Журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий заглянул в редакцию "Idel.Реалии" буквально на полчаса. За это время мы успели не только задать ему несколько вопросов, но и посмотреть выступления татарских и удмуртских музыкантов. Троицкий честно признался, что кроме Зули Камаловой из татар никого никогда не слышал. Вердикт критика: татары петь умеют, но вот с аранжировками в Татарстане беда.
– Я вообще ничего не знаю о татарской музыке. Хотя этнической музыкой интересуюсь. И в моих передачах её звучит много. Если говорить конкретно о татарском этно, то тут для меня один большой авторитет - Зуля Камалова. С её творчеством я знаком хорошо. По-моему, слышал все её альбомы, которые выходили в Австралии. В том числе, и самый последний. Я считаю её в высшей степени интересной артисткой, и творчество её производит на меня впечатление.
Your browser doesn’t support HTML5
– Я предлагаю вам посмотреть выступления популярных татарских певцов. Пожалуй, начнем с Салавата, который считается супер-звездой татарской эстрады и на которого равняются многие молодые татарские певцы.
– Ну, что ж. Попробуем.
Первая песня, которую прослушал Троицкий, называется "Юк, юк".
– Вижу, что этот артист даже выступал в Москве в "Крокус Сити Холле". Немногие могут распродать достаточное количество билетов, чтобы отыграть и спеть в этом большом зале. Впечатление у меня смешанное. С одной стороны, мне понравилось, как он поёт. Интересный, небанальный голос. Своеобразная манера пения. Не знаю, насколько это типично для татарской эстрады, но в России так не поют. Это совершенно точно: я имею в виду в русско-славянской России. Мне это было интересно слышать.
Мне понравилось, как он поёт. Всё остальное мне не понравилось.
Голос такой немного вывернутый что ли, с такими очень своеобразными интонациями. Содержание песни я, естественно, не понял. Видеоклип весьма сентиментальный, драматичный - слёзы выжимает. Но по тому, как Салават поёт эту песню, могу почувствовать, что что-то там не в порядке с любовью. И это чувствуется в таком довольно прихотливо изломанном голосе вокалиста. Это то, что мне понравилось.
Всё остальное мне не понравилось.
Во-первых, аранжировка этой песни сделана в стандартной, я бы даже сказал в довольно пошлой, кабацкой манере. Некая смесь попсово-оркестровой аранжировки с хард-роковыми гитарами. На мой взгляд, это довольно безвкусно. Во-вторых, я надеялся услышать какие-то фольклорные, этнические мотивы. Боюсь, что ни в мелодическом отношении, ни в плане каких-то изысков саунда ничего такого я не услышал. Нет ни звука национальных инструментов, ни характерных восточных мелодических ходов.
Я бы поставил пятерку за голос и двойку за музыкальный материал.
– Теперь предлагаю послушать Зайнап Фархетдинову. Многие называют её золотым голосом татарской эстрады. Интересно, что скажете вы...
Артемий Троицкий смотрит выступление народной артистки Татарстана на международном фестивале "Җиде йолдыз" ("Семь звёзд"), проходившем в Казани в 2007 году.
– Могу сказать, что эта песня мне понравилась больше, чем песня Салавата. Просто потому что она, во-первых, веселее, во-вторых, в ней более ощутим национальный этнический призвук. Голос у Зайнап славный. Очень приятный голос. Глубокий грудной голос. Владеет она им безукоризненно.
Однако я предпочел бы, чтобы в нем было больше какой-то беспечности что ли, больше какого-то безудержного веселья. Песня очень радостная и, слушая её, я себе представлял поволжские степи-поля и как по ним мчится жеребец, а на нем сидит всадник или всадница, овиваемая всеми звуками ветров, и поёт вот эту песню. На мой взгляд, исполнение для такого рода материала слишком уж сдержанное.
Очень плоская, очень неинтересная аранжировка
Ну, и аранжировка. Вторую песню слушаю — второй раз подряд очень плоская, очень неинтересная аранжировка. Складывается такое впечатление, что татарские саунд-продюсеры, музыканты довольно равнодушно относятся к тому, каким образом звуково оформлять песни. Такое ощущение, что записи были сделаны что у Салавата, что у Зайнап лет 30-40 тому назад. И это довольно обидно. Мелодии, конечно, вечные, но обрамление этих мелодий всегда идет вперед, и мне кажется, что было бы интересно, если артисты подходили бы к звукозаписи с большей фантазией, с большей проявленностью творческого подхода.
– Сейчас давайте послушаем Элвина Грея и Гузель Уразову. Элвин Грей (он же - Радик Юлъякшин) собирает полные залы в Татарстане и Башкортостане.
– Здесь в музыкальном отношении мы перенеслись из 70-х годов в 80-е. Это всё не особо интересно. Но на этот раз вместо аккордеонов зазвучали компьютерные ритм-боксы, что не может не радовать - по крайней мере на фоне предыдущих записей.
Ни голос солиста, ни голос его партнерши Гузель Уразовой на меня впечатление не произвели - ничем не зацепили
Элвин Грей - вокалист менее интересный, чем Салават. Поёт в очень усредненной манере. Если бы я услышал эту песню не у вас в редакции, вполне мог бы допустить, что это поёт какой-то турецкий или узбекский певец 80-х. А может, подумал бы, что это какие-то фолк-поп исполнители из числа английских индусов в стиле бангра. При том, что восточный колорит в мелодии ощущается, никакой интересной национальной окраски эта запись не несет.
Ни голос солиста, ни голос его партнерши Гузель Уразовой на меня впечатление не произвели, ничем не зацепили. Салават, как я уже сказал, при всей старомодности музыкального материала поёт очень по-своему. Я запомнил, как он поёт. В общем-то, в следующий раз отличу его от других вокалистов. Что касается Элвина Грея, думаю, что его манера и тембр его голоса практически не различимы на фоне многих других голосов.
– Клип "Алтын" Иры Смелой за две недели набрал более 5 млн просмотров в "YouTube". Посмотрим?
– Наконец-то мы оказались в Татарстане XXI века. Ира Смелая, браво! Эта запись понравилась во всех отношениях. Девушка выразительно поёт. Эдакий татарский R'n'B - полупоёт, полурэпует. Надо сказать, что делает она это очень убедительно. Прекрасные интонации, подкупающий тембр голоса. В видеоклипе ведет себя естественно, без наигрыша. Да и сама по себе симпатичная девчонка.
Этот клип убедил меня в том, что Татарстан в музыкальном отношении - территория далеко не безнадежная
Этот клип можно было бы показывать не только в Москве, но и в Европе. Мне кажется, что он мог бы выйти за пределы чисто татарского диаспорического пространства. Ничего не могу сказать про национальный элемент. По крайней мере, это достойная современная песня. Речь идет, насколько я догадался, о ежедневных, может быть, даже социальных проблемах. Это само по себе здорово - куда лучше, чем петь, что ты так хороша, и ты будешь моя. Татарке Ире Смелой мои высшие оценки. Этот клип убедил меня в том, что Татарстан в музыкальном отношении - территория далеко не безнадежная.
– Ильгиз Шайхразиев представлял Татарстан на многих международных конкурсах современной поп-музыки, в том числе и в Турции. Интересно, как вы оцените его творчество...
– Еще одна абсолютно безликая, неинтересная песня, которая похожа одновременно на все хиты производства всех стран. Кроме языка, в ней нет ничего национального. Приторная, теряющаяся мелодия. Подростковый голос. Это татарский Джастин Бибер что ли? Допускаю, что молодежи это может нравиться, но тут уж надо думать: либо мы делаем скидку на то, что артист молодой, ориентируется на подростковую аудиторию, либо мы не делаем такой скидки. Если делать - наверное, это достаточно адекватно: милый, миролюбивый, слащавый паренёк. Но если мы оцениваем это, исходя из чуточку более серьезных, профессиональных критериев, можно сказать, что это твердая двойка.
– И последняя композиция, которую прошу вас оценить. Это выступление удмуртской певицы Катерины КенJали.
– Удмуртия вообще интересная в музыкальном отношении республика. Дело в том, что там еще в 90-е годы возник серьезный музыкальный электронный андеграунд. Было много интересных артистов, проходили целые фестивали электронной музыки. В общем, как ни странно - Ижевск и Удмуртия находились в авангарде всей российской электронной сцены. В общем-то, судя по этой записи, не всё еще утрачено.
Тут чувствуется национальный характер, какие-то финно-угорские народные мотивы
Интересно звучит эта песня. Однако если у татарских артистов, мною прослушанных, мне были интересны голоса и не интересны музыка и саунд, то в данном случае наоборот: интересная музыка и актуальное звучание, но очень вяло и одномерно звучит голос солистки. Впрочем, дело может быть в том, что все прочие прослушанные записи были студийными. А здесь артистка выступает под инструментальную фонограмму, но поёт живьём, т.е. обработок на голос поставлено не было. Не отрицаю, что, может быть, в студийном варианте её голос звучит более интересно.
В любом случае, как раз тут чувствуется национальный характер, какие-то финно-угорские народные мотивы. На мой взгляд, это самое перспективное для исполнителей, если они хотят добиться успеха за пределом своих республик и своих диаспор.
Если вы хотите стать татарским Джастином Бибером, будете иметь успех у сотен тысяч, может быть, миллионов татарских подростков, но при этом никому не будете интересны за пределами Татарстана. Но если вы хотите, чтобы вас услышал весь мир, хотите что-то новое этому миру сообщить о музыкальной культуре своего народа, надо делать что-то более элитарное, что-то менее банальное, но интересное стороннему слушателю.
– Как Ира Смелая, у которой нет ничего татарского?
– Да, там не было ничего татарского, но, по крайней мере, это актуальная музыка и натуральная современная артистка. Я вполне могу себе представить, что она выступает в московских или питерских клубах с такого рода программой. В том числе, и на татарском языке. Английский же тоже неродной язык, но его все слушают и воспринимают. Думаю, что и татарский язык тоже прозвучал бы. Просто видно, что артистка знает, что делает. Идеальный баланс: с одной стороны, быть в курсе актуальных мировых трендов, с другой стороны - пытаться внести в них что-то такое, чего иностранное ухо еще не слышало.
Кстати, Зуля Камалова потому и имеет успех, что она, с одной стороны, в новой родной Австралии артистка абсолютно актуального направления, такой инди-поп, даже инди-кабаре... А с другой стороны, в своем репертуаре она постоянно касается и татарской темы, и русской темы, и именно эти песни всегда в её альбомах звучат наиболее оригинально. Думаю, что и с профессиональной, и с творческой стороны это правильный подход.
– По-вашему, существует ли на российской эстраде надменное отношение к эстрадам, к музыкальному творчеству национальных республик федерации?
– В Москве это творчество просто игнорируется. Я бы не сказал, что имеется нарочито надменное отношение. Я думаю, что просто нет отношения как такового. Это просто не интересует центральную федеральную систему музыкального бизнеса. Вы знаете, что в Якутии имеется своя киноиндустрия? Там каждый год снимаются десятки художественных фильмов, которые в самой республике имеют огромный успех. За пределами Якутии они вообще никогда никому не показываются. Мало кто из российских профессиональных кинокритиков видел эти картины.
Примерно такое же отношение к поп-музыке из Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, из республик Южной Сибири и Северного Кавказа. Фактически они не существуют на музыкальной федеральной карте России.
Честно говоря, я не знаю, хорошо это или плохо. С одной стороны, может быть обидно - хочется более широкого признания. С другой стороны, мне настолько чужда и неприятна наша система совкового шоу-бизнеса, что я не считаю, что такой уж большой успех в эту машину попасть и через нее прославиться. С точки зрения финансов - да, наверное, это дает какие-то деньги. С точки зрения профессионального и творческого выхлопа - думаю, что ничего хорошего от Москвы ждать не надо.
*Артемий Троицкий - музыкальный критик, журналист, один из ведущих специалистов по современной музыке в России. Организатор многочисленных концертов и фестивалей. Награждён премией "Tampere Music Award" за "ключевую роль, которую он сыграл в развитии российского альтернативного рока в 1980-е годы".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.