нюанс. Дело в том, что нынешняя Российская Федерация провозглашена правопреемницой СССР. Нынешняя официозная идеология пытается (пусть и довольно безуспешно) "примирить историю" путём выстраивания линии исторической преемственности по схеме "Российская империя → Советский Союз → Российская Федерация". В этой "идеальной" картинке мира одновременно в довольно странной компании умещаются Николай II и Иосиф Сталин, ряженые казаки с хоругвями и празднование Дня Победы над нацистской Германией — победы, которую обеспечила политическая система, с которой 100 лет назад воевали идейные предшественники тех же самых "хоругвеносцев". Несмотря на все эти стремления "скрестить ужа с ежом", попытки "примирить историю", из-за очевидной внутренней противоречивости все эти пропагандистские усилия обречены на провал — общество в массе своей их попросту не воспринимает. И поэтому во всей этой цепочке явно доминирует линия "Советский Союз → Российская Федерация".
Вот и неудивительно, что именно с советского периода, как с исторического старта, принято начинать точку отсчета многих ключевых вещей. Даже в XXI веке у нас до сих пор принято 23 февраля отмечать как день "советской" армии, 10 ноября — как день "советской" милиции, а 12 апреля — как день "советской" космонавтики. Разумеется, приставка "советский" ныне официально не употребляется, но она подразумевается сама собой, учитывая, что все эти праздничные даты возникли именно в советское время. Так что отсылка к советскому периоду и в случае с празднованиями юбилеев национальных республик России представляется в этой логической цепочке вполне объяснимой. Помимо Татарстана аналогичные юбилеи собираются справлять и многие другие национальные республики РФ: кто-то чуточку раньше (как, например, Башкортостан — в 2019 году), кто-то — немного позже.
Существует множество альтернативных дат возникновения Татарстана
Однако, как уже было сказано выше, благодаря огромному историческому "багажу" татарской нации по части государственного строительства существует множество альтернативных дат возникновения Татарстана. Если мы берём Казанское ханство (а ведь еще раньше существовала Волжская Булгария), не говоря уже о Золотой Орде, то вскрывается очевидный факт, что это было большое государство с территорией, в несколько раз превосходившей нынешний маленький Татарстан — государство с узко ориентированным национальным политическим наследием. Т.е. Казанское ханство, по сути, являлось государством татар и других народов Поволжья и Приуралья, тогда как Золотая Орда была более имперски ориентированной. В случае, если официальная история Татарстана брала бы свое начало с периода Казанского ханства, республика признавалась его правопреемницей, а это дало бы идеологическое обоснование расширению влияния на поволжские регионы. Конечно же, всем ясно, что это абсолютно не вписывается в нынешнюю практику красного Кремля централизации и замыкания всего и вся на Москве.
Дата суверенитета — 30 августа 1990 года — которую принято отмечать как государственный праздник День республики, не может приниматься за дату рождения Татарстана, т.к. тогда де-факто произошла всего лишь смена статуса республики. Татарская Автономная Советская Социалистическая республика (ТАССР) превратилась Татарскую Советскую Социалистическую республику (ТССР), то есть из автономной она приравнялась по своему статусу к союзной, чего неоднократно пытались добиться многие поколения руководителей Татарстана в советский период — начиная с Мирсаида Султан-Галиева (за что он и был в свое время репрессирован). Изменение статуса не означает создания новой республики, поэтому преемственность с республикой, официально созданной в 1920 году, в данном случае безусловно сохраняется.
Если брать события революционного периода, то помимо собственно 1920 года за точку отсчета республики можно было бы взять несколько дат: например, 29 ноября 1917 года и 22 марта 1918 года.
Так, 29 ноября 1917 года был издан указ Национального Парламента тюрко-татар (Милли Меджлиса), базировавшегося в Уфе, о создании штата Идель-Урал и создании Коллегии по его осуществлению.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рожденный революцией. Татарскому парламенту исполнилось 100 лет
Штат Идель-Урал (затем в 1918 году переименованный в Идель-Уральскую республику) был по сути своей не национальной (то есть не Татарской национальной республикой), а многонациональной автономией народов Поволжья — хотя главную роль в его создании и играли именно татары. Это по сути своей "федерация в федерации". Визуально эта федеративная республика располагалась на территории как раз бывшего Казанского ханства, объединяя именно те народы, которые в свое время входили в его состав — но без претензий на независимый статус, а как часть обновленной федеративной Советской России.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Идель-Урал и чуваши
Однако и здесь есть свои идеологические "подводные камни". Получается, что татары (попутно привлекая к этому и другие народы Поволжья и Урала) сами самостоятельно реализовывали свое право на национальное самоопределение, целиком и полностью полагаясь на свои силы (Национальный Парламент в Уфе и военные части Хәрби Шуро, присягнувшие ему). А где же тут вторая сторона — центр в лице Москвы? А центр в этом случае остаётся только в роли статиста, что может быть воспринято как нечто "неполиткорректное" в нынешних условиях.
Решение о праздновании столетия Татарстана в 1920 году полностью вписывается в логику нынешней тактики федерального центра как по идеологическому контролю, так и по механическому уравниванию всех национальных республик
Если мы берем 22 марта 1918 года — дату провозглашения Татаро-Башкирской республики — то и это было бы исторически весьма правильно. В отличие от штата Идель-Урал, она была именно национальной республикой, созданной для совместного самоопределения татар и башкир. Такой её хотели видеть не только татарские социалисты (Галимджан Ибрагимов и Мулланур Вахитов), но и советское правительство. Затем события Гражданской войны, внесшие свои коррективы, привели к разделению её на две отдельные республики — то есть это было эволюцией совместного татаро-башкирского проекта. После Соглашения советской власти с Башкирским правительством в марте 1919 года и образования Башкирской республики в рамках советского государства, Декрет о Татаро-Башкирской республике был признан утратившим свою силу. Но и здесь для федерального центра очевидно есть свой "изъян" — акцентирование на этой дате служит напоминанием о том, что после аннулирования планов по созданию совместной Татаро-Башкирской республики вопрос о дальнейшей судьбе территорий трёх уездов Уфимской губернии, компактно заселенных татарским населением, должен был решаться на всеобщем референдуме. Что однако не было реализовано и эта территория директивно была присоединена к Башкортостану, что привело к отрыву огромной территории, заселенной татарами, от "материнской республики". Отсюда и появился пресловутый "татарский вопрос в Башкортостане".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татарский язык в Башкортостане: история вопроса
Поэтому решение о праздновании столетия Татарстана в 1920 году полностью вписывается в логику нынешней тактики федерального центра как по идеологическому контролю, так и по механическому уравниванию всех национальных республик под одну гребёнку (это кстати касается даже тех народов, которые особо и не стремились к национальному самоопределению). Как говорится, в едином строю, чтоб никто не выделялся.
Отсутствие целенаправленной политики памяти — основная проблема. В результате в массовом сознании образуется стереотипное представление о том, что ничего здесь не было, пока вдруг в 1920 году татарам просто насильно "подарили" национальную республику.
Однако следует всё же признать, что основная проблема заключается не только в трактовке дат. Празднование столетнего юбилея республики — это не одномоментный процесс, он предполагает комплекс мероприятий, логически охватывающий события, предшествовавшие созданию нынешнего Татарстана. И в рамках этого процесса можно было бы вспомнить все важнейшие исторические события, приведшие к провозглашению Татарстана в 1920 году — это и называется пресловутой "политикой памяти", формирующую нацию.
И что действительно вызывает огорчение и настороженность, так это то, что в реальности в Татарстане не ведётся никакой подготовительной работы к празднованию столетия республики. Поэтому абсолютно незамеченными в публичном пространстве остались юбилеи этапов возрождения татарской государственности: такие как созыв исторически поворотных I (май 1917 г.) и II (июль 1917 г.) Всероссийских съездов мусульман, когда и было принято решение о необходимости создания национальных автономий. Или еще больше — созыв Татарского Национального Парламента в ноябре 1917 года, провозгласивший создание штата Идель-Урал, и издание Декрета о Татаро-Башкирской республике в марте 1918-го.
У массового обывателя совершенно отсутствует информация об этих событиях, которые способствовали созданию современного Татарстана, ставшего лишь конечной точкой движения татар за свое национальное самоопределение. Отсутствие такой целенаправленной политики памяти — главная и основная проблема, а не сам факт назначения юбилея республики на 2020 год. В результате в массовом сознании образуется вакуум и стереотипное представление о том, что ничего здесь не было, пока вдруг в 1920 году татарам, как и многим другим народам, просто насильно "подарили" национальную республику.
К слову, в соседнем Башкортостане, несмотря на споры о дате возникновения республики, подготовка к празднованию её столетия в 2019 году идет уже не первый год. В Татарстане же никаких серьезных телодвижений в этом направлении не видно, а времени всё меньше. Разве что сайт, посвященный 100-летию РТ, заработал.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.