Министерство экологии и природопользования Башкортостана отобрало региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Отбор осуществлялся по пяти зонам, на которые была поделена республика согласно утвержденной в 2016 году правительством республики территориальной схеме. В центральной зоне, в которую входит столица Башкортостана и 14 муниципальных районов, будет работать МУП "Спецавтохозяйство по уборке города Уфы". ООО "Дюртюлимелиоводстрой" будет обслуживать города Нефтекамск, Агидель и еще 12 муниципальных районов. В зону ответственности ишимбайского ООО "Эко-сити" вошли города Кумертау, Стерлитамак, Салават, Сибай, а также 18 муниципальных районов. Туймазинское ООО "Экология Т" будет работать в городе Октябрьский и в 10 близлежащих районах. Наконец, город Межгорье, являющийся закрытым территориальным образованием, будет обслуживать одноименное МУП ЖКХ "Межгорье".
Конкуренция при отборе оказалась минимальной, либо вовсе отсутствовала. Так, в центральной, юго-западной зонах и в Межгорье на конкурс было допущено лишь по одному участнику, в южной и северо-западных зонах — по два участника.
С отобранными операторами должен быть подписан контракт сроком на десять лет. Исполнение контракта, в который входит организация сбора, перевозки, переработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, начнется с 1 января 2019 года.
Об итогах конкурсного отбора и проблемах, которые предстоит решить в связи с запуском новой системы обращения с отходами в республике, корреспондент "Idel.Реалий" поговорил с председателем общественной организации "Союз экологов Башкортостана", руководителем саморегулируемой организации "Некоммерческое партнерство "Объединение предпринимателей по рециклингу отходов" Александром Веселовым.
— Как можно оценить общие итоги конкурсного отбора региональных операторов?
Они привыкли работать только в городе, где всё компактно, всё отлажено за десятилетия работы, а в районах нет реальных объектов размещения и переработки отходов, нет транспортных специализированных организаций
— С точки зрения результатов отбора мы, как "Объединение предпринимателей по рециклингу отходов", ими, в принципе, довольны. Сперва было намерение отменить итоги будущего отбора через антимонопольную службу, поскольку очевидно было, что вводились специальные критерии в пользу организаций, которые лоббировались нашим министерством экологии. Но впоследствии это удалось поправить в сторону большей объективности. В итоге, по трем зонам победили члены нашей саморегулируемой организации. Есть вопросы по будущей деятельности оператора в центральной зоне, где победило МУП "Спецавтохозяйство по уборке города Уфы". Полагаю, теперь это МУП надо как-то превращать в коммерческую организацию, иначе в прежнем статусе они не справятся с функциями регионального оператора по всей зоне. У них ведь, кроме Уфы, еще 14 районов, включая отдаленный северо-восток республики. И у них нет ни опыта, ни материально-технической базы, чтобы эффективно работать на таких расстояниях. Они привыкли работать только в городе, где всё компактно, всё отлажено за десятилетия работы, а в районах нет реальных объектов размещения и переработки отходов, нет транспортных специализированных организаций. Всё это осложнит работу.
Собственно, аналогичные трудности ожидают в ближайшем будущем всех отобранных региональных операторов. Им нужно будет вкладывать большие средства в конкретную инфраструктуру для точного и полного выполнения контрактов. Этой инфраструктуры сейчас нет — не построено ни одной мусороперегрузочной станции, нет мусоросортировочных комплексов.
— Смущает, что при отборе операторов была минимальная конкуренция. Чем это можно объяснить?
— Прежде всего, тем, что к отбору были весьма жесткие и оправданные условия. Участники должны были предоставить банковские гарантии, доказать наличие инвестиционных средств и многое другое. Не каждая фирма такое потянет. К тому же, какая-то конкуренция всё же была. Она могла быть и большей — так, например, по центральной зоне в конкурсе могла бы принять участие фирма "Регион Капитал", та самая, которая хочет построить в Благовещенске весьма проблематичный полигон. Но, в общем-то, скажу так — победили те, кто может потащить эту проблему.
— Всё же, в республике, только по официальным данным, насчитывается более 150 частных предприятий, работающих с отходами, — что станет с ними? Не вытеснят ли их впоследствии с рынка?
— Опасность монополизации этой сферы в дальнейшем, конечно, есть, но, думаю, это будет происходить постепенно. Будут выживать сильнейшие и на рынке останутся те организации, которые реально владеют или пользуются на правах аренды объектами размещения отходов, мусоросортировки, мусоропереработки. Конечно, те фирмы, которые отличаются злоупотреблениями — например, закапывают отходы, фальсифицируют отчетность, — они будут цивилизованно вытесняться. На первом месте всегда будет стоять вопрос безопасного обращения с отходами, вопрос минимизации воздействия на окружающую среду на всех стадиях работы.
К тому же, на сегодняшний день, как я понимаю, не стоит задачи всех убрать. Те, кто работает эффективно, останутся, а там уже каждый региональный оператор будет выстраивать с ними свою политику.
Наша задача, как саморегулирующей организации, объединяющей работающих с отходами частных предпринимателей, как раз и состоит в том, чтобы защищать их права перед региональными операторами, которые, понятно, будут стремиться стать монополистами в этом деле.
— Нет такого ощущения, что мы очень сильно опаздываем с этой реформой?
— Нельзя сказать, что в нашем мы регионе мы совсем уж опоздали с отбором операторов. Хотя многие субъекты федерации нас опередили в этом, но мы всё же не в самом хвосте. Но вообще, конечно, это дело сильно затянулось. Как я уже неоднократно говорил и писал, федеральный закон, обязывающий регионы разработать территориальные схемы и отобрать операторов, был принят еще в конце 2014 года. Но схема, разработанная нашим министерством экологии, оказалась сырой, характер подготовки к конкурсу по подбору операторов носил явно коррупционные признаки. В итоге, мы, как и целый ряд других регионов, оказались не готовы к введению в действие федерального закона, и правительство России приняло решение отсрочить ввод института региональных операторов ТКО на целых два года. Проблема же за это время еще больше усугубилась почти везде — мы видим уже настоящие "мусорные бунты", например, в Подмосковье. В республике тоже всё это назревает. К тому же мы опаздываем с решением и другой проблемы — федеральное законодательство вводит в приоритет мусосоропереработку, но до наших властей это пока не очень доходит. В целом же, я надеюсь, что со временем обстановка будет налаживаться, но пока она всё еще ухудшается.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.