Ссылки для упрощенного доступа

Идель-Урал и чуваши


Поиски форм государственного устройства России усиленно шли с самого начала ХХ века. Как менялось отношение чувашских лидеров к идее объединения с татарами и башкирами под флагом штата Идель-Урал?

Революционный февраль 1917 года был особенно заметным рубежом в истории развития демократических идей, усиления национального движения и повышения самосознания поволжских народов. Именно тогда открылась реальная возможность обсуждать тему установления автономии и государственности российских народов, в том числе и чувашей. Появились программы создания территориальных, экстерриториальных, национально-территориальных, культурных автономий, культурно-национальных штатов, трудовых коммун, национальных областей, республик и даже широкоохватной "Большой Чувашии". Одно из привлекательных предложений исходило от мусульманских общин, предлагавших объединиться под флагом штата Волги и Урала. Возникший в прошлом веке, но не реализованный проект создания штата Волга-Урал в России время от времени становится темой бурных обсуждений поволжских историков, политологов и краеведов, а также читателей сайта "Idel.Реалии".

"БОЛЬШАЯ ЧУВАШИЯ" ИЛИ "ИДЕЛЬ-УРАЛ"

Среди множества вопросов версия Идель-Урала возникла на Первом съезде мелких народностей Поволжья в Казани 15 мая 1917 года. Более 500 делегатов из различных мест – марийцы, мокша, калмыки, кряшены, пермяки, удмурты, чуваши, эрзя, а также представители русских, татар, башкир, латышей, финнов всю неделю обсуждали множество злободневных вопросов. Дискутируя о будущем устройстве России, одни выступали за союз народов Поволжья, другие – за национальные автономии, третьи – за федерацию или демократическую республику с местным самоуправлением.

Иван Васильев, председатель Союза чувашских учащихся, студент Московского межевого института, для резолюции предлагал следующий пункт:

"Признавая федеративную республику самой подходящей формой правления и не возражая против создания особых штатов на окраинах, Съезд представителей мелких народностей Поволжья вынес решение в настоящий момент своих штатов не образовывать, но в законодательном порядке обеспечить возможность перерождения самоуправления в местные штаты на территориально-национальных основах, когда местные национальности политически и культурно доразовьются до настоящего уровня".

Ненамного отличается от этого предложения вариант лидера чувашского национального движения юриста Гавриила Алюнова. Тогда еще мало кто из делегатов верил, что коренные народы Поволжья готовы взять государственную власть в свои руки.

"ИДЕЛЬ-УРАЛ" ИЛИ ВОЛЖСКО-УРАЛЬСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Затем шли дебаты на Первом Всероссийском чувашском съезде в Симбирске 20-28 июня 1917 года и 1 августа 1917 года на Втором съезде мелких народностей Поволжья. Были приняты резолюции о возможности образования экстерриториальной культурной автономии чувашского народа. Огромную работу по просвещению масс проделал профессор Николай Никольский, первый главный редактор газеты "Хыпар", он же председатель Казанской губернской земской управы и председатель Общества мелких народностей Поволжья (чувашская секция этого общества, к слову, была самой крупной: к началу августа 1917 года она насчитывала 193 человека). Чуть позднее первую скрипку в национальном движении сыграло Чувашское национальное общество (ЧНО), прообраз современного ЧНК – Чувашского национального конгресса, возглавляемое эсерами Гавриилом Алюновым, Дмитрием Петровым (Юманом), Семеном Николаевым, Гурием Вандером и другими выдающимися общественными деятелями.

В течение одного 1917 года состоялось четыре значительных съезда чуваш. "Примечательно было в них то, что все они проходили при участии всех, кто имел к тому возможность... причиною было искреннее желание всех поделиться своими думами и размышлениями по занимавшим их вопросам, при открывшейся к тому политической возможности, при родившейся свободе, так долго и жестко содержавшейся в оковах", – вспоминал потом проживавший в Праге председатель Третьего съезда чуваш Семен Николаев.

Включить чувашскую административную территорию в проектируемый Волжско-Уральский штат "Идель-Урал" с условием соблюдения равноправия и суверенности всех входящих в него народов

В 1917-1918 годах много энергии у чувашской интеллигенции ушло на выборы депутатов в Учредительное собрание. 20 ноября 1917 года в Уфе на Национальном собрании мусульман и представителей других народов было принято решение о создании тюрко-татарского штата "Идель-Урал", включающего в себя Южный Урал и Среднее Поволжье. Этот вопрос специально был поставлен на повестку дня Первого Чувашского военного окружного съезда в Казани (10 декабря 1917 года). С докладами выступили Гермоген Титов, Иван Васильев. Съезд принял решение включить чувашскую административную территорию в проектируемый Волжско-Уральский штат "Идель-Урал" с условием соблюдения равноправия и суверенности всех входящих в него народов.

В противовес мусульманскому проекту штата "Идель-Урал" Казанский совет депутатов выдвинул проект Волжско-Уральской Советской Республики. Программы Волжско-Уральской республики и штата "Идель-Урал" постоянно обсуждались на различных уровнях. Многие активисты чувашского национального движения вначале были сторонниками идеи штатов. Образовали специальную комиссию для изучения проблемы. Члены комиссии встречались с лидерами башкирского и татарского народов: З. Валиди-Туган, Г. Шарафом, К. Идельгужиным, М. Вахитовым, И. Алкиным, Г. Исхаки, М. Султан-Галеевым и другими.

Вскоре отношение чувашей к штатам изменилось. Новое положение выразил Всероссийский чувашский съезд военнослужащих, состоявшийся в Казани (12 января – 2 февраля 1918 года) под председательством исключительно авторитетного в народных массах идеолога Дмитрия Петрова (Юмана). Юман для распыленного по многим краям чувашского народа наиболее подходящим считал форму культурной автономии.

ТАТАРО-БАШКИРСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИЛИ ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Видный публицист, писатель, экономист, основатель чувашской левоэсеровской партии Дмитрий Петров (Юман), будучи полномочным представителем контактной комиссии с мусульманами, выступал на съездах чуваш, мари, удмуртов, башкир против вхождения в состав Татаро-Башкирской республики, но не отказывался "от создания единой областной федеративной республики, совместно с другими народностями в составе единой Российской Федерации".

9-13 июня 1918 года в Казани делегаты Общечувашского рабоче-крестьянского съезда обсудили доклады Д.П. Петрова (Юмана) "Отношение к Татаро-Башкирской республике" и группы выступающих (Г.Ф. Алюнова, Г.Т. Титова, А.Д. Краснова) "Самоопределение чувашского народа и формы его осуществления" и большинством голосов высказались против вхождения в Татаро-Башкирскую республику, где "при гегемонии мусульман чуваши оказались бы в неравном положении". Учредиловец Алюнов уже тогда выдвинул проект Чувашской Республики, но сожалел, что "на данном этапе своего политического и культурного развития чуваши самостоятельно не готовы к самоопределению".

Чувашская газета "Хыпар" подробно, без пропусков освещала все нюансы развития проблемы. Увы, чувашские советские историки во главе с "красным профессором" Иваном Кузнецовым обсуждения и решения того времени нагло перевирали, а некоторые современные сотрудники гуманитарного научно-исследовательского института (ЧГИГН) путаются даже в датах съездов и судят о событиях по прежним односторонним материалам или по переводам на русский язык отдельных отрывков из первоисточников. Наиболее объективно оценили события 1917-1920 годов политолог Алексей Леонтьев ("Хыпар": минувшее и настоящее", 2011) и историк Сергей Щербаков ("Национальное самоопределение чувашского народа в начале ХХ века", 2013).

Читайте также
Издания газеты "Хыпар" 1917 года в переводе с чувашского

Провозглашенные на бумаге "Идель-Урал Штаты" и Волжско-Уральская Советская Республика не состоялись. Члены Чувашского отдела при Наркомнаце Д.С. Эльмень, С.А. Коричев, В.В. Тюмеров и др. Д.П. Юман несколько раз письменно и устно обращались к Сталину, ведавшим делами национальностей при молодом советском правительстве, несколько раз встречались. Историография этого вопроса подробно освещена во многих исследованиях, например в книге С.В. Щербакова "Национальное самоопределение чувашского народа в начале ХХ века" (Чебоксары, 2013).

Юман, Метри

Метри Юман (чуваш. Мĕтри Юман, по паспорту — Дмитрий Петрович Петров.

Родился в 1885 году в деревне Большие Бюрганы Буинского района Татарстана, умер в 1939 году в Гулаге, Сибири. Чувашский прозаик, драматург.

Основные издания Мĕтри Юмана "Суйласа илнисем" (Избранные произведения, 1997), "Ирĕклĕх çулĕ" (Путь свободы, 1924), "1905-мĕш çул" (1905 год, 1925), "Çурçĕре пăхăнтаракансем" (Завоеватель севера, 1935), "Ялти ĕçхĕрарăмĕсем Советсенче ĕçлĕр" (Советы и крестьянка, 1929) вошли в золотой фонд Государственной книжной палаты Чувашской Республики.

Встречи со Сталиным успеха не имели. Предложение В.И. Ленина образовать Чувашскую Республику со столицей в Симбирске прозвучало в Кремле при обсуждении планов Г.Ф. Алюнова, А.Д. Краснова, Д.П. Юмана (экстерриториальная культурная автономия) и проекта Д.С. Эльменя (Чувашская трудовая коммуна). К этому времени Декрет Наркомнаца от 22 марта 1918 года о Татаро-Башкирской Советской Республики был отменен Политбюро ЦК РКП(б). О предложении В.И. Ленина назвать Чувашию республикой со столицей в Симбирске говорится в воспоминаниях участников совещания В.А. Алексеева и С.А. Коричева: "Эльмень возразил против Чувашской Республики, сказал, что слово "республика" понимается как отделение от РСФСР, тогда как чуваши, Владимир Ильич, хотят быть только в составе Российской Федерации..." (Алексеев В. Дорогой Октября. Чебоксары, 1971. С. 58) и "...настаивал на том, что слово "коммуна" приближает чувашей к коммунистическим идеалам" (Коричев С. Первые шаги. Чебоксары, 1969. С. 28).

Предложение В.И. Ленина образовать Чувашскую Республику со столицей в Симбирске куцая чувашская делегация, зацикленная на Чебоксарской трудовой коммуне, попросту не сумела взять в толк.

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ ИЛИ "ШТАТ ВОЛГА-УРАЛ"

С тех пор утекло немало воды, но идея Идель-Урала все еще держится на плаву. Она возникает в переломные моменты в истории страны и судьбах коренных народов России. В годы Великой Отечественной войны фашисты усиленно использовали ее для пропагандистских целей среди советских военнопленных. В Берлине издавались газеты на татарском "Идель-Урал" и на чувашском "Атăл-Уралшăн" (За Волго-Урал) языках. Вермахт образовал волжско-финский батальон и волжско-татарский легион "Идель-Урал" из представителей поволжских народов – татар, башкир, марийцев, мордвы, чувашей, удмуртов. Идеологическим знаменем легиона объявили борьбу за создание независимой Волго-Уральской республики "Идель-Урал" в границах Башкирской, Марийской, Мордовской, Татарской, Чувашской, Удмуртской АССР.

Читайте также ​
"Единство российской нации не может быть осуществлено законом"

После обвала Советского Союза, а потом при объявлении построения "единой российской нации" мысль о штатах в России снова стала мелькать на страницах печати. Но, эта страница истории была перевернута для чувашей еще в 1918 году, когда, досконально изучив положение чувашского народа, его историю, религию и менталитет, а также перспективу развития малых народов в будущих штатах, тщательно обсудив вопрос почти со всеми ведущими деятелями башкирского и татарского народов, Дмитрий Юман вынес решение в пользу Советов, Федеративной России и Чувашской национально-культурной автономии. Всероссийский чувашский съезд военнослужащих его предложение принял. Позже Юман был репрессирован и умер в лагерях. Казалось бы, выбор сделан, но неутихающие споры показывают, что тема еще открыта для обсуждений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

XS
SM
MD
LG