Вахитовский районный суд Казани сегодня продолжил рассмотрение уголовного дела в отношении депутата Горсовета Нижнекамска Николая Максимова, обвиняемого в вымогательстве у депутата Госдумы от Татарстана Айрата Хайруллина. Суд сегодня допросил свидетелей обвинения – начальника избирательного штаба Хайруллина и представителей службы безопасности. На суде выяснилось, что сам Айрат Хайруллин узнал о случившемся за день до спецоперации, а деньги для выкупа тиража газет "Ленинская правда в НК" снял Илшат Хайруллин со счета своего брата.
Депутат Горсовета Нижнекамска Николай Максимов, избранный от партии "Коммунисты России", обвиняется в преступлении, предусмотренном п. "б" ч. 3 ст. 163 Уголовного кодекса России (вымогательство, совершенное в целях получения имущества в особо крупном размере). По версии следствия, Максимов пытался продать партийную газету "Ленинская правда в НК" кандидату в депутаты Госдумы от "Единой России" Айрату Хайруллину, в которой был опубликован критический материал о нем. Максимов предложил Хайруллину выкупить тираж за полтора миллиона рублей. Нижнекамского депутата задержали в конце июля в Казани в момент получения денег от представителя Хайруллина.
Согласно данным следствия, Максимов многотысячным тиражом напечатал газету "Ленинская правда", в которой говорилось о том, что Хайруллин "всегда голосовал за антинародные законы", "занимался предпринимательской деятельностью будучи депутатом", "имеет коррупционные связи в руководстве Татарстана и Госсовета республики", а также "незаконно возглавил завод "Красный восток"
С начала по конец октября прошлого года Максимов находился в СИЗО, после чего Советский районный суд Казани изменил ему меру пресечения на домашний арест.
На первом судебном заседании, которое состоялось 22 декабря прошлого года, было зачитано обвинительное заключение, согласно которому Николай Максимов заранее знал о планах Хайруллина участвовать в выборах в Госдуму. Именно поэтому, согласно данным следствия, Максимов многотысячным тиражом напечатал газету "Ленинская правда", в которой говорилось о том, что Хайруллин "всегда голосовал за антинародные законы", "занимался предпринимательской деятельностью будучи депутатом", "имеет коррупционные связи в руководстве Татарстана и Госсовета республики", а также "незаконно возглавил завод "Красный восток".
Николай Максимов своей вины не признает. По его мнению, он не вымогал деньги у представителей Хайруллина, а лишь предложил выкупить тираж газеты, поскольку не стал кандидатом в депутаты Госдумы от "Коммунистов России". После того, как руководство партии отказало Максимову в том, чтобы он стал кандидатом по Нижнекамскому одномандатному округу, между ним и партией возникли противоречия, в результате которых он лишился поста первого секретаря горкома Нижнекамска, а в декабре прошлого года и поста члена ЦК. По словам его помощницы Розы Ведерниковой, речь о лишении членства в партии на данный момент не идет.
Защитник Максимова Аскар Пономарев ранее направлял следователям ходатайство о прекращении дела за отсутствием события преступления, в котором говорилось о том, что в газете "Ленинская правда" были напечатаны только те факты о братьях Хайруллиных, которые есть в открытых источниках, в том числе в СМИ.
Суд 22 декабря продлил Максимову домашний арест до 28 марта этого года и перенес слушание дела в связи с отсутствием потерпевших. Однако журналисты тогда выяснили, что за несколько часов до начала процесса Айрат Хайруллин участвовал в заседании дискуссионного клуба "Единой России" в казанском офисе партии.
Накануне суд допросил несколько свидетелей. Так, один из учредителей газеты Владимир Атакишев заявил, что не знал о статье в газете "Ленинская правда в НК", но "наслышан" о ней. Кроме того, он сообщил, что газета распространяется безвозмездно и только тогда, когда на ее изготовление имеются денежные средства. Атакишев также констатировал, что все данные в статье взяты из открытых источников.
Другой свидетель – Руслан Хасанзянов, который с 2008 по 2015 год был помощником Николая Максимова, рассказал, что депутат Горсовета Нижнекамска попросил его найти средства на изготовление газеты. Хасанзянов обратился к своему приятелю Евгению Вахрушеву, который впоследствии дал около ста тысяч рублей. Хасанзянов 12 июня 2016 года отправил макет газеты в типографию, после чего 15 июня была отгружена первая часть тиража. Всего, по словам свидетеля, было напечатано около 94 тысяч газет. Сам Максимов заявил на суде, что всего было изъято около 30 тысяч газет. Хасанзянов предположил, что остальная часть тиража уже была роздана. Отвечая на вопрос Максимова, подписывал ли он какие-либо докладные о принятии тиража газеты, Хасанзянов ответил, что депутат Горсовета свою подпись нигде не ставил. Свидетель Евгений Вахрушев отметил, что ему не было известно содержание газеты, а договора с типографией на оказание услуг не было.
Помощник депутата Максимова Роза Ведерникова пояснила журналисту "Idel.Реалии", что Максимов не угрожал представителям Хайруллина, в связи с чем говорить о том, что это было вымогательство, нельзя. Кроме того, она констатировала, что речь не может идти о 94 тысячах газет, поскольку на 100 тысяч рублей такое количество изготовить невозможно. Она предположила, что часть суммы присвоили себе представители типографии или другие лица.
Сегодня суд опросил троих свидетелей обвинения. Так, гендиректор ОАО "Эдельвейс Групп" и начальник избирательного штаба Айрата Хайруллина Рамиль Гайнутдинов рассказал свою версию произошедшего. По его словам, летом 2016 года Максимов предложил ему встретиться, аргументируя это "компрометирующим материалом" на братьев Хайруллиных.
Гайнутдинов встретился с Максимовым через два дня, взяв на встречу диктофон. По словам начальника штаба, Максимов дал ему понять, что если штаб Хайруллина не выкупит весь тираж газеты, он продаст его конкурентам. Гайнутдинов уточнил, что депутат Горсовета Нижнекамска говорил о 30 тысячах газетах и просил за них 1,8 млн рублей.
После этого Гайнутдинов доложил о случившемся Илшату Хайруллину и замдиректора ОАО "Эдельвейс Групп" по безопасности Олегу Кондрашеву, после чего было принято решение обратиться в правоохранительные органы. Гайнутдинов назвал действия Максимова "шантажом" и "принуждением". "Он [Максимов] сказал, если вы не выкупите газету, он ее продаст другим, и это будет нести негативные последствия", – рассказал Рамиль Гайнутдинов.
Отвечая на вопрос Николая Максимова, "совершил ли он благо", решив продать газеты, а не распространив их среди населения, Рамиль Гайнутдинов ответил отрицательно, пояснив, что Максимов "торговался" и "готовил черный пиар"
Отвечая на вопрос Николая Максимова, "совершил ли он благо", решив продать газеты, а не распространив их среди населения, Рамиль Гайнутдинов ответил отрицательно, пояснив, что Максимов "торговался" и "готовил черный пиар". Кроме того, Гайнутдинов пояснил, что информация в газете стала для него неожиданностью. Помимо этого, начальник штаба Хайруллина дал понять, что если бы газета все-таки дошла до населения, они бы настаивали на возбуждении уголовного дела за распространение сведений, "порочащих честь Айрата Хайруллина".
Сотрудник службы безопасности, работающий на компанию "Красный Восток Агро" и непосредственно передавший Максимову деньги за газеты, Виталий Семенов рассказал, что "в середине лета" его вызвал Олег Кондрашев, сообщил о предложении Максимова, поручил ему обратиться в правоохранительные органы и начать подготовку к задержанию депутата Горсовета Нижнекамска.
За день до передачи денег Семенов связался с Максимовым и назначил встречу на производственных складах "Эдельвейс Групп". По словам Семенова, ему удалось сбить цену с 1,8 млн до 1,65 млн рублей. Сотрудник службы безопасности уточнил, что деньги ему передал Олег Кондрашев, после чего он приехал в МВД, где сотрудники полиции "переписали" купюры.
Встретив Николая Максимова, Семенов провел его на место для совершения сделки. По его словам, автомобиль нижнекамского депутата был практически забит пачками газет. Семенов отдал деньги Максимову и попросил его их пересчитать. Коммунист положил деньги на заднее кресло своей машины, после чего его задержали сотрудники полиции. Виталий Семенов, отвечая на вопрос Максимова, отказался признавать то, что он был покупателем газет. По его словам, ему было поручено лишь передать деньги. Именно поэтому, сказал Семенов, он отказался подписывать договор, на чем настаивал Максимов.
Заместитель гендиректора "Эдельвейс Групп" по безопасности Олег Кондрашев, которого также сегодня допросил суд, уточнил, что Айрату Хайруллину сообщили о предложении Максимова лишь накануне передачи денег. Кроме того, пояснил Кондрашев, деньги на сделку ему выдал Илшат Хайруллин, который снял деньги со счета Айрата Хайруллина в офисе "Энергобанка" на улице Пушкина в Казани.
После опроса Кондрашева суд объявил перерыв до 19 января. В этот день должны опросить потерпевших – Айрата и Илшата Хайруллиных. Как пояснил "Idel.Реалии" их адвокат Тимур Мифтахутдинов, 19 января ожидается присутствие Илшата Хайруллина. Что же касается Айрата Хайруллина, его присутствие в суде будет зависеть от того, будет ли в этот день сессия Госдумы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.